Объекты мира индивидуальности

Рассмотрим теперь более подробно мир, с которым взаимодействует ИИ. Обратим внимание на объекты мира с точки зрения их принадлежности к этому миру, их видового своеобразия и значимости для ИИ.

Условимся не смешивать несколько разных значений, в которых употребляется термин «объект». Под объектом, во-первых, может пониматься действительность (и ее отдельные фрагменты), которая окружает человека (субъекта). Во-вторых, объект есть нечто, в том числе и человек, на что (на кого) может направляться какое-то воздействие, и обусловливаемое этим особое положение предмета воздействия: его позиции, функции, реакции. В-третьих, под объектами могут подразумеваться и объекты (в первом значении) и субъекты одновременно, имея в виду их общую принадлежность к каким-либо событиям. Далее термин «объект» будет употребляться только в третьем своем значении и обозначать все то, что входит в мир индивидуальности (см. рис. 5). А для тех случаев, в которых будет подчеркиваться особая роль людей, будут применяться термины «объекты (субъекты)».

Теперь обратимся собственно к объектам мира индивидуальности. Но прежде отметим, что между миром индивидуальности и

Теперь обратимся собственно к объектам мира индивидуальности. Но прежде отметим, что между миром индивидуальности и

другими фрагментами социальной действительности отсутствует жесткая граница. Потенциально (и в пределе) любые объекты из других фрагментов социальной действительности могут войти в данный метаиндивидуальный мир. И наоборот, любые объекты могут переходить (или быть «отправленными») из данного метаиндивидуального мира в другие фрагменты социальной действительности (включая иные метаиндивидуальные миры), либо даже входить в некоторое множество фрагментов социальной действительности (и метаиндивидуальных миров) одновременно.

Интенсивность такого рода обменов является мерой оценки стабильности (изменчивости) метаиндивидуального мира, а он сам предстает одновременно в качестве закрытой и открытой системы.

Состав мира конкретной индивидуальности образуется прежде всего из двоякого рода объектов: материальных и идеальных. Такое деление объектов характеризуется и известной условностью, и в то же время оно является необходимым. Оно условно, поскольку одни и те же объекты могут существовать и в материальных, и в идеальных формах. Оно необходимо, поскольку в силу наличия материальных и идеальных форм существования одни и те же объекты могут принадлежать разным фрагментам действительности (о последних подробнее см. ниже). Разделение объектов на материальные и идеальные имеет глубокий смысл и с других позиций – с точки зрения способов их существования в мире индивидуальности, их значимости и отношения к ним со стороны ИИ. Более того, одни объекты могут входить в мир индивидуальности по преимуществу как материальные, а другие — как идеальные, т.е. идеальные и материальные способы существования далеко не всегда совпадают в одних и тех же объектах в плане их включенности в мир индивидуальности.

Объекты первого рода представляют собой материальные фрагменты действительности. Термин «материальный объект» применяется здесь в двух смыслах: (а) поскольку физически он внеположен ИИ и может существовать в объектных или объектно–субъектных формах, (б) в качестве оппозиции к понятию «идеальный объект».

К материальным объектам можно отнести людей, предметы и орудия (в том числе знаки) труда и быта, художественные и культурные предметы, животные и растения и т.п. (ср. Е. А. Климов, 1983). Люди попадают в класс материальных объектов по признаку их физической внеположности ИИ и их способности существовать как объект–субъектная реальность, опять-таки внеположно к ИИ. При этом имеются в виду не позиции, которые люди занимают в мире индивидуальности (они могут занимать в нем и субъектные позиции), а сам факт их включенности в этот мир; не игнорирование их идеальных качеств, а нетождественноcть идеальных качеств других людей особенностям идеального самой ИИ.

Материальные объекты обладают свойством физической контактности. Они локализованы в досягаемых для индивидуальности зонах пространства и интервалах времени. Чаще или реже индивидуальность имеет возможность непосредственного взаимодействия с ними. Разумеется, эти взаимодействия могут быть и опосредованы какими-либо промежуточными факторами. Однако в мире индивидуальности непосредственные взаимодействия ИИ с материальными объектами являются первичными, а опосредованные взаимодействия – вторичными.

Объектами второго рода являются идеальные объекты. Они обозначаются как идеальные потому, что имеют идеально-духовную природу. Они являются объектами, поскольку либо существуют независимо от ИИ, либо приобретают самостоятельность существования, отчуждаясь от ИИ.

В качестве идеальных объектов могут выступать прежде всего люди.

Их мир сознания и духовности выступает для ИИ как нечто внешнее, не тождественное ей самой. В качестве идеальных объектов могут быть также и другие материальные объекты. Например, художественные образы существуют в форме и материальных, и идеальных моделей (А. С. Мигунов, 1980; С. Х. Раппопорт, 1983). Последние характеризуют не только индивидуальное сознание художника и/или зрителя (слушателя, читателя); идеальные модели возникают на базе материальных и непосредственно относятся к художественным произведениям (см. Б. И. Кочубей, 1989). Идеальные объекты возникают также в результате персонификации неодушевленных предметов (см. напр. М. С. Каган, 1988). Идеальными объектами могут выступать психические образы самой ИИ, если она же их отчуждает от себя и строит с ними взаимодействие как с неким объектом, внеположным ей самой. Этот принцип, например, положен (не всегда явно) в основу многих психологических тренингов как, скажем, в нейролингвистическом программировании (R. Bandler & J. Grinder, 1979) и в гипервидении (E. A. Serdiouk, 1992); он определяет ведущие тенденции при разработке новых психотехнических игр и приемов. Наконец, в качестве идеальных объектов могут выступать объектные значения (подробно о них см. в следующих параграфах) (см. рис. 6).

Важнейшим признаком идеальных объектов в мире индивидуальности является именно то, что они отчуждены от ИИ.

Важнейшим признаком идеальных объектов в мире индивидуальности является именно то, что они отчуждены от ИИ.

Идеальные объекты могут быть либо изначально отчужденными от ИИ (например, сознание других людей, представленность перед зрителем художественного произведения в идеальных формах своего существования), либо это могут быть объекты в форме их идеальной представленности сознанию ИИ (например, объектные значения), либо идеальные объекты возникают как продукт особого рода деятельности самой ИИ (построение психических образов), включая совершение акта их отчуждения.

Таким образом, индивидуальности (ее психике и сознанию) в ее мире противостоят материальные и идеальные объекты (ср. с представлениями о «трех мирах»: мире материальных объектов, мире психических явлений, мире идей и абстракций – см. К. R. Popper, 1972; Б. И. Кочубей, 1989).

Материальные и идеальные объекты тесно взаимосвязаны между собой. Однако в мире индивидуальности их связь во многих отношениях опосредствуется самой индивидуальностью и может иметь различный характер. Индивидуальность усматривает в каждом объекте нечто особенное и самоценное. Но тем самым объекты входят в данный метаиндивидуальный мир разными сторонами и значениями: одни – в силу своей красоты, другие – в качестве обладателей каких-либо материальных благ, третьи – благодаря своим особым представлениям о мире. Важнейшей особенностью мира индивидуальности является то, что в нем объекты актуализируются частично, неполностью. Это порождает принципиальную возможность как совмещения материальных и идеальных форм в одном и том же объекте, так и распределение их между разными объектами: одни объекты открываются миру индивидуальности по преимуществу как материальные, другие – как идеальные (ср. Д. А. Леонтьев, 1992).

Мир индивидуальности складывается из значимых объектов. Значимость объекта обусловливается какими-то конкретными значениями, которые он приносит с собой в мир индивидуальности. Но ИИ вычерпывает не только значения из отдельных объектов, но и соизмеряет значения разных объектов между собой, определяя тем самым их роль и место в своем мире.

Важнейшей особенностью мира индивидуальности в связи с этим является то, что объекты классифицируются не по признакам класса, в который они включены (люди, предметы, животные и т.п.), и приоритетность объектов выстраивается не внутри классов, которым они принадлежат. Напротив, наблюдается феномен «трансклассового ранжирования».

ИИ организует свой мир таким образом, что в нем сцеплены воедино люди и вещи, художественные предметы и предметы быта, работа и досуг, духовные ценности и обыденные события. Жизнь ИИ – не есть жизнь «по классам», а мир ИИ не нарезан пластами однородных событий. Он существует вопреки аристотелевскому образу мышления (основанному на определении сущности предмета через его принадлежность к тому или иному классу). Понять этот мир и найти объяснение тому, каким способом он структурируется и почему, возможно опираясь на галилеевский образ мышления, который не сводит природу вещей только к их происхождению, а закономерность индивидуального случая не отождествляет с постоянством и повторяемостью как критериями закономерности (см. К. Левин, 1990).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
10.2.1. Сознание индивидуальности и объекты мира
Свойства индивидуальности при ее взаимодействиях с объектами мира
10.3.1. Объекты мира: идеализация
8.4. Экологическая характеристика мира индивидуальности
8.1. О пространстве мира индивидуальности c точки зрения социальной действительности
Жданова С.Ю. Индивидуальность как объект и субъект познания
10.9. Персональная образовательная траектория сотворения индивидуального транскоммуникативного мира
ДИАЛЕКТИКА ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА, АКТИВНОСТИ И РЕАКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.
ДИАЛЕКТИКА ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА, АКТИВНОСТИ И РЕАКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ КУЛЬТУ-РЫ В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Б. Г. АНАНЬЕВА
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА АГРЕССИИ: ПОЛ И РАСА ОБЪЕКТА КАК ПРЕДПОСЫЛКИ АГРЕССИИ
ГЛАВА 6 ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ТРУДЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
КАРТИНА МИРА
14.3. Пульсации метаиндивидуального мира
Подсистемы образа мира
ОБРАЗ МИРА. ОТНОШЕНИЯ
ОБРАЗ БОГА В МОДЕЛИ МИРА
РАЗДЕЛЕНИЕ МИРА
«Не от мира сего»
Добавить комментарий