ОНТОПСИХОЛОГИЯ: ИСТОКИ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕ-НЕНИЕ

Онтопсихология как психология бытия человека зарождается в ответ на осознание потребности психологической науки и практики в интегральных представлениях о жизни человека. Термин «онтопсихология» был предложен Э. Сутичем в 1956 г. в качестве названия ветви психологии, которая могла бы стать перспективой развития идей гуманистической психологии и экзистенциализма. В своих работах об онтопсихологии упоминали многие гуманистические психологи. Р. Мэй описывал ключевую проблему современного человека, заключающуюся в «подавлении онтологического чувства бытия», и считал, что бытие человека является единственной структурой его потенциальных возможностей. А. Маслоу писал о необходимости перехода к психологии полноценно развивающейся и подлинной самости и способов бытия, и различал психологию становления и психологию бытия.

Теория онтопсихологии оформилась в работах итальянского ученого А. Менегетти, который основывал-ся на своем многолетнем опыте клинической практики с применением психоанализа, юнгианского анализа и клиентцентрированного подхода К. Роджерса. Менегетти определял предмет онтопсихологии как «анализ антропологического бытия во всех его проявлениях — от экзистенциального до трансцендентного». Предлагаемое Менегетти понимание предмета онтопсихологии созвучно тому содержанию, которое вкладывал в это понятие Б. Г. Ананьев, отмечавший, что «для онтопсихологии естественный масштаб измерений — человеческая жизнь в целом»: «изучение целостного онтогенетического ряда и жизненного пути личности (бытие человека как индивида и личности) правомерно рассматривать в качестве особой синтетической дисциплины — онтопсихологии человека» (1969). В центре внимания онтопсихологии — наиболее острые проблемы, переживаемые человеком, проблемы, связанные с фундаментальными задачами его жизни. Таким образом, онтопсихология — это современное направление психологии, которое по ряду существенных критериев может быть идентифицировано в рамках гуманистического подхода как направление, ориентированное на изучение и анализ жизненного пути человека.

Одновременно с этим онтопсихология является и экзистенциальным направлением, что отражается в фи-лософских корнях онтопсихологии, интегрировавшей экзистенциальную идею подлинности и неподлинно-сти человеческого существования.

С точки зрения экзистенциальной психологии, полнота бытия человека зависит от того, насколько человек реализует полноту своих возможностей. Если, по мнению теоретиков экзистенциального направления, центральной проблемой человека нашего времени является утрата или разрушение идентичности как следствие разрыва с Бытием, тогда решение его проблем также должно лежать в области Бытия. Разделяя взгляд психологов гуманистического направления на наличие у человека позитивного потенциала, онтопсихология придает решающее значение выбору человека, создающему самого себя. Менегетти пишет, что «необходимо научиться постигать глубинную позитивность человеческого естества», которой является онто Ин-се (онтическое «в-себе») — проявление бытия в человеческой психике. С точки зрения критерия принятия жизненно значимых решений, приоритетным становится собственный субъективный опыт человека, его глубинное ощущение соответствия сделанного выбора собственной подлинности. Высказывания известных психологов (например, М. Эриксона о том, что «каждый клиент знает решение своей проблемы, даже если ему кажется, что он его не знает») прямо указывает на то, что источником точных решений является глубинная природа самого человека. Соответственно, контакт человека со своим Ин-се является важнейшим условием точности принимаемых им решений. Как следствие онтопсихологическая школа вводит инструмент аутентифицирующего консультирования как особый тип психотерапии для здорового человека.

В онтопсихологической психотерапевтической практике используется метод интерпретации сновиде-ний, проективный тест шести рисунков. Основной задачей аутентифицирующего консультирования является восстановление способности отражения сознанием полноты экзистенциального факта и раскрытие креативности, заложенной в человеке от природы, удовлетворение потребности человека в причастности к Бытию. Аутентификация предполагает процесс, в ходе которого субъект перестраивает свое «Я», преобразуя всю свою деятельность, образ мышления и выборы в соответствии со своей подлинной природой. Аутентично структурированное «Я» способно распознать уникальную возможность, которая является оптимальной для его творческого развития.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ОНТОПСИХОЛОГИЯ — КОНЦЕПЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПОДОРОВСКИЙ А.Н. ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИЗМЕ-НЕНИЕ РОЛИ СОВЕСТИ В XX ВЕКЕ
Шаманизм – основы и истоки.
истоки когнитивной науки
IV Истоки психологического вампиризма
4.1.1. ИСТОКИ ЭРГОНОМИКИ В ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ
Истоки: мировосприятие детей
Биографические истоки насилия
МНОГОДЕТНОЕ МАТЕРИНСТВО: ИСТОКИ МОТИВАЦИИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СТИЛЕВОГО ПОДХОДА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ИСТОКИ ОШИБОЧНОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ СЛЕДУЕТ ИСКАТЬ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СИТУАЦИЯХ ДЕТСТВА.
ИСТОКИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИСКУССИИ О «КОЛИЧЕСТВЕ» ИНТЕЛЛЕКТОВ: ОДИН, ДВА ИЛИ МНОГО?
Добавить комментарий