НЯГОЛОВА М., ЦВЕТКОВ Д. ПРАЗДНИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРА В ЗЕРКАЛЕ ПСИХОЛОГИИ

Изучение праздничности в системе культуры является традиционной проблемой этнографического и этнологического исследований. В этом контексте можно указать на классическое для болгарской этнографии произведение М. Арнаудова «Болгарские народные праздники» (1943г.), а также на вклад выдающихся болгарских ученых Х. Вакарелского и С.Генчева. В общеевропейском этнологическом аспекте особенно значительной оказывается разработка этой проблемы французскими исследователями, среди которых необходимо специально отметить монографические исследования Л. Дюмона «Тараск – опыт описания одного социального факта с точки зрения социологии” (1951) и М. Вовеля «Метаморфозы праздника в Провансе с 1750 по 1820» (1976).

В психологии, однако, изучение праздничности отличается прикладным характером и очень часто его обсуждение вызывает скептиче-ское отношение, несмотря на то, что первый призыв о сотрудничестве психологии и этнологии отправлен М. Моссом еще в 20-х годах прошлого века. За организацией и проведением праздника вскрывается весьма продолжительная ситуация развернутого диалогического общения, позволяющая определить позицию конкретной личности и данной социальной группы в целом. В межличностном пространстве праздника выявляется ценностная особенность связи личности с действительностью, а в отношении к праздникам – ее удовлетворенность жизнью.

Наша задача состояла именно в выявлении значения личностного смысла праздника и праздничной системы. В связи с этим нами было проведено практическое исследование летом 2000 г. в моноэтническом болгарском горном селе Шипково, регион города Трояна. В исследовании была применена анкета открытого типа С. Тихомировой и М. Воловиковой (ИП РАН – Москва), содержащая несколько ассоциативных задач. Таким способом были анкетированы 38 жителей села в возрасте 15–88 лет (26 женщин и 12 мужчин).

В своих ответах на вопрос «Постарайтесь описать праздник, который Вам особенно запомнился» большинство испытуемых относит свои самые яркие впечатления к проведению болгарских календарных праздников: Великден (Пасха), Коледа (Рождество) и Новый год, Петровден (День Святого Петра), Гергьовден (День Святого Георгия). Результаты ранжирования по этому вопросу показали, что отдано самое большое предпочтение отдано праздникам вессеннего и летнего циклов. Особым предпочтением пользовались и два праздника, утвержденные в болгарской праздничной системе во времена социализма – 1 мая и 9 сентября (праздник так называемой болгарской со-циалистической революции).

У многих испытуемых возникали ностальгические воспоминания про эти праздники. Никто из них не ука-зывал на их политический смысл, акцент ставился на социальную ситуацию их проведения. Содержание ответов говорит о том, что очень большое значение имеет настроение праздновать, которое всегда связанно с финансовыми возможностями людей и с социальными условиями их жизни. Другим ведущим мотивом предпочтения того или иного праздника оказываются обычаи, сопутствующие празднику. В воспоминаниях испытуемых, большинство этих обычаев оторвано от их религиозного смысла. Результаты анкеты во многом подтвердили вывод С. Генчева о том, что «воспоминание о традиционной обрядной практике еще живое, но уже отмерло ее старое мировозренческое основание» (Българска народна култура. 1981, с. 174).

Предпочтение весенних и летних праздников жителями села Шипково является показателем характерной особенности образа жизни балканского горного села, связанной с представлениями о очищающем смысле праздника после тяжелой зимы и с удачей в специфиче-ской сельскохозяйственной практике – скотоводчестве и овцеводстве. Необходимо отметить, что за последние несколько десятилетий в Шипкове, как и по всей Болгарии, зрелищный характер праздника постепенно заменяет его обрядный характер. Вопрос «Назовите первые три слова, которые Вам приходят в голову в связи со словом «праздник»» затруднил большинство испытуемых, потому что этот подход ассоциативного завершения предложений показался им странным и неестественным.

Временная перспектива ответов направлена в прошлое. «Настоящее» не является для испытуемых естественным источником праздни-ков. Отношение к праздникам выражает не только сильно изменившийся образ жизни людей, который они определяют как худший и не-ясный, а и изменение самой стратегии жизни личности. Эта стратегия жизни личности превратилась из активной в пассивную. Испытуе-мые трех возрастных групп не только потерпели социальные и экономические потери; этот кризис вызвал значительные изменения и в ценностной системе личности. Отношение к праздникам как к чему-то хорошему из прошлого, говорит о том, что у испытуемых реально возникли глубокие «психологические личностные потери».

Изучение отношения к праздникам традиционной культуры позволяет расширить круг возможностей прикладного изучения лично-сти.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Розум ПСИХОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ И КОМПЬЮТЕРНАЯ КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ
Цветков А.В. Методика контроля динамики формирующего обучения
В. В. Цветков СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТА «ОПРОСНИК ВОСПИТАННОСТИ И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ»
4.2. Креативность и творчество в зеркале транскоммуникативного подхода
ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И МИР В ЗЕРКАЛЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Козлов Д.Д. СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Я-КОНЦЕПЦИИ В ЗЕРКАЛЕ ПСИХОСЕМАНТИКИ
Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
7.3. Психология. Техника. Культура. (Проблемы психотехнического анализа и синтеза)
ВЛИЯНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПСИХОЛОГИЮ ЧЕ-ЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Глава 3. Исторический этап смены «Культуры Работы» на «Культуру Досуга»
Горькова Н.Г. Роль практической психологии в развитии психологической культуры молодежи
§ 1. Знания по истории психологии труда в профессиональной культуре специалиста-человековеда
Богданова Евгения Владимировна КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
2. Психолог-профконсультант как возможный посредник между самоопределяющимся человеком и культурой
Добавить комментарий