ОСОБЕННОСТИ АКТИВАЦИИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЕТИ ПРИ РЕШЕНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Изучение творчества с точки зрения когнитивных моделей предполагает анализ особенностей организации семантической сети и процессов активации при решении творческих задач.

В данном эксперименте изучалась взаимосвязь уровня вербальной креативности и индивидуальных осо-бенностей активации семантической сети. Предполагалось, что индивидуальные различия в креативности связаны с легкостью доступа к различным элементам сети.

В качестве основного задания испытуемым предлагались анаграммы, причем набор из 48 четырехбуквенных анаграмм был сконструирован таким образом, что слова-ответы составили две полярные по частотности группы. Предполагается, что высокочастотные слова в целом активированы на более высоком уровне, и потому более доступны, тогда как низкочастотные слова-ответы изначально активированы на низком уровне, что делает подобные анаграммы более сложными для решения. Частотность слов определялась с помощью частотного словаря и дополнительно контролировалась по данным поисковой системы Yandex, после чего рассчитывалась как средний показатель по двум источникам. В то же время среди механизмов решения анаграмм традиционно называется не только актуализация слова-ответа по ключевым элементам, но и реорганизация элементов анаграммы в целях комбинирования нужного ключа. Для контроля комбинаторных процессов дополнительно варьировалась сложность перестановки букв в анаграмме. Сложность каждой перестановки была оценена по результатам предварительного эксперимента, после чего из низкочастотных слов были сформированы анаграммы с простыми перестановками букв, а из высокочастотных — анаграммы со сложными перестановками. Таким образом, сложность заданий была в целом уравнена, однако формировалась она из двух источников — доступности активации слова-ответа и сложности последовательности букв. Испытуемые (45 человек, студенты) решали анаграммы, а также выполняли тест на вербальную креативность («Необычное ис-пользование», Дж. Гилфорд). При решении анаграмм регистрация ответов испытуемых проводилась посред-ством аудиозаписи, что позволяло с достаточно высокой точностью фиксировать время с момента появления анаграммы до момента ее решения.

Для каждого испытуемого проводился регрессионный анализ, где частотность слова—ответа и сложность комбинации выступали в качестве предикторов успешности решения, а в качестве меры индивидуальной чувствительности испытуемого — наклон регрессионной кривой. Полученные бета-коэффициенты соотносились с индивидуальными показателями вербальной креативности. Кроме того, анализировалась взаимосвязь вербальной креативности и успешности решения анаграмм.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что вербальная креативность связана именно с чувствительностью к частотности слов-ответов (r = –0,31, p < 0,05), тогда как для чувствительности к сложности комбинации подобной взаимосвязи не наблюдалось. При этом наблюдается связь вербальной креативности как с общим количеством решенных анаграмм (r = 0,31, p < 0,05), так и с количеством решенных низко- частотных анаграмм (но не высокочастотных).

Таким образом, креативные испытуемые в целом решают больше анаграмм, чем испытуемые с невысокой вербальной креативностью, причем различия формируются за счет более успешного решения анаграмм с низкочастотными словами-ответами. Кроме того, для высокочастотных анаграмм в двух группах испытуемых, разделенных по уровню вербальной креативности, наблюдаются значимые различия в дисперсии количества правильных ответов (F = 2,85, p < 0,05). При решении высокочастотных анаграмм группа креативных испытуемых в целом однородна, тогда как в группе низкокреативных испытуемых наблюдается большой разброс в количестве успешно выполненных заданий. Аналогичные различия в дисперсии обнаруживаются и при анализе времени, затраченного на решение анаграмм. Группа испытуемых с высокой вербальной креативностью в целом более однородна по времени решения как низкочастотных (F = 3,38, p < 0,05), так и высокочастотных анаграмм (F = 4,04, p < 0,05), чем группа низкокреативных испытуемых. В целом результаты позволяют говорить о том, что различия высококреативных и низкокреативных испытуемых действительно связаны с особенностями доступа к отдаленным элементам семантической сети.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Валуева Екатерина Александровна ИНТЕЛЛЕКТ, КРЕАТИВНОСТЬ И ПРОЦЕССЫ АКТИВАЦИИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЕТИ
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
12.5. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление
Каразаева А. Ю. Разумникова О. М. РАЗЛИЧИЯ В КОРКОВОЙ АКТИВНОСТИ У ЛЕВШЕЙ И ПРАВШЕЙ В ФОНЕ И ПРИ РЕШЕНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
3.2. ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ ПРИ РЕШЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬ-НЫХ ЗАДАЧ
6.2.1 Семантические сети и пространства
Иванов А. А. Гришакова Е. М. ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИЙ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕШЕНИИ СЕНСОМОТОРНЫХ ЗАДАЧ
ВАРЬИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСТАНОВКЕ И РЕШЕНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
А.В. Чистопольская, И.Ю. Владимиров ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАГРУЖЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ
Арутюнян Нвард Давидовна, Григорян Агабабян Асмик, Вилена Грантовна Рубеновна ОСОБЕННОСТИ МЕЖПОЛУШАРНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФАКТОРА ПОЛА
Куклина Ю. А. СВЯЗЬ КОГНИТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И РОЛЕВЫХ ПОЗИЦИЙ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ В ГРУППЕ
IX. ИДЕАЛИЗАЦИЯ ПРИ АНАЛИЗЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
А. Жужлева СКЛОННОСТЬ К РИСКУ В ГРУППАХ, РЕШАЮЩИХ ТВОРЧЕСКИЕ И РЕПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАЧИ
МНЕ НА КАЖДЫЙ АСПЕКТ ПРИХОДИТСЯ ГОВОРИТЬ СЛОВО ПО 20 РАЗ. С ТАКОЙ ЧАСТОТОЙ У МЕНЯ ВОЗНИКАЕТ ПОДОЗРЕНИЕ, ЧТО МОЕ ЗАКЛИНАНИЕ СОТРЕТСЯ, НИВЕЛИРУЕТСЯ, КАК ЯКОРЬ, ПРИ ПОСТОЯННОЙ АКТИВАЦИИ.
Е. С. Ермакова ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Добавить комментарий