Новые перспективи в психотерапии и самоосвоении

Мы уже выяснили, что исследования холотропных состояний произвели крутой перелом в понимании змоциональных и психосоматических нарушений. Было установлено, что психопатологические симптомы и синдроми психогенного происхождения не могут быть удовлетворительно обьяснены, исходя лишь из травматических собьггий послеродовой биографии. Ибо из проделанных глубинной психотерапией переживаний наблюдений обнаруживается, что зти состояния имеют многоуровневую структуру движущих сил, необходимо включающ/ю в себя важные сосгавляющие из околородовой и надпичностной областей психики.

Само по себе такое открытие дает чрезвычайно пессимисгическую картину психиатрии в обычном ее понимании. Ведь оно обьясняет, почему словесные, биографически направленные подходы повсеместно вызывали большое разочарование в качестве инструментов, имевшихдело с серьезными клиническими задачами. Ибо из-за своих понятий ных и техни ческих ограничений зти методи не способны проникать в более глубокие корни тех состояний, которые они пытаются исцелять. К счастью, работа с холотропными сосгояниями предсгавляет собою нечто большее, чем просто обнаружение того, что у змоциональных и психосоматических нарушений єсть еще околордовое и надличносгное измерения. Она ведь еще обеспечивает и доступ к новим действенным механизмам исцеления, активним именно на зтих глубоких уровнях психики.

О подходе к терапии и самоосвоению, который основывается на догадках и виводах, которые оделаны при изучении холотропных состояний, и на использовании их целительных возможностей, можно говорить как о холотропной псіїхотералевтической стратегии. Зта стратегия представляет собой важную альтернативу тем методам разнообразных школ глубинной психологии, которые делают упор на диалоге между терапевтом и пациентом. Вдобавок она значительно отличается и от тех терапий переживання, развитых представителями гуманистической психологии, которые поошряют непосредственное выражение змоций и даже задействуют тело, но проделывают все зто при сохранении обычного состояния сознания.

Общин же для традиционных школ психотерапии является то, что все они пытаются понять, как работает психика, почему развиваются симптоми и что они означают. А уже затем подобное теоретическое знание используется для развития методики, которую терапевт при взаимоотношениях с пациентом применяет, чтобы виправить выходящие за пределы нормы проявлення побудительных сил. И хотя участие в зтом процессе пациента является частью, сущесгвенно влияющей на ход излечения, именно терапевт рассматривается как активное действующее лицо и исгочник знаний, необходимых для успешного завершення излечения.

Подобный подход, хотя и необычайно редко вызывающий серьезные сомнения и у психологов, и у теоретиков, все таки сградает несколькими крупними недостатками. Психотерапевтический мир разбит на множесгво школ, выказывающих знаменательное отсутствие согласия, как по самим существенным теоретическим вопросам, так и относительно необходимых терапевтических мер. Зто справедливо не только в отношении тех методов лечения, которые основываются на изначально несовместимых научных и философских предпосылках, таких, как бихевиорисгский дикондишенинг или психоанализ, но также и по отношению к большинству школ глубинной психологии, вдохновляющихся исходными для них работами Фрейда, ибо они значительно расходятся и в отношении определения побудительных сил психики, и в отношении причин, отвечающих за развитие психопатологии. Позтому зти школы также расходятся по взглядам и на психотерапевтическую сгратегию, и на характер терапевтического вмешательсгва.

При подобных обсгоятельсгвах дейсгвия и вмешательсгво терапевта оказываются более или менее произвольными, так как на них влияет и его базовая профессиональная подготовка, и его личная философия. Главное же положение холотропной терапии основано на том, что симптоми змоциональных и психосоматических нарушений предсгавляют собою попытку организма освободится от травматических отпечатков, исцелить себя и упросгить собсгвенную работу. Зти нарушения не только досадно раздражают и осложняют жизнь, но и несут в себе важнейшую благоприятную возможность. Позтому дейсгвенная терапия будет заключаться во временной активизации, усилении и последующем разрешении зтих симптомов. А помощник будет просто поддерживать протекание того, что приводится в действие само собой.

Подобное правило холотропной терапии также свойсгвенно и гомеопати. Ведь перед врачом-гомеопатом сгоит задача подобрать и применить снадобье, которое у здорових ИНДИВИДОВ ВО время так называемого о про 6овдния вызывало бы именно такие симптоми, которые проявляются у пациента (УііИоиІказ, 1980). Холотропное сосгояние сознания СКЛОННЫ дейсгвовать по типу универсального гомеопати ческого снадобья тем, как оно активизирует любые сущесгвующие симптоми и выводит вовне те симптоми, которые оставались скрьггыми.

Ранее я уже описывал, как в холотропных состояниях дейсгвует «функция радара», автоматически выносящая на поверхность именно то бессознательное содержание, что несет на себе самую сильную змоциональную нагрузку и наиболее готово для переработки. Зтот необычайно полезный и важный механизм спасает терапевта от непосильной задачи определения того, что же сосгавляет по настоящему сущесгвенные грани содержания, представляємого пациентом.

Здесь, кажется, вполне умесгно сказать несколько слов о той установке и том подходе по отношению к симптомам, что бытуют на сегодняшний день в конформистской психиатрии. Под влиянием господствующей в психиатрическом мышлении медицинской модели психиатры повсеместно склоняются к тому, чтобы рассматривать силу проявлення симптомов как показатель серьезности змоциональных и психосоматических нарушений. Стало быть, усиление симптомов рассматривается как «ухудшение» клинического состояния, а облегчение симптоматики — как «улучшение».

В повседневной лечебной работе —зто общая практика, несмотря на то, что она находится в остром противоречии с опытом, накопленным динамической психиатрией. В ходе систематической психотерапии усиление симптомов наводит на мысль о проявлений важного бессознательного содержания и часто возвещает о большом продвижении по пути излечения. Хорошо известно также, что при острых и бурных змоциональных состояниях, изобилующих богатой сим пто мати кой, прогнозы на излечение обычно намного лучше, чем при состояниях с менее бросающейся в глаза симптоматикой, развивающихся медленно и незаметно. Смешение тяжести состояния с силой проявлення симптомов, совмесгно с другими причинами, такими, как загруженность работой большинства психиатров, зкономические интересы, простота и выгодность фармакологического вмешательства, как раз и ответственно за то, что по большей части психиатрическое лечение сосредоточивается сейчас почти исключительно на подавлений симптомов.

Хотя подобная практика и отражает влияние на психиатрию медицинской модели, в самой же соматической медицине такое исключительное сосредоточение на подавлений симптомов на самом деле рассматривалось бы просто как дурная медицинская методика. Ибо при лечении физических заболеваний сим пто мати ческая терапия применяется только втом случае, если мы одновременно назначаєм методы, излечивающие причину заболевания. Например, прикладывание льда и прием аспирина пациентом с высокой температурой без установлення зтиологии лихорадочного состояния наверняка не считалось бы приемлемым методом медицинского лечения.

Единственным исключением из зтого правила является терапия неизлечимых заболеваний, которая ограни чивается лечением

симптомов из-за того, что неизвесгно, как лечить причину заболевания.

В одной из своих лекций Фритьоф Капра, чтобы наглядно показать ложносгь сосредоточения на симптомах, нежели на том, что лежит в их основе, рассказал интересную притчу. Предсгавьте себе, сказал он, что вы ведете машину, и вдруг на щитке приборов зажигается красная лампочка. Оказывается, что масло у вас на опасно низком уровне. Вы же не знаете, как автомобиль работает, но знаете, что красный свет на панели приборов означает поломку. Вы возвращаете машину в гараж и сообщаете о поломке механику. Механик же, посмотрев немного, говорит: «Красная лампочка? Пусгяки!» — берет провода и все их выдергивает. Лампочка гаснет, и механик сообщает вам, что вы можете ехать.

У нас отнюдь не сложилось бы высокое мнение о механике, предпожившем подобное «решение». Мы-то ожидали, что его вмешательство определит саму поломку, оставив нетронугой сигнальную систему, а не уничтожит механизм, предупреждающий нас о том, что поломка произошла. Точно так же цель насгоящей терапии змоциональных расстройств состоит в том, чтобы добиться такого состояния, в котором симптомы больше не будуг проявляться, а не такого, при котором они не появляются потому, что не работает сигнальная система.

Таково решение, на которое нацелена холотропная терапевтическая стратегия. В том случае, если мы поошряем, облегчаем и поддерживаем полное проявление содержания, лежащего в основе симптомов, доводится до конца то, чего организм и пытается достичь, — освободиться от травматических отпечатков и высвободить связанные с ними подавленные змоциональные и физические знергии. В главе, посвященной духовным обострениям, мы уже выяснили, что подобное понимание хода лечения применимо не только к неврозам и психосоматическим нарушениям, но и ко многим таким сосгояниям, которые конформистски настроенные психиатры диагносгировали бы как психотические и рассматривали как проявлення серьезного душевного заболевания.

Неспособносгь осознать целительные возможносги подобиых крайних состояний отражает узосгь мировоззренческих рамок западной психиатрии, ограниченной послеродовой биографией и индивидуальным бессознательным. Позтому переживання, для которых внутри зтих узких рамок не припасено никакого логи ческого обьяснения, относятся к патологи ческим процессам неизвесгного происхождения. Однако расширенная картография психики, включающая околородовую и надпичносгную обласги, дает есгественное обьяснение и силе, и содержанию зтих крайних состояний.

Другое важное положение холотропной терапии состоит в том, что деятельносгь среднего человека нашей культуры происходит на уровне, который намного ниже его дейсгвительных возможносгей и способностей. Подобное обеднение происходит за счет того, что он отождесгвляет себя только с малой долей собственного бытия — с физическим телом и зго. Такое ложное отождесгвление ведет к неполному, нездоровому и неплодотворному способу жизни и способсгвует развитию змоциональных и психосоматических нарушений психологи ческого происхождения. Появление тревожных симптомов, не имеющих никакой органической основы, может рассматриваться как указание на то, что индивид, действующий исходя из ложных предпосылок, достиг какой-то точки, на которой становится очевидним, что старый способ существования в мире больше уже неприемлем и оказывается невыносимым.

Когда же становится ясно, что направленность на внешний мир перестала действовать, индивид философски отстраняется от него в свой внутренний мир и чрезвычайно змоционально нагруженное содержание бессознательного начинает проявляться в сознании. Наплыв подобного содержания вызывает потрясения и обладает свойством нарушать способность индивида выполнять свои задачи в повседневной жизни. Подобный слом может происходить лишь в какой-то ограниченной сфере жизни, такой, как брак или половая жизнь, профессиональная деятельность или преследование разнообразных личных амбиций, либо же поразить одновременно все стороны жизни индивида.

Размеры и г луби на подобного слома зависит от временной привязки важнейших травм, от которых индивид страдал в детском и младенческом возрасте, потому что именно они определяют, будет происходящее приобретать либо невротические, либо психотические свойства. Причинение травм на более поздних стадиях послеродовой жизни вызывает предрасположенносгь к невротическому срыву, поражающему лишь некоторые обласги межличностной и общественной жизни индивида. Но если происходящее приобретает свойства психоза, охватывая все сферы жизни, — зто обычно указывает на серьезные потрясения на ранних стадиях м ладен чества.

Складывающееся вследствие зтого положение представляет собой не только кризис или обострение, но еще и важную благоприятную возможность. Позтому главная задача холотропной терапии состоит в том, чтобы поддерживать бессознательную деятельность или даже привести ее в более подвижное состояние, чтобы полностью вынести в сознание память о вытесненных и забытых травмах. В ходе зтого высвобождается и разряжается связанная в змоциональных и психосоматических симптомах знергия, а сами симптоми превращаются в поток переживаний. Причем содержание зтих переживаний может заимствоваться с любого уровня психики — биографического, околородового или надпичностного.

Задача же помощника или терапевта при холотропной терапии заключается втом, чтобы поддерживать протекание переживаний с полным доверием к их исцеляющей природе, не пытаясь направлять их или каким-либо образом нагружать. Ведь все дейсгвие ведется только собсгвенным внутренним исцеляющим разумом индивида. И здесь понятие терапевт употребляется в смысле греческого слова ПППППППППП, которое и означало лицо, прислуживающее при ходе исцеления, а не активного деятеля, чья задача сосгояла в том, чтобы «починить пациента». Для терапевта важно поддерживать развертывание переживання, даже если рассудком он не может его посгичь.

Некоторые мощные исцеляющие и преображающие переживання могуг и вовсе не иметь никакого конкретного содержания: они сосгоят из последовательносги глубокого накапливания змоций или физических напряжений, их последующего высвобождения и расслабления. Зачасгую конкретное содержание и интуитивные озарения возникают уже потом, либо во время зтого же сеанса, либо даже в последующих. В некоторых случаях разрешение происходит на биографическом уровне, в других же — в связи с околородовым содержанием или с надличносгными темами. И подчас волнующее исцеление и преображение личносги с усгойчивыми последсгвиями вытекает из переживаний, которые вовсе не поддаются разумному обьяснению.

Самым мощным методом вызова холотропных состояний с целью излечения, без сомнения, является употребление психоделических растений или вещесгв. В насгоящее время сущесгвует лишь несколько официальных исследовательских программ, привлекающих зти вещества, а психоделическая терапия где-либо в мире практически недоступна. Позтому я сосредоточу наше внимание на подходе, который способен вызывать холотропные состояния не фармакологическими средсгвами и не связан со сложными проблемами политического, административного и юридического характера.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ
НОВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ОЖИДАНИЯ
8.4.2 Новые веяния в исследованиях решений
2.4.2 Новые методы и старые проблемы
НОВЫЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
НОВЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ОБМАНА
1.4. Онтология мира человека: новые аспекты
НОВЫЕ ГЛАВЫ: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
«НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕ-ДОВАНИЙ И МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ»
Бубнова А.В., Суходольский Г.В. НОВЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА КОРРЕЛЯЦИЙ
КОСТИЦЫН Н.А. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ И РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ
Добавить комментарий