Нуждина Алена Александровна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

С давних времен, размышляя о роли музыки в жизни человека, мыслители признавали ее воспитательное, развивающее и познавательное значение. В античности считалось, что человек воспринимает мир через музыку. У нее есть средства для выражения всех явлений природы и страстей человека (Д. Дидро). Многие движения души не могут быть выражены словами, и только музыка способна воплотить их в своем звуковом материале (Аврелий Августин), поэтому она является условием познания человеком мира и самого себя. В Древней Греции музыкальному искусству отводилась главная роль в воспитании. Мыслители Востока высоко ценили нравственный и очищающий характер музыки, считая ее одним из важнейших средств управления государством и воспитания людей (Конфуций). Музыка оказывает развивающее воздействие на личность (Аристотель), являясь средством припоминания «божественных истин», которые бессмертная душа человека знала еще до рождения в теле (Платон).

Музыка как проявление космической гармонии может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию (Пифагор), помогает сохранять внутренний мир, душевный покой, создает условия, при которых человек не зависит от внешних проявлений мира (Д. Вавилонский), стабилизирует чувства и воображение человека, чтобы помочь ему разобраться в потоке восприятий (С.Лангер).

Весь мир имеет звучащую природу и зависит в своем развитии от звука (Н. Бхарата). Основные органические процессы в человеческом организме характеризуются ритмичностью, и звуковая материя как ритмически организованный феномен взаимодействует с ними и оказывает влияние. При этом значение музыкальных звуков безмерно возвышается над звуками как таковыми (В. А. Апрелева). Воздействие их происходит на нескольких уровнях: физическом (на рецепторы слухового аппарата), психофизиологическом (на мозг), биоэнергетическом (на жизненный тонус) и духовном (на внутренний мир человека, его разум и душу) (Л. Ч. Загитова).

Мозг человека с момента рождения способен к восприятию музыки. Ранний музыкальный опыт открывает доступ к врожденным механизмам восприятия и понимания музыки и позволяет использовать их для образования других высших функций мозга (X. Leng, G. Shaw). Музыка перестраивает характер внутриполушарных и межполушарных отношений (Т. П. Хризман), способствует интеграции когнитивных и эмоциональных процессов (В.

А. Рылькова) и тем самым значительно повышает способности и возможности организма к обучению, даже если она воспринимается неосознанно.

Опыт применения нами музыкального сопровождения на развивающих занятиях с детьми в возрасте от 6 месяцев до 3 лет демонстрирует его значимость для эффективности занятий. Музыка является раздражителем, который вызывает целостную реакцию всего организма (Б. М. Теплов). Дети в возрасте от 6 месяцев до 1 года независимо от своего физического развития, моментально отзываются на мелодичные звучания. Большинству из них еще не важно, где находится «музыкальный источник», но они начинают совершать ритмичные движения, демонстрируя положительные эмоции. Бодрая, динамичная музыка выступает хорошим дополнением в блоке физического развития, когда малыши с мамами преодолевают «препятствия», разучивают новые движения, выполняют упражнения. При развитии мелкой моторики, где необходимо сосредоточение, терпение и спокойствие, предпочтение отдается медленной гармоничной музыке.

Релаксационная музыка, звуки природы являются необходимым компонентом на занятиях по ароматерапии с детьми от 1 года до 2 лет. В этом возрасте, когда физические возможности позволяют все потрогать, попробовать и испытать, возрастает отвлекаемость, в том числе на «звучащие» предметы. Однако «естественные» звуки позволяют снизить этот фактор, оставаясь оптимальным фоном для занятия. Общее гармонизирующее и оздоравливающее влияние происходит за счет воздействие практически на все анализаторы: зрение, обоняние (аромамасла), слух (музыка), осязание (всевозможные крупы).

В 1,5-2 года большое значение для эффективности занятий приобретает наличие сюжетной линии. Поэтому музыка может выступать и самостоятельным материалом, элементом сюжета. Так, например, дети охотно прислушиваются к звукам ручья, птиц, находясь в Сказочном лесу (методика В. В. Воскобовича). Наличие музыкального фона раскрепощает и сплочает.

Использование разнообразной по своим физическим характеристикам и эмоциональному содержанию музыки позволяет создать и поддержать определенный эмоциональный фон на занятиях, дополнить и разнообразить их, способствует физической активности детей.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Бочкова Алена Александровна САМОРЕГУЛЯЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Лашманова Ольга Александровна КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ФОЛЬКЛОРНЫХ ЗАНЯТИЙ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Гопкало Екатерина Александровна Гопкало Дарья Александровна ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ДИАГНОСТИКИ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ ДЛЯ ВЫЗОВА ЭМОЦИЙ.
Касымова Г.М. ИНДИВИДУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
Шкадаревич Е.В. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ НАРУШЕНИЙ
Черемисина М.А. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Социальная поддержка и копинг-поведение женщин раннего зрелого возраста,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЕ И ИГР В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ
Алексеева М.Н. ОНТОГЕНЕЗ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Жарких У.В., Захарова М.Л. ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНОЙ И РЕЧЕВОЙ СФЕР ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДОМЕ РЕБЕНКА
Добавить комментарий