ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Анализ положения дел в области психологии интеллекта позволяет выска-
зать предположение о том, что составить представление о природе интел-
лекта на уровне анализа его свойств (результативных и функциональных)
в принципе невозможно. Свойства интеллекта, проявляющиеся в тех или
иных конкретных ситуациях, сами должны быть объяснены с точки зре-
ния особенностей устройства порождающей их психической реальности.

В частности, Л.М. Веккер пишет, что «…объяснить свойство — значит вы-
вести его специфику из способов организации носителя этих свойств как
системы элементов, состоящих из определенного материала и организован-
ных в соответствующую целостную структуру» [Веккер, 1998, с. 661—662].
Соответственно на первый план выходит вопрос об общих характеристиках
материала и структуры психических носителей. По его словам, «общепси-

хологическую теорию с этой точки зрения можно было бы назвать «психо-
логической гистологией» в той мере, в какой она исследует элементы пси-
хической ткани, и «психологической морфологией» в той мере, в какой она
исследует структуры, в которые организуется эта ткань на разных уровнях
иерархии и в разной степени интегрированное™» [там же, с.662].

В рамках этого подхода вся совокупность познавательных процессов,
образующих состав интеллекта, рассматривается как иерархия разноуров-
невых когнитивных структур, которые на основе когнитивного синтеза
«снизу» и «сверху» образуют единую структуру человеческого интеллекта.

Центральную роль в становлении интеллекта играют понятийные струк-
туры.

Ибо понятийные структуры (концепты), включая в себя все ниже-
лежащие уровни когнитивных структур, выступают в качестве «формы ин-
тегральной работы интеллекта», а сам концепт выступает как «интеллек-
тообразующая интегративная единица» [там же, с. 349].

Таким образом, возникает необходимость в переформулировке вопро-
са о природе интеллекта. Отвечать нужно не на вопрос «Что такое интел-
лект?» (с последующим перечислением его свойств), а на вопрос «Что пред-
ставляет собой интеллект как психический носитель своих свойств?» В ка-
честве психического носителя свойств интеллекта рассматривается инди-
видуальный ментальный (умственный) опыт [Холодная, 2002].

По своему назначению интеллект — это общая познавательная способ-
ность, которая проявляется, во-первых, в том, как человек воспринимает,
понимает и объясняет происходящее и, во-вторых, в том, какие решения
он принимает и насколько эффективно действует в той или иной ситуа-
ции. По своему онтологическому статусу интеллект — это особая форма
организации индивидуального ментального опыта в виде наличных мен-
тальных структур, порождаемого ими ментального пространства отраже-
ния и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций
происходящего. Свойства интеллектуальной деятельности (как измеряе-
мые с помощью психодиагностических методик, так и проявляющиеся в
условиях реальной жизнедеятельности) производны по отношению к осо-
бенностям состава и строения ментального опыта субъекта.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА В ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЕ
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Петровичева Екатерина Владимировна ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УВЕРЕННОСТЬ И ПОЛИМОДАЛЬНОЕ «Я»
1. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ
ОБЩАЯ УСТАНОВКА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ЖИЗНИ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕ-СКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА?
6.1.2. Взаимоотношения содержания и внешней формы (онтологический аспект)
К ПРОБЛЕМЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕРПИМОСТИ В ФИЛОСОФИИ
3.4. Метаморфозы психотехнических схематизмов и онтологических схем психики в процессе развития психоаналитической психотерапии
Выше, скорее, в подтексте, чем в тексте, сквозила интенция сопоставления психологических подходов к личности и психоаналитических подходов к Я
ПОДХОД АКМЕОЦЕНТРИЧЕСКИЙ
ПОДХОД АКМЕОГРАФИЧЕСКИЙ
ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Феноменологический подход
Генетический подход
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД
Образовательный подход
Добавить комментарий