ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА В ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЕ

Шеховцова Л. Ф.

(Санкт-Петербург)

В своих работах Л.М. Веккер неоднократно обращался к поиску адекватного «материала» для психических структур (1974). Основная сущность онтологической альтернативы в области психофизической проблемы, как писал он, состоит в том, будет ли материалом психического физическая реальность, или этот материал будет признан свойством принципиально иной в своих атрибутах нематериальной субстанции. Сам Веккер решает для себя эту онтологическую альтернативу в пользу материалистической парадигмы. Адекватным материалом для построения психической структуры, по его мнению, являются состояния физического взаимодействия нервного субстрата мозга с внешним объектом, т. е. такие состояния субстрата, которые несут на себе прямую печать свойств отображаемого объекта. Но «печать свойств внешнего объекта» принципиально не изменяет сам субстрат, т. е. «состояние субстрата» не есть нечто отличное по своей природе от «самого субстрата».

Веккер неоднократно подчеркивал «неформулируемость» характеристик психических процессов на физиологическом языке. Непонимание того, что психическое и физиологическое — это разные реальности,«инокачественные», несводимые друг к другу, еще встречается в психофизиологической и психологической литературе. Нельзя вывести «инокачественность» характеристик психических явлений из характеристик, лежащих в их основе видов нервной активности: психическое свойство не может быть понято как следствие пусть даже «определенным образом» организованного физико-химического процесса. Как, чем (или кем) эта «цепочка когерентных нейронных разрядов» преобразуется в психический образ, чувство страха, радости или научное открытие? Ответ, что «возбуждение этих нейродинамических ансамблей» отражается другими (такими же) «мозговыми процессами», несостоятелен без введения некоего «гомункулуса», который на каком-то иерархическом уровне собирает в «пучок» некую лестницу «отражения отражений». Такой «гомункулус» не обнаружен ни в одном эксперименте и обнаружение его методологически несостоятельно.

На факультете психологии ЛГУ в течение ряда лет разрабатывалась концепция энергоинформационных преобразований как сути психических явлений, начиная от простейших — ощущений — до сложнейших — мотивационных установок, определяющих поведение личности в социуме.

Эта экспериментальная фундаментальная фактология психологической науки показывает, что природа любого психического явления состоит в слитности, неразрывности «энергетической» (нейрофизиологической) и «информационной» (идеальной) составляющих.

Ситуация с «исчезновением» психической феноменологии несколько аналогична ситуации в физике. В физике энергия, как способность совершать работу, скрыта под феноменологической поверхностью производимой работы. Чтобы ее выявить, нужна абстракция от пространственно-временных кинематических характеристик движения. Такая объективная относительная взаимообособленность пространственно- временных и энергетических аспектов физической реальности, по мнению Веккера, выражается в том, что они находятся друг с другом в отношениях дополнительности, которые описал Н. Бор. Необходима такая же абстракция от пространственно-временных характеристик физико- химического нейрофизиологического процесса, которые не есть психические процессы. Тогда эти психические процессы будут некоей «дополнительной» реальностью к процессам физическим, как и собственно энергетические аспекты физической реальности. В результате такого рассуждения выстраивается параллель психического и энергетического аспектов реальности. «Психику», по аналогии с «энергией», можно рассматривать как некую «готовность, запредельное условие» активности в пределах этого физического мира, готовность «трагически невидимую».

С научной точки зрения корректной теорией остается только теория психофизического параллелизма, так как не выходит за пределы эмпирических исследований, утверждая, что каждому психическому процессу соответствует определенный физический процесс и наоборот. Остальные теории метафизичны, так как при выходе за пределы факта в область интерпретации ни одна из них не обходится без введения метафизических конструктов, т. е. любая интерпретация есть выход за пределы научного исследования в область мировоззрения.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
1. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ
К ПРОБЛЕМЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕРПИМОСТИ В ФИЛОСОФИИ
СЛ. РУБИНШТЕЙН И Л.М. ВЕККЕР: ВКЛАД В РАЗРЕШЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
4.2 «Творческий синтез» как альтернатива
АЛЬТЕРНАТИВЫ
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
4.2.3. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ
Петровичева Екатерина Владимировна ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УВЕРЕННОСТЬ И ПОЛИМОДАЛЬНОЕ «Я»
4.3. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
§1. ОБОБЩЕННЫЙ ВИД ОСНОВНОГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗАКОНА
ОБЩАЯ УСТАНОВКА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ЖИЗНИ
ОСНОВНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ЗАКОН
6.1.2. Взаимоотношения содержания и внешней формы (онтологический аспект)
РЕЗИДЕНЦИАЛЬНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ (RESIDENTIAL ALTERNATIVES)
АЛЬТЕРНАТИВЫ ТЕОРИИ Ж. ПИАЖЕ
3.2.3 Микрогенез как альтернатива
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕ-СКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА?
Добавить комментарий