Онучин А.Н. АТРИБУТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ «ДРУГОГО» СУБЪЕКТОМ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ

Психология социального познания может рассматриваться как относительно новая область психологи-ческого знания. Признание того, что обыкновенный человек в процессе познания окружающего социального мира не пассивно отражает, а скорее «конструирует» свой образ социального мира, привлекло внимание многих исследователей к тем механизмам, посредством которых человек строит свои представления об окружающем мире. Развитие психологии социального познания во многом связано с когнитивным направ-лением в психологии. Однако в последнее время все большее влияние приобретает попытка ряда исследо-вателей преодолеть ограничения, накладываемые «когнитивизмом». Они утверждают, что когнитивизм возвращает нас к неприемлемому солипсизму. Адепты нового движения вышли за пределы традиционного дуализма субъект–объекта и приступили к разработке новой концептуально-аналитической схемы, базиру-ющейся на альтернативной (не эмпирической) теории науки. Неразрешимые вопросы, порожденные этой теорией, заставляют обратиться к исследованию тех феноменов, которые являют собой знание в контексте человеческих отношений. Одними из первых претендентов на эту роль будут лингвистические образы: ведь знанием обычно считается то, что представлено в форме лингвистических утверждений. Лингвистические образы суть конституирующие элементы социальной практики. С этой точки зрения знание представляется уже не как предмет индивидуального обладания, а как продукт совместной деятельности людей. Для обо-значения этого движения иногда применяют термин «конструктивизм». Однако последний используют также применительно к концепции Пиаже, теории восприятия, а, кроме того, для характеристики одного из значительных направлений в искусстве ХХ столетия. Понятие «конструкционизм» позволяет избежать пу-таницы и сохранить связь данной совокупности идей с классической работой Бергера и Лукмана «Социаль-ное конструирование реальности». Наиболее радикальные представители этого направления опираются на идеи Гадамера и Рикера (Джерджен, Дэвис, Харре, Холуэй). Они предлагают рассматривать социальное действие как аналог завершенного текста, не существующего иначе, чем в некоторой интерпретации. По-этому интерпретация текста, действия, социального мира есть одновременно их конструирование. Смена интерпретаций тождественна изменению социальной реальности. Исходя из основных посылок конструк-ционистского подхода особое значение приобретает понимание того, как воспринимается поведение чело-века.

Именно поведение, осмысленное действие и социальный поступок должны рассматриваться как текст, интерпретируемый наблюдателями и самим субъектом действия. В таком случае, позиция субъекта соци-альной перцепции предполагает ряд решений относительно социальной уместности, направленности, а также причине наблюдаемого поведения. Каузальная атрибуция в таком случае рассматривается как одна из составных частей интерпретации «поведения–текста». Одним из фундаментальных постулатов теории каузальной атрибуции является разделение приписываемых причин на внутренние и внешние. Внутренние причины соотносятся с определением наблюдателем знаний или способностей действующего субъекта, определяющих возможность выполнения им данного действия, а также намерений субъекта поступка. Ре-зультатом этих мыслительных действий может стать «корреспондентное выведение» личностных характе-ристик. Таким образом, интерпретируя наблюдаемое «поведение–текст», субъект социального познания выходит на систему различных коннотаций, специфических смыслов, заданных культурой. Личностные ха-рактеристики, используемые в построении образа другого, есть понятия, предлагаемые конкретной культу-рой и закрепленные в языке. Хотя каждый язык имеет очень большой объем описательных терминов, ха-рактеризующих личность (так Олпорт и Олдберг отобрали около восемнадцати тысяч названий описатель-ного характера из Полного словаря английского языка Вебстера), в обыденном языке их количество более ограничено. Количество параметров, на основе которых люди выносят суждения о себе и других, может быть ограничено шестнадцатью факторами, по мнению Кеттела, пятнадцатью кластерами, по мнению Шмелева и Похилько, пятью факторами, по мнению Джона..

Подведем итог. Восприятие человеческого поведения может быть уподоблено чтению текста, который существует только в некоторой интерпретации; каузальная атрибуция, при таком рассмотрении является частью интерпретации «поведение–текста»; результат каузальной атрибуции связан с атрибуцией субъекту поведения знаний, намерений и личностных черт; при подобном рассмотрении особое значение приоб-ретают языковые средства, используемые интерпретатором, при чем, подчеркивается их культурный, интерсубъектный характер; изучение построения образа другого предполагает в таком случае и рассмотрение связи между характеристиками каузальной атрибуции и центральными личностными чертами в образе человека, чье поведение интерпретируется.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ПРОБЛЕМАМИ В ПОВЕДЕНИИ
Акульчик А. Д. АТРИБУТИВНЫЙ АСПЕКТ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ
Социальная перцепция
Ю. С. Смирнова, А.Д. Акульчик ОПТИМИЗАЦИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ: АТРИБУТИВНЫЙ АСПЕКТ
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ В СЕМЬЕ
СПОСОБЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СУБЪЕКТА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОНИМАНИЯ В РЕЧЕВЫХ ОПИСАНИЯХ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
Костюченко Елена Васильевна СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
7.2. ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
РУБИНШТЕЙНОВСКАЯ ПАРАДИГМА СУБЪЕКТА В ИССЛЕДОВАНИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
УДК 159.923.Д.К. РОМАНОВ АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПОНИМАНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
Бархаев Б.П., Владимиров В.В. Символическо-атрибутивный подход к анализу социально-психологических явлений
6. Технология анализа психических процессов субъекта труда через интерпретацию его профессиональных задач
Величко Ярослава Михайловна ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИПИСЫВАНИЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ ПОДРОСТКАМИ
Добавить комментарий