Н.В.Серов К ВОПРОСУ О ХРОМАТИЧЕСКОМ МОДЕЛИРОВАНИИ ЭМОЦИЙ

Моделирование эмоций цветом можно представить в рамках хроматизма, который в определенной мере основан на античном понимании сущности цвета или, строго говоря, хрома. Так, античные мыслители вкладывали в понятие “хрома” тройственное значение: “цвет” как идеально-представимое, “краска” как материально-телесное и “эмоции” как отношение между первыми. При этом еще Гиппократ установил соответствие между определенными цветами и типами темперамента. Последние определяются сегодня через активность и эмоциональность, со специфическими особенностями которых (знак, модальность и др.) в хроматизме связаны соответствующие цвета.

Со времен Локка и цвет, и краску было принято относить к субъективным (“вторичным”) качествам потому, в частности, что они не поддавались измерению и последующей формализации. В настоящее время спектроколориметрии стали вполне доступны строго количественные измерения красок (стимульных цветов) с их представлением, например, в виде реального цветового тела и/или в системе координат типа X,Y,Z.

С другой стороны, Вальдорфская школа открыла и антропософское переживание (эмпатия, эвритмия и др.) перцептивных цветов, которое позднее было переработано в проективные методики (перцепт/стимул) функциональной психологии. Последние, например, в случае тестов Люшера, обращаются к колориметрии лишь для точного воспроизведения цветовых стимульных образцов.

Возможность количественной интерпретации эмоций через параметры цвета в указанном античном соотношении (идеального к материальному) и является темой настоящего сообщения.

Античная мысль выявила, что интеллект человека может быть представлен как система функций сознательного (социального), подсознательного (творческого, идеального) и бессознательного (биологического, телесного) компонентов. Психоанализ и аналитическая школа весьма детально обосновали это тройственное подразделение интеллекта, что позволяет предположить возможность соответствия между определенными компонентами интеллекта и “хрома”.

При наиболее вероятном сопоставлении “краски” с телесным проявлением эмоций (в виде ощущения как функции бессознательного), а “цвета” — с идеальным проявлением эмоций (в виде чувств как функции подсознательного) оказывается, что сознательное как компонент интеллекта практически не участвует в данном отношении и его роль может быть сведена лишь к понятийному представлению и формализации знаний о цвете.

Собственно же эмоции тогда могут быть промоделированы как отношение идеальных представлений о потребности и/или чувственных образов восприятия (перцептов) к их материальному субстрату (например типа эмоционального тона ощущений) как объективному стимулу этих эмоций, который может быть выражен через определенные цвета.

Практически проверить работоспособность настоящей модели на количественном уровне можно, по-видимому, лишь путем синхронного измерения цветового стимула (отражения кожного покрова) и предъявляемых цветовых образцов (типа относительных предпочтений “перцепт/стимул” проективных тестов), что, казалось бы, должно требовать усовершенствования известных методик.

Однако с учетом того, что характер эмоций обусловлен объективными событиями, развивающимися во внешней среде, можно предположить и адекватное (объективное) проявление эмоций на бессознательном уровне адаптации интеллекта.

Действительно, эмоциональная реакция обычно сопровождается синхронным изменением окраски кожных покровов, которое описано многими исследователями и может быть легко измерено в экстремальных (аффективных, сексуальных и др.) состояниях интеллекта.

Тот факт, что как эмоции, так и сопровождающие их цвета имеют амбивалентный характер, подтверждается в развиваемой модели на примере семантического соответствия трехкоординатного представления полярных эмоций (по Вундту) распределению цветов по цветовому телу Манселла.

Итак, хроматическая модель эмоций позволяет полагать, что измерение цвета в психофизических экспериментах создает возможность как для выявления соответствия между стимульными и перцептивными цветами, так и для количественного моделирования эмоций по забытому соотношению между “духом и телом”.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Серов Н.В. О МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ЯЗЫКЕ И МОДЕЛИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТА
Серов К СИСТЕМАТИКЕ ФОРМУЛ ПСИХОЛОГИИ
Серова И., Сидорина К., Тюрюмова И., Чурикова Ю., Прияцкова К., Турилова Е., Мокрова И., Радина Н.К. ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ В «ХОЛОДНОЙ СЕМЬЕ»:ПРИЧИНЫ ВСТУПЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕКТЫ
Богова Юлия Валерьевна Гончар Ольга Владимировна Серова Ольга Александровна Кислицына Ольга Владимировна НЕРОЖДЕННЫЕ ДЕТИ: ТАКТИКИ САМООБВИНЕНИЯ И САМООПРАВДАНИЯ МАТЕРЕЙ.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
2.5. Моделирование в эргономике
4.1. ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
4. МОДЕЛИРОВАНИЕ В ТЕОРИИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ
4.1.4. О МЕТОДОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.
4.5. МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ВЗАИМОВЛИЯНИЙ ФАКТОРОВ
4.2.3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
3.3.5. МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ РАСПОЗНАВАНИЯ РЕЧИ
3.3.6. ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО РАСПОЗНАВАНИЮ РЕЧИ МОДЕЛИРОВАНИЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕ-НИЕ.
3.8. МОДЕЛИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
Добавить комментарий