Основы шаманского мироустройства. Космология.

Мы ничего не знаем о человеке, который жил 40 000 лет тому назад. Однако мы знаем, что на протяжении известной нам истории человечества (около 5 000 лет), этого короткого промежутка времени, люди не изменились существенным образом ни по своим биологическим и психофизическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам, характеру, тенденции и мотивации.

Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что у древних людей не было «психологии» в нашем теперешнем ее понимании и тем более представлений о психопатологии — никаких неврозов, психозов, интроекций, подавленностей, одержимостей, фобий, установок и субличностей.

Для них, как и для многих современных этнических культур — это область деятельности духов, т.е. независимых потусторонних существ, проникающих в нас различными путями. Внутренняя жизнь, таким образом, заключается в гармонизации отношений между различными духами, удаление зловредных и поиск союзников. Всем этим занимался и занимается шаман (аналог психотерапевта).

Для удобства работы, современный психотерапевт ставит диагноз. Он пользуется соответствующими справочниками, таблицами, теориями и технологией. Шаман тоже имеет свои теории и технологии, зачастую не менее эффективные. При внимательном знакомстве с миром шаманских психотехнологий понимаешь, что эти системы во многом проще, эффективнее, работают лучше и быстрее, чем принятые в современной психологической науке. И это вполне понятно, ведь этим системам многие тысячи лет, а их истоки и корни лежат внутри каждого из нас, являются основой нашего мышления и миропонимания.

В основе любой теории, лежит описание мира. Шаманизм не исключение. Существуют определенные представления о структуре космоса, характерные для шаманского сознания любой культуры в любой точке земного шара. Эти представления о космическом мироустройстве одинаковы для всех и являются основой мироописания любого общества в любой исторический и доисторический период. Со времен становления человека разумного, от культуры к культуре, от цивилизации к цивилизации, эти представления отличались лишь незначительными деталями. Наши представления о мироустройстве, несмотря на век «просветляющей» науки и техники, период технического развития и «научного прогресса», те же самые, что и у шаманов древности.

Традиционно, космос шамана делится на три уровня. Верхний, средний и нижний. Если говорить более точно, то верхний и нижний космос имеет некоторое количество подуровней. Число этих подуровней в разных культурах может быть различно, так же как оно может быть различно у разных шаманов одного племени. Это всегда индивидуально и определятся персональным шаманским опытом, но, в то же время, обязательно является отражением системы верований и знаний, принятой в том племени, к которому относится этот шаман.

В христианской культуре, мир делится на Рай, Землю и Ад. Данте описывая свое «визионерское», т.е. практически шаманское путешествие, упоминает семь кругов Ада и семь Небес. Это подуровни христианского мира. У Данте, как и у любого шамана, существует своя картография этих миров, вход в нижние и способы путешествия в верхние миры. Интересно, что христианские теологи в различных христианских школах, так же как и шаманы древности, не могут сойтись во мнениях по поводу количества и состава верхних и нижних миров. Несмотря на то, что в основном, для этих целей они используют одни и те же источники – древнегреческие и древнесемитские тексты.

Со времен Колумба и даже раньше, мы знаем, что земля – это шар, предположительно летящий куда-то бессмысленно, в бесчувственной пустоте холодного Космоса. Кому это знание нужно? Никто этим знанием не пользуется по-настоящему. Когда хоронят – отправляют на небо и зарывают в землю. Бог живет в небе, а черт – в земле. И никогда наоборот.

В большинстве мифов о сотворении вселенной, происходит одинаковое структурирование космического пространства и времени. Речь идет — о разделении богами (до этого слитых в брачных объятиях) Земли и Неба. Греческие Уран и Гея, египетские Геба и Нут, шумерские Аншар и Кишар, полинезийские Папа и Ранги, Пань-гу разделяющий небо и землю, Этуген или Умай и Тенгри, Армайти и Ахурамазда, три шага Вишну, формирующих три космические зоны и т.д. – происходит вертикальная структуризация космоса, мир делается объемным, а сознание — четырехмерным, эквивалентным нашему, современному сознанию. В переразделе мира почти всегда участвуют божественные сущности, а значит, космос во всех культурах становится не только физически, но и этически неоднородным.

Воплощением добра во многих традициях являлось мужское небесное (Верхнее) божество, зло олицетворяла хтоническая хозяйка нижнего мира, земли, преисподней (Один и Хелъ в скандинавской, Вся и Хоседэм в кетской, Ичу и Кызы в самодийской мифологиях и т. п.). В дуалистических религиях, абсолютизирующих противопоставление Добра и 3ла, воплощением зла считался весь тварный, материальный (т.е. Средний) мир, а с добром ассоциировалось лишь царство духа (т.е. Верхний и, очень редко, лишь в архаических традициях, Нижний миры).

Архаические образы хозяйки 3агробного мира — Хель, кетской Хоседэм, шумеро-аккадской Эрешкигаль и т. п.— связаны с противопоставлением небесного и земного миров. Противники демиурга в дуалистических космогониях становились богами Среднего (земного) мира: таковы иранский Ангро-Ыайнъю, алтайский Эрлик, обско-угорский Кулъ-отыр и т. п. В ведийской мифологии «царем мертвых» стал первый умерший — Яма, а в Египте — Осирис стал царем 3агробного мира после смерти.

Дуализм Верхнего (небесного) мира богов и Нижнего мира злых духов, послужил основой для позднейших представлений о Рае и Аде в христианской, в мусульманской (Джанпа, Джаханнам), в иранской и индуистской мифологиях, связанных с идеей загробного воздаяния, в частности — загробного суда. Мифы о Сизифе, Тантале и др. дают примеры загробного воздания в Аиде. В христианской и других мировых религиях, райское блаженство и адские муки ждут праведников и грешников после смерти и продлятся вечно после Страшного суда…. И т.д. и т.п….

Таким образом, если проанализировать вышесказанное, нетрудно заметить, что в основе представлений о дуализме, Добре и Зле — лежит конфликт между Верхним и Нижним, Верхним и Средним и иногда, даже между Средним и Нижним мирами. И, чем «моложе» мифологическая основа, тем сильнее этот конфликт проявлен, тем интенсивнее напряженность его структур.

Со времен З. Фрейда, в западной психологической науке укоренилось шаманское представление о трех мирах. В психоанализе (З.Фрейд, К.Г. Юнг) (211, 245), в психосинтезе (Р. Ассаджиоли) (12), в гуманистической (А. Маслоу) (131), в трансперсональной (К. Уилбер, С. Гроф) (202, 47) психологических школах, сложилось представление о структуре человеческой личности, о разделении психологической реальности (психологического космоса) человека на верхнюю, среднюю и нижнюю стороны. Это — Оно, Я и Сверх Я у Фрейда. Это — низшее бессознательное, поле сознания (сознательное Я или ЭГО) и верхнее бессознательное (высшее Я и коллективное бессознательное) у Ассаджиоли и т.д.

Другими словами, как бы это ни называлось, но совершенно ясно, что структура нашего психического космоса идентична структуре физического. В этом суть человеческого восприятия. Мир для человека, с древнейших времен, строится по одной и той же схеме – и внутри, и снаружи. Наше тело, это, в некотором роде, карта. На ней отражены три космические зоны – верхняя (голова), средняя (туловище) и нижняя (бедра и ноги), разделенные двумя сужающимися зонами, «мостами» (шеей и талией). Это, также, и три психологические составляющие – Ум, Чувства, Инстинкты, или, более модные — когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты человеческой активности.

В шаманском миропонимании, нет разделения на внутреннюю реальность и внешнюю.

Есть единый процесс холистической (т.е. целостной), информационной (пространственно-временной, смысловой) реальности. Современный русский ученый, философ, психолог В.В. Налимов изложил идею, о которой не забывают современные физики, и которую 2.5 тысячи лет назад уже высказал Будда. Налимов говорит о смысловой конструкции вселенной (155). На самом деле это очевидно – все есть смысл, и мир – глобальное семантическое пространство. Конечно, степень глобализма зависит от широты, глубины и степени сложности когнитивных карт личности.

Вселенная, исходя из этой теории, есть набор смыслов, семантических пространств, «файлов», «текстов», упакованных друг в друга в определенной последовательности, стремящейся к бесконечности. Другими словами, Вселенная есть «бульон» смыслов. Отличный бульон, сваренный по определенным правилам. Что нам это дает? Любое движение, любой компонент бульона – есть сгусток информации. И не важно – психический это процесс или физический. В рамках теории, это не существенно, важен сам факт процесса осознания-раскручивания, распаковки смыслов (распаковки «файла»).

Вселенная – это гигантская конструкция, в своем объеме тяготеющая к бесконечности и являющая собой великий Смысл. В свою очередь, этот великий Смысл состоит из бесконечного количества смыслов.

И, может эта бесконечность смыслов и создает бесконечность самой Вселенной из-за невозможности мыслить ее конечной.

И наша задача (как и задача шамана древних времен), для того чтобы постичь более глобальный уровень смыслов Вселенной, войти в состояние восприятия, где подобные категории смыслов возможны осмыслению. Это, в принципе, и есть шаманские состояния сознания.

Холистическое восприятие мира отличается от нашего обычного восприятия, а состояния, необходимые для подобного восприятия, отличаются от обычных состояний сознания. Шаман воспринимает мир, как целостную реальность, не разделенную на внутреннюю и внешнюю. В этой реальности, психический материал его души вложен в физическую, территориальную реальность его жизни. Умение оперировать подобным космосом – это умение ходить по территории. И для этого у шамана есть свое мироописание и своя картография. У шамана есть карта, по которой он ходит в Верхние, Средние и Нижние миры. Зачастую, эта карта имеет вполне физический эквивалент и изображается шаманом на основном инструменте его путешествий – бубне. Но, не обязательно, вполне достаточно примеров, когда бубны остаются чистыми, а топография фиксируется иным образом. Для нас важно понимать тот факт, что космос шамана картографирован и вполне определен. В своих путешествиях, шаман перемещается не хаотично, но в соответствии с определенными принципами, по определенным объектам.

В своих собственных шаманских путешествиях, вы также столкнетесь с вполне определенными объектами, стихиями и переживаниями в трех шаманских мирах и их подуровнях. Нельзя сказать, что это исключительно продукт вашей фантазии, точно также как нельзя сказать, что это «реально» существующие феномены. Почему? Потому, что вы, так или иначе, но путешествуете в глубинах самого себя. Реальны ли эти глубины? Вопрос о «реальности» того или иного феномена весьма непрост. При помощи камланий и других действий, шаманы влияют на так называемую «объективную» реальность – они лечат людей, находят утерянные предметы, вызывают дождь, ходят по углям и, говорят, что даже умеют летать. За последние 300 лет изучения шаманизма, накоплено достаточно фактов и свидетельств успешной шаманской деятельности, необъяснимой с точки зрения официальной науки, но реально работающей.

Для шамана, понятие «реально» несколько шире общепринятого. Сам фактор целостности, присущий шаманским состояниям сознания, предполагает связь между внешним миром и внутренним. В шаманской традиции принято считать, выражаясь в терминах материалистической науки, что деятельность нашего сознания активно влияет на внешнюю реальность. Другими словами – то, как мы мыслим и чувствуем, влияет на то, что произойдет и происходит с нами и миром, в котором мы живем. Более того, сам человек является просто дверью между внутренним космосом и внешним.

Если обратиться к постнеклассическому видению психологии, то мы можем усмотреть такую точку зрения в принципе конструктивизма (Дж. Келли, Ж. Пиаже, А. Шюц, Р. Ватславик, В.Ф.Петренко, И. Глазерфельд). В соответствии с этим методологическим принципом знания не содержатся непосредственно в объекте (в «объективной действительности») и не извлекаются из нее в ходе «движения от относительной к абсолютной истины», а строятся (конструируются) познающим субъектом в виде различного рода моделей, которые могут быть как альтернативными, так и взаимно дополнительными. В этом плане конструктивизм стоит на позициях плюрализма или множественности истины, которой придерживается один авторов этой монографии (В.В.Козлов).

В шаманском мире этот космос (объективная действительность) еще и заселен вполне конкретными и весьма активными сущностями.

Если Вы в какой-то момент освоите методику шаманских путешествий, Вам необходимо будет структурировать, и картографировать вашу новую реальность. По мере освоения новых пространств, подуровней и миров, будет усложняться картина Вашего космоса.

Тем не менее, картографическая основа, у всех одна и та же.

В задачу этой книги не входит детальное ознакомление читателя с какой-либо из шаманских традиций и, соответственно, с представлениями о мироустройстве, принятыми в этой традиции.

Как уже было сказано, в разных углах земного шара, количество подуровней, их устройство, населенность и т.д. могут отличаться весьма кардинально.

И совершенно бессмысленно копировать чью-либо точку зрения или выставлять приоритеты, скажем, якутского космоса над гавайским.

Важно то, что, по представлениям шаманов всего мира, душевный мир человека – это «поле битвы», или скорее поле, на котором пасутся все кому не лень. К сожалению, в современном обществе вообще нет такого понятия, как «экология психической реальности» или, если хотите, психической деятельности. На самом же деле, если представить себе психический мир человека, как территорию, то вполне возможно определить, скажем, невроз, как зловредную сущность, «черного скунса», которого необходимо выгнать с вашего «газона», «поля» или «леса», или накормить, или изолировать, или натравить на него вашего медведя и т.д. Это похоже на нейролингвистическое программирование, с той разницей, что в шаманстве все естественней, органичнее….

В буддизме существуют представления подобные шаманским. Испокон веков, буддисты картографируют психологические состояния. Они рисуют мандалы, тханки. Буддистская иконография – сложная наука, однако суть в том, что за образом каждого из Будд, изображаемых на буддистских иконах, стоит не столько персонаж, сколько концентрированный сгусток психологического опыта. Определенный смысл, ассоциируемый у буддистов с именем конкретного Будды или святого. Есть иконы, которые можно читать, как карту психологических путешествий и которые именно для этого и предназначены. Считается, что получив навыки правильной концентрации, буддист, в поисках «просветления», способен по конкретным иконам и мандалам путешествовать по путям, проложенным до этого буддистскими мистиками. Есть мандалы, созданные специально для одной лишь цели – быть картой, отображать структуру космического мироустройства, и т.д.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что человек – это некое пространство сознания и эмоционально насыщенных смыслов, живой текст. Это котел, в котором варится бульон его персональных смыслов. Это поле, это территория, это страна, живущая по своим законам. И, как любая территория, для собственного познания, это пространство человеком должно быть картографировано.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Три Космические Сферы – основы миропонимания и мироустройства.
Шаманские зеркала.
Глава 4. Психотехнологии шаманских путешествий.
Шаманские путешествия за Силой.
1.4. Шаманские инициации.
1.6. Шаманский бубен.
4.2. Шаманское видение.
4.10. Несколько примеров шаманских путешествий.
Шаманская сумка и мешочек для предметов силы
Шаманский узелок и различные амулеты.
4.4. Шаманский «нюх» - выбор направления. Интуиция.
Гроссмейстер на основе углерода против чемпиона на основе кремния
ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ
4.1. ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА
Добавить комментарий