ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ И ПОНИМАЮЩИЙ ПОДХОДЫ В ИС-СЛЕДОВАНИЯХ КАТЕГОРИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Анализ бихевиористских теорий в плане развития категории переживания дает понимание существую-щего положения категории переживания в современной науке, поскольку господствующий ныне когнитив-ный подход является по многим положениям преемником бихевиоризма. Лихи (Leahy, 1992) не видит суще-ственных различий между методологическим бихевиоризмом и когнитивной психологией. Когнитвно-бихевиористкой психологии противопоставлена «психология жизни», впервые введенная В. Дильтеем, ко-торый заявил о своем понимании психологии еще в 1880–1890-х годах. В период открытого кризиса в пси-хологии в 1910–1930-е годы XX в. его описательная психология занимала одно из центральных мест. На данном этапе развития психологии его идеи звучат особенно актуально. Он описывал господствующую в то время психологическую методологию как объяснительную, расчленяющую: «Объяснительная психология <…> хочет объяснить уклад душевного мира с его составными частями, силами и законами точно так, как химия и физика объясняют строение мира телесного». Не исключая из психологии гипотетические состав-ные части, тем не менее В. Дильтей ставит под сомнение правомерность перенесения метода естественнона-учного образования гипотез на область душевной жизни. Первейшим отличием наук о духе от естественных служит то, далее излагает он, что в последних факты даются извне при посредстве чувств как единичные феномены, меж тем как для наук о духе они непосредственно выступают изнутри как реальности и как не-которая живая связь. «Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем. — писал В. Дильтей, — Во внутреннем опыте даны также процессы воздействия, связи в одно целое функций как отдельных членов душевной жизни. Переживаемый комплекс тут является первичным, различение отдельных членов его — дело уже последующего… именно связные комплексы первоначально и постоянно даны в переживании; жизнь существует везде лишь в виде связного комплекса». Объяснительной психологии он противопостав-ляет описательную психологию, предметом которой является планомерность в связи с развитием душевной жизни. Такого рода психология представляет собой описание и анализ связи единообразно проявляющихся во всякой развитой человеческой душевной жизни составных частей, которая не выводится, а переживается. Она изображает эту связь внутренней жизни в некотором роде типичном человеке. Она рассматривает, ана-лизирует, экспериментирует и сравнивает. Она пользуется всяким возможным вспомогательным средством для разрешения своей задачи. Но значение ее в скале наук основывается именно на том, что всякая связь, к которой она обращается, может быть однозначно удостоверена внутренним восприятием, и каждая такая связь может быть показана как член объемлющей ее более широкой связи, которая не выводится путем умо-заключения, а изначально дана. Описательная психология В. Дильтея фактически противоположна по мето-дам, критериям научной оценки бихевиоризму и когнитивизму. Именно внутренний опыт в описательной психологии является определяющим в научном исследовании, а поведение, внешние, объективные проявле-ния представляют составляющие из некоторой совокупности этого опыта. Причем данный опыт является в виде первичных переживаемых комплексов, включенных в более широкие связи.

Таким образом, категория переживания совместно с категорией жизни является ключевой и определяю-щей в описательной психологии В. Дильтея. Изучение категории переживания требует, исходя из представ-лений В. Дильтея, иных методологических подходов, кроме тех, что утвердились в современной психологии и связанны с традициями когнитивно-бихевиористской школы. Р. Д. Лэйнг (2005) писал: «Человека описы-вали как животное, как машину, как более или менее самостоятельный биохимический комплекс, но наибольшую трудность продолжает представлять попытка выработать человеческое понимание человека в категориях, свойственных самому человеку». Он предложил в качестве основной категории психологии — переживание человека, которое является «единственным свидетельством», самим «логосом психологии».

Для объяснительной психологии характерны синтетический и конструктивный ход.

Она выводит все находимые во внутреннем опыте и его расширениях факты из однозначно определенных элементов. Э. Шпрангер (2000) называл такую психологию, ориентирующуюся на естествознание, «психологией элемен-тов» в противовес «научной психологии духа». Он считал, что научная ограниченность психологии элемен-тов состоит в том, что она разрушает полную смысла связь душевного. Ее метод можно сравнить с вивисек-цией лягушки. Тот, кто рассекает лягушку, изучает ее внутреннее строение и с помощью размышления зна-комится также с физиологическими функциями ее органов. Однако он не может ожидать, что снова соединит эти части и создаст из них живую лягушку. Так же мало с помощью синтеза психических элементов можно обнаружить душу со всеми ее жизненными связями, полными смысла, относящимися ко всему духовному окружению. Р. Д. Лэйнг (2003) писал: «Естественнонаучные методы исследования сосредоточены на объектах, вещах, моделях отношений между вещами или на системах «событий».

Отличие личности от вещей в том, что личности переживают мир, тогда как вещи действуют в мире. В вещных событиях нет переживаний. Личностные события окрашены переживанием. Естественнонаучность — это ошибка превращения человека в процессе овеществления, который сам по себе не является частью естественнонаучного метода». Он считал современное состояние психологической науки негуманизирован-ным, так как она исследует только внешние проявления психики, отбрасывая или недооценивая внутрен-нюю реальность человека. В то время как «дегуманизированная теория приводит к нечеловеческим резуль-татам», проявляющимся в просчете количества душевной боли и экстаза в мире. Такая дегуманизация науки по Р. Д. Лэйнгу (2003) связана с общей дегуманизацией общества, в котором детей обучают тому, что они могут переживать, а какие переживания являются непристойными. Он считал, что психологическая наука должна опираться и на реалии внутреннего мира, воплощенные в переживании человека, и на реалии внеш-него мира, воплощенные в изучении поведения человека, которое по своей сути является функцией пережи-вания, о чем необходимо помнить при исследовании. Описательная психология базируется на понимании, описании и анализе цельной душевной жизни человека, которая дается нам непосредственно в пережи-вании, которое предстает как нечто неделимое и простое. Связи и соединения мы постоянно переживаем, они предстают нам изнутри через переживание. То, каким образом мы переживаем, мы никогда не можем делать ясным для рассудка. «Связь эту внутри нас мы переживаем лишь отрывочно» (Дильтей, 2000), через концентрацию на них внимания. Затем повторяющиеся в переживаемых комплексах и связях соединения можно вычленять, абстрагировать, различать, приравнивать, определять степени различия, соединять, разделять, связывать воедино несколько комплексов, выделять единообразие из многих фактов.

Таким образом, В. Дильтей выделял первую особенность постижения внутренних состояний: интеллек-туальность внутреннего восприятия. Вторая особенность постижения душевных состояний состоит в том, что само постижение возникает из переживания и связано с ним неразрывно. В переживании взаимодей-ствуют процессы всего душевного склада, в то время как чувства доставляют лишь многообразие единично-стей. Отдельный процесс поддерживается в переживании всей целостностью душевной жизни, и связь, в которой он находится в себе самой и со всем целым душевной жизни, принадлежит непосредственно опыту. Это определяет также и природу понимания нас самих и других. Объясняем мы путем чисто интеллектуаль-ных процессов, но понимаем через взаимодействие в постижении всех душевных сил, исходя из связи цело-го, данного нам живым. Именно то, что мы живем в сознании связи целого, дает нам возможность понять отдельное положение, отдельный жест и отдельное действие.

Таким образом, по В. Дильтею (2000) основная черта постижения душевной жизни психологического изыскания состоит в том, что «изыскание это вырастает из самого переживания и должно постоянно сохра-нять в нем прочные корни, чтобы быть здоровым и расти».

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КАТЕГОРИИ «ПЕРЕЖИВАНИЕ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПЕРЕЖИВАНИЯ УТРАТЫ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА
ШИКЛИНА Э.В. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫМ УСТАНОВКАМ
СЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПИСАНИЯМ.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ТИП РЕФЛЕКСИИ
МОТИВ КАК ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДЕЙСТВИЯ
2.1. Коммуникативность мира как один из базовых объяснительных принципов современной психологии
1.4. УЧИТЬСЯ – НЕ ПОНИМАТЬ, А – БЫТЬ ПОНЯТЫМ
ЦЕЛЕВАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ "УСПЕШНОСТЬ" ПЕРЕЖИВАНИЯ
Добавить комментарий