ОРИЕНТАЦИЯ ФИГУРЫ И ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ

Теперь мы уже знаем, что распознавание фигуры стимула зависит от многих факторов Двумя дополнительными факторами являются кажущаяся ориентация и контекст, в котором находится фигура В данном случае ориентация — это такое местоположение верха, низа и краев фигуры, каким его воспринимает наблюдатель С изменением их местоположения изменяется и восприятие Незнакомые формы, представленные на рис 7 26, а кажутся отличными от форм, представленных на рис 7 26, б

На самом же деле формы в каждом горизонтальном ряду геометрически эквивалентны друг другу, но ориентированы по-разному Ясно, что восприятие фигуры зависит от ее ориентации

Кроме того, для восприятия фигур с узнаваемыми формами принципиальное значение имеет не ориентация их образов на сетчатке, а то, как формы ориентиро-?
26. Формы, представленные на а, кажутся отличными от форм, представленных на б. Однако формы внутри каждого горизонтального ряда геометрически эквивалентны друг другу, но ориентированы по-разному. Правая верхняя форма повернута на 90°, а нижняя левая — на 45° (по отношению к формам, помещенным слева в том же горизонтальном ряду). (Источник. Rock, 1974)

ваны относительно поверхности земли, окружающей обстановки и визуальной системы координат наблюдателя, т. е. те факторы, которые Рок назвал ориентацией относительно окружающей обстановки. При одном только изменении ориентации фигуры относительно ретинальных координат восприятие ее формы не изменяется. Так, неоднозначная форма, изображенная на рис. 7.27, а, будет восприниматься как бородатый профиль, если смотреть на нее прямо и если повернуть голову вправо на 90°; положение головы не влияет и на восприятие формы на рис. 7.27, б — при повороте головы влево на 90° она по-прежнему будет восприниматься как контурная карта США. Однако в каждом случае образ формы на сетчатке ориентирован для реверсивного (обратного) восприятия. Следовательно, скорее узнается не та фигура, образ которой на сетчатке расположен вертикально, а та, которая расположена вертикально по отношению к окружающей обстановке.

Другой пример влияния ориентации и контекста иллюстрируется

Другой пример влияния ориентации и контекста иллюстрируется

рис. 7.28. Образы на сетчатке двух маленьких вписанных фигур (верх и низ рисунка) ориентированы одинаково, но эти фигуры по-разному ориентированы по отношению к прямоугольникам, в которые вписаны.

Иными словами, они по-разному ориентированы относительно окружающей обстановки, в результате чего и кажутся отличными друг от друга. Верхняя фигура, вписанная в наклоненный прямоугольник, воспринимается как симбатно наклоненный квадрат, а нижняя фигура, образ которой на сетчатке идентичен образу верхней фигуры, воспринимается как фигура, напоминающая ограненный алмаз.

29. Пока смотришь на перевернутые изображения, не ви-

29. Пока смотришь на перевернутые изображения, не ви-

28. Ориентация относительно дишь, что искажение черт лица (левый снимок) заметно изменило окружающей обстановки и контекст. его выражение. Правый снимок -оригинальная фотография, изме- (Источник1. Kaufman, 1979) нения коснулись только глаз и рта. (Источник. Thompson, 1980)

Ориентация форм относительно окружающей обстановки потому имеет для их восприятия большее значение, чем ориентация их образов на сетчатке, что перцептивная система имеет тенденцию автоматически компенсировать наклоны тела и головы. Перцепция, основанная на ориентации относительно внешней обстановки, адаптирована к восприятию стабильного мира. В том, что биологическая система компенсирует собственные физические смещения относительно внешней обстановки, гораздо больше смысла, чем в том, чтобы с каждым поворотом тела воспринимать ее по-новому. Последнее привело бы к зрительному хаосу.

Однако общее правило, заключающееся в том, что ориентация сетчаточного образа предмета существенно не влияет на восприятие, имеет и интересные исключения. В частности, восприятие некоторых сложных фигур, которые мы обычно видим ориентированными строго определенным образом и которые состоят из нескольких частей, связанных между собой связью, имеющей определенный холистический, гештальтистский смысл, может существенно зависеть от ориентации их ре- тинального изображения. Так, нелегко узнать написанные или напечатанные слова или фотографические изображения, перевернутые «вверх ногами» (Farah et al., 1995,1998). Посмотрите на рис. 7.29. Мы без труда понимаем, что перед нами лицо, но заметить последствия искажения отдельных черт сможем лишь тогда, когда повернем страницу на 180° (Thompson, 1980).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
МУЛЬТИСТАБИЛЬНЫЕ (ОБРАТИМЫЕ) ФИГУРЫ С ДВОЙСТВЕННЫМ ВОСПРИЯТИЕМ ГЛУБИНЫ
ГЛАВА ВИЗУАЛЬНЫЙ ПАТТЕРН И ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ: БАЗОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ
Восприятие формы.
ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ РАЗМЕРА И ФОРМЫ.
Константность восприятия формы и кажущаяся глубина.
ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ И ПАТТЕРНА
СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ / ОЧЕРТАНИЙ (FORM / SHAPE PERCEPTION)
ПРОСТЫЕ ФОРМЫ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
§1.ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ КАК РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ОТРАЖЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ
Чугунов Д.Н. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРИ ДЕПРЕССИИ
ШАВШУКОВА Н.В. ВОСПРИЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ
ФИГУРА И ФОН (FIGURE /GROUND)
МУЛЬТИСТАБИЛЬНЫЕ ФИГУРЫ И АДАПТАЦИЯ
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ФИГУРОЙ И ФОНОМ
«НЕВОЗМОЖНЫЕ ФИГУРЫ»
ТЕСТ СКРЫТЫХ ФИГУР (HIDDEN FIGURE TEST)
ТЕСТ ЗАМАСКИРОВАННЫХ ФИГУР (EMBEDDED FIGURES TEST, EFT)
Добавить комментарий