Операторы синектики

Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуациях постановки и решения проблем, где результатом является художественное или техническое открытие (изобретение). Операторы синектики — конкретные психологические факторы, которые поддерживают и ведут вперед весь творческий процесс. Их следует отличать от психологических состояний — таких как эмпатия, вовлеченность, игра и пр. Психологические состояния являются основой творческого процесса, но они не управляемы. Термины «интуиция», «эмпатия» и пр. — просто названия, прикрепленные к очень сложным действиям в надежде, что конкретное обозначение активности на самом деле опишет ее.

Операторы синектики, ее механизмы предназначены для побуждения, активизации этих сложных психологических состояний.

Решая задачу, бессмысленно пытаться убедить себя или группу быть творческим, интуитивным, вовлеченным или же допускать очевидные несоразмерности. Необходимо дать средства, позволяющие человеку делать это.

Несмотря на то, что в процессе описания эволюции синектики мы кратко коснулись основных ее механизмов, рассмотрим их вновь, уже в окончательно обработанном виде. Глобально синек-тический процесс включает в себя два базовых процесса:

— превращение незнакомого в знакомое;

— превращение знакомого в незнакомое.

Превращение незнакомого в знакомое. Первое, что делает человек, которому предстоит решить проблему — пытается ее понять. 66

Этот этап работы очень важен, он позволяет человеку свести новую ситуацию к уже испытанным, известным. Человеческий организм в основе своей консервативен, и потому любая странная вещь или понятие угрожает ему. Необходим анализ, который может «проглотить» эту странность, подвести под нее определенную, уже знакомую базу, дать объяснение в рамках привычной модели.

Для начала работы над проблемой должны быть высказаны конкретные предположения, хотя в дальнейшем, в процессе работы, понимание проблемы будет меняться.

Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны — это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.

Превращение знакомого в незнакомое. Превратить знакомое в незнакомое — означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В «известном мире» предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного — основа творчества. Синектика выделяет 4 механизма превращения известного в неизвестное:

1) Личная аналогия.

2) Прямая аналогия.

3) Символическая аналогия.

4) Фантастическая аналогия.

По мнению Гордона ‘без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения задачи. Эти механизмы — специфические умственные операторы, специальные «орудия» активизации творческого процесса. Существует определенная предрасположенность изобретателей против ‘какой-либо механизации человеческого творчества. Однако синектика сознательно подразумевает именно подобную «механизацию».

Применение этих механизмов помогает резко увеличить творческую активность, сделать ее результатом сознательных усилий.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
4. Оператор в системе «человек—машина» (СЧМ) и общая схема его цельности. Принятие решений оператором
6.4. Оператор в системе "человек - машина" (СЧМ) и общая схема его деятельности. Принятие решений оператором
СИНЕКТИКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТОРА.
9.2. ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
4.4. Природа заданий оператора в технологических сист
СОВМЕСТИМОСТЬ С ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ ОПЕРАТОРА.
9.5. ОТОБРАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ПОВЕДЕНИИ СИСТЕМЫ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТОРА')
7.2. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖАЛОБ ОПЕРАТОРОВ ВДТ
6.6. Ошибка в труде оператора
9.4. ВЛИЯНИЕ ПОВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТОРА
6. Ошибки в труде оператора
11.3.1. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ОПЕРАТОРОМ
8.2.2. ВИДЫ ОШИБОК ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
2.5.3. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
Добавить комментарий