ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Студенческий возраст представляет собой особый, значимый период жизни человека. Именно на этом этапе человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и завершает профессиональную подготовку. Успешное овладение профессией является залогом дальнейшего профессионального роста и жизненного благополучия. Поэтому актуальным является изучение факторов, влияющих на профессиональную успешность. Особую значимость данная тема приобретает в современных условиях экономической нестабильности, когда к выпускникам вузов предъявляются все большие требования.

Успешность овладения профессией во многом зависит от способностей человека. Для студентов художественно-творческих профессий особое значение имеют творческие способности.

Творческие способности традиционно изучаются в рамках креативности, которая в общем смысле понимается как способность к созданию нового, оригинального. Значение креативности как общей способности к творчеству было отмечено многими исследователями. Однако существует несколько видов креативности, в том числе вербальная и изобразительная. По результатам исследования Ермолаевой-Томиной, подавляющее большинство испытуемых проявляют творческую активность избирательно, в зависимости от форм и содержания задания (словесного, зрительного, и т.д.) [Ермолаева-Томина, 1990]. Значение различных видов креативности для разных творческих профессий является недостаточно изученным.

По нашему мнению, художественно-творческие профессии помимо собственно творческих способностей (креативности) требуют целого комплекса способностей, навыков, личностных характеристик, которые помогают их реализации. Мы предполагаем, что большую роль для творческой успешности играют эмоциональные способности.

В последние годы в психологической науке намечается поворот к изучению эмоциональных способностей. И, несмотря на то, что в этой области еще нет единого понятийного аппарата, единогласно разделяемой теории, это направление исследований является очень перспективным.

Понятие «эмоциональный интеллект», возникшее на стыке психологии интеллекта и психологии эмоций, сыграло большую роль в том, что исследователи обратились к изучению эмоциональных способностей. Эмоциональный интеллект (ЭИ) включает способности к пониманию и управлению эмоциями, как своими, так и других людей. Данная область исследований получила развитие в работах отечественных авторов: Гарсковой (1999), Люсина (2004), Андреевой (2008). Несмотря на то, что это понятие вошло в научный обиход недавно, уже существует множество исследований, показывающих его эффективность в прогнозировании профессионального успеха, особенно в управленческой деятельности [Кетс де Врис, 2004; Гоулман, Бояцис, Макки, 2005; Гоулман, 2008].

Значение отдельных аспектов эмоционального интеллекта для творческих профессий также отмечалось. Так, Н.В. Рождественская пишет о том, что умение управлять своими чувствами и способность к сопереживанию (эмпатия) входит в структуру актерской одаренности [Рождественская, 1980].

П.М. Якобсон отмечает, что все представители художественно-творческих профессий основываются при создании произведения на собственные жизненные впечатления, переживания, что предполагает развитую способность понимать свои чувства, тонко дифференцировать оттенки эмоциональных переживаний [Якобсон, 1971].

Итак, вне рамок концепции эмоционального интеллекта существуют исследования, посвященные изучению роли его отдельных компонентов для творческих профессий. Однако они не позволяют составить целостное представление об особенностях эмоционального интеллекта представителей различных художественно-творческих специальностей.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что роль эмоционального интеллекта и видов креативности для различных областей творческой деятельности остается не до конца изученной. Также актуальным остается изучение связи ЭИ с другими психологическими феноменами. Нами было проведено исследование, направленное на:

? Изучение особенностей эмоционального интеллекта и креативности студентов различных художественно-творческих специальностей (актеров, режиссеров, сценаристов, художников, театральных менеджеров).

? Изучение связи между эмоциональным интеллектом и креативностью.

Наша концепция эмоционального интеллекта базируется на представлении об эмоциональном интеллекте как совокупности способностей к пониманию и управлению эмоциями, как своими, так и других людей. На основе преобладания в структуре эмоционального интеллекта компонентов, ответственных за понимание эмоций и управление эмоциями, мы выделили 4 типа эмоционального интеллекта: гармоничный, понимающий, управляющий и неопределенный.

Типы эмоционального интеллекта по соотношению компонентов «понимание эмоций»

 Типы эмоционального интеллекта по соотношению компонентов «понимание эмоций»

и «управление эмоциями»

По преобладанию в структуре креативности вербальной или изобразительной креативности (по Торренсу), мы выделили также 4 типа креативности: синтетический, словесный, визуальный, неопределенный.

Типы креативности по соотношению уровня развития вербальной и изобразительной

 Типы креативности по соотношению уровня развития вербальной и изобразительной

креативности

Мы предположили, что студенты разных творческих специальностей относятся к разным типам эмоционального интеллекта и креативности.

В исследовании принимали участие студенты 5 художественно-творческих специальностей (всего 150 человек), а именно:

? актеры (специализация «актер драматического театра и кино»),

? режиссеры (специализации «режиссер драмы», «режиссер игрового кино», «режиссер телевидения», «режиссер шоу-программ»),

? сценаристы (драматурги),

? художники (специализации «станковая живопись», «графический дизайн»),

? театральные менеджеры.

Все они являются студентами очного отделения вузов Санкт-Петербурга.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

1. Методика Н. Холла «Диагностика эмоционального интеллекта».

2. Методика диагностики креативности Торренса (субтесты «Невероятная ситуация» и «Круги»).

3. Методика диагностики вербальной креативности «Каламбуры» (авторская). Основанием для создания этой методики является то, что, по нашему мнению, при выполнении субтестов вербальной батареи теста Торренса задействуется не только вербальное творческое мышление, но и образное. Для того чтобы диагностировать «чистую» вербальную креативность, мы создали методику, основанную на «игре слов».

Испытуемым предлагается придумать каламбуры – словосочетания, содержащие игру слов, которые основаны на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова. Для создания каламбуров испытуемым предлагалось преобразовать исходные выражения (известные пословицы и поговорки), заменив в них одно или несколько из ключевых слов на другое слово (слова). Созданные каламбуры оценивались по параметрам креативности Торренса (беглость, гибкость, оригинальность), что позволяет сравнивать результаты, полученные по двум методикам. Для оценки оригинальности каламбуров использовались экспертные оценки и оценка исходя из статистической редкости ответов.

4. Анкета для оценки профессиональной успешности студентов (авторская). При оценке успешности мы опирались как на объективные показатели (наличие профессиональных достижений), так и на субъективные оценки испытуемых.

Результаты апробации методики «Каламбуры»

Подтверждением валидности разработанной нами методики для изучения вербальной креативности является ее корреляция на высоком уровне значимости (p<0,01) с методикой диагностики креативности Торренса. Причем, значимые корреляции наблюдаются как между общим уровнем вербальной креативности, измеренным по двум методикам (r-Спирмана=0,451), так и между соответствующими компонентами вербальной креативности: беглостью (r-Спирмана=0,409), гибкостью (r-Спирмана=0,467), оригинальностью (r-Спирмана=0,359).

Показатель «вербальная оригинальность» оценивался нами не только исходя из статистической редкости ответов, но и с помощью экспертной оценки. Экспертные оценки вербальной оригинальности коррелируют на высоком уровне значимости (p<0,01) с показателями оригинальности, подсчитанными на основании частоты встречаемости ответов (r-Спирмана=0,709) и методики Торренса (r-Спирмана=0,380).

Дополнительным подтверждением валидности методики является то, что она коррелирует с теми же компонентами эмоционального интеллекта, с которыми связана методика Торренса. Более подробно эти взаимосвязи описаны ниже.

Анализ средних значений компонентов эмоционального интеллекта и креативности у студентов художественно-творческих специальностей

По соотношению уровня развития понимания эмоций и управления ими нами были выделены 4 типа эмоционального интеллекта. Результаты исследования показали, что в зависимости от специфики творческой деятельности у представителей разных творческих специальностей компоненты управления эмоциями и понимания эмоций развиты неравномерно. То есть студенты разных специальностей характеризуются разными типами эмоционального интеллекта.

Распределение студентов художественно-творческих специальностей по типа

 Распределение студентов художественно-творческих специальностей по типа

эмоционального интеллекта

Деятельность режиссеров и театральных менеджеров (управленческая по своей сути) связана с активным взаимодействием с людьми, что требует высокого уровня развития понимания эмоций и управления ими (гармоничный тип ЭИ). Для сценаристов характерно преобладание понимания эмоций над управлением ими (понимающий тип ЭИ), в их деятельности важнее понимать свои эмоции и эмоции прототипов своих персонажей, нежели управлять ими. Для актеров характерен управляющий тип ЭИ, их главная профессиональная задача – управление эмоциями зрителей. Художники обладают неопределенным типом ЭИ (уровень развития понимания эмоций и управления ими ниже среднего по выборке), в их деятельности важно выражение эмоций через зрительные образы, а не понимание или управление ими. В нашем исследовании были обнаружены отрицательные корреляции между управляющим компонентом эмоционального интеллекта и изобразительной креативностью. Таким образом, можно предположить, что высокий уровень развития управления эмоциями может даже блокировать творческий потенциал в области изобразительного искусства. Однако по результатам корреляционного анализа нельзя сделать вывод о причинно-следственной связи, и эти предположения требуют дальнейшего исследования.

Также интересно проанализировать уровень развития отдельных компонентов эмоционального интеллекта у представителей разных специальностей (табл. 1).

Таблица 1

Средние значения компонентов эмоционального интеллекта у студентов разных специальностей

Студенты художественно-творческих специальностей исследованных групп (актеры, режиссеры, сценаристы, художники) характеризуются средним уровнем эмоционального интеллекта, а группа

Специальность Понимание своих эмоций Управление своими эмоциями Самомотивация Понимание чужих эмоций Управление чужими эмоциями Общий эмоциональный интеллект
Сценаристы Среднее 10,97 -0,90 4,07 9,77 7,50 31,40
Станд.Откл. 5,391 7,009 6,330 4,099 4,337 14,873
Художники Среднее 8,83 -0,63 7,27 8,30 7,30 31,13
Станд.Откл. 6,438 7,613 5,356 5,440 5,114 23,116
Режиссеры Среднее 10,60 1,17 7,63 10,13 8,67 38,20
Станд.Откл. 4,239 7,786 6,278 6,044 5,148 24,724
Актеры Среднее 8,83 2,00 8,30 9,73 7,67 36,53
Станд.Откл. 6,347 5,801 5,046 4,563 4,113 16,917
Менеджеры Среднее 11,50 2,67 8,67 12,07 10,60 45,50
Станд.Откл. 4,329 7,499 5,040 3,311 3,597 16,745

Средние значения уровня развития эмоционального интеллекта у студентов разных

 Средние значения уровня развития эмоционального интеллекта у студентов разных

специальностей

Можно отметить, что группа театральных менеджеров характеризуется самым высоким уровнем развития всех компонентов эмоционального интеллекта.

Самые низкие значения у студентов всех групп наблюдаются по параметру «управление своими эмоциями». У сценаристов и художников эти параметры даже находятся в зоне отрицательных значений. Таким образом, управление своими эмоциями является зоной возможного развития для всех студентов.

Для проверки статистической значимости различий между студентами разных специальностей по уровню выраженности компонентов эмоционального интеллекта мы использовали критерий H-Краскала-Уоллеса.

Сравниваемые выборки различаются статистически достоверно по компонентам самомотивация (Хи-квадрат=9,975, p<0,05), управление чужими эмоциями (Хи-квадрат=12,450, p<0,05) и общий уровень эмоционального интеллекта (Хи-квадрат=10,760, p<0,05).

Результаты исследования показали различия между группами студентов по уровню развития изобразительной и вербальной креативности.

Таблица 2

Средние значения вербальной и изобразительной креативности студентов различных специальностей (по методике Торренса)

Вид креативности Специальность Среднее Стандартное отклонение
Вербальная креативность Сценаристы 56,28 7,974
Художники 43,92 9,907
Режиссеры 53,28 6,269
Актеры 48,24 8,445
Менеджеры 48,30 7,607
Изобразительная креативность Сценаристы 50,08 7,565
Художники 51,26 8,104
Режиссеры 52,14 7,485
Актеры 51,54 7,721
Менеджеры 45,04 8,601

На основании средних значений вербальной и изобразительной креативности мы распределили студентов по четырем типам креативности.

Распределение студентов художественно-творческих специальностей по типам креативност

 Распределение студентов художественно-творческих специальностей по типам креативност

Группа режиссеров характеризуется высоким уровнем развития как вербальной, так и изобразительной креативности (синтетический тип). Сценаристы продемонстрировали высокий уровень вербальной креативности, в этой группе он самый высокий из всех пяти групп испытуемых. Также, вопреки нашим предположениям, сценаристы характеризуются достаточно высоким уровнем развития изобразительной креативности, что не позволяет отнести их однозначно к словесному типу.

Важность изобразительной креативности для сценаристов, возможно, объясняется тем, что кино – прежде всего визуальное искусство, и, при создании сценария необходимо не только выразить идею произведения и характеры героев в вербальной форме, но и «снять» фильм в уме. Фактически, в этом смысле сценаристы приближаются по своим задачам к группе режиссеров. Как и режиссеры, они тоже снимают фильм, но «гипотетически».

Театральные менеджеры характеризуются неопределенным типом креативности, то есть они обладают уровнем вербальной и изобразительной креативности ниже среднего по выборке. Это можно объяснить тем, что творчество не является основой их профессиональной деятельности, в отличие от других рассматриваемых нами специальностей. По уровню развития вербальной креативности менеджеры близки к группе актеров. Однако студенты-актеры обладают при этом высоким уровнем изобразительной креативности (визуальный тип).

Исследование показало, что для художников, деятельность которых связана с оперированием только зрительными образами, характерно явное преобладание изобразительной креативности над вербальной (визуальный тип). Уровень развития вербальной креативности у художников самый низкий из всех пяти групп студентов.

Средние значения отдельных параметров вербальной и изобразительной креативности у студентов разных специальностей представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Средние значения параметров креативности у студентов разных специальностей

(по методике Торренса)

  Сценаристы Художники Режиссеры Актеры Менеджеры
Среднее Станд. откл. Среднее Станд. откл. Среднее Станд. откл. Среднее Станд. откл. Среднее Станд. откл.
Вербальная беглость 56,86 9,221 45,16 11,644 53,82 6,896 46,89 8,585 47,32 8,164
Вербальная гибкость 57,14 8,675 43,69 9,976 52,94 8,515 48,31 9,284 47,89 8,386
Вербальная оригинальность 54,86 10,513 42,89 10,467 53,08 6,947 49,53 9,093 49,69 8,706
Общ. вербальная креативность 56,28 7,974 43,92 9,907 53,28 6,269 48,24 8,445 48,30 7,607
Изобразительная беглость 47,76 10,876 51,74 10,728 52,42 7,203 51,82 8,747 46,32 10,969
Изобразительная гибкость 49,92 8,679 51,87 10,535 52,52 11,028 49,70 10,314 46,02 8,535
Изобразительная оригинальность 52,56 9,058 50,17 7,161 51,48 8,514 53,11 12,601 42,76 8,727
Общ. изобразительная креативность 50,08 7,565 51,26 8,104 52,14 7,485 51,54 7,721 45,04 8,601
Общая беглость 52,31 8,229 48,45 9,342 53,12 5,851 49,36 6,866 46,82 7,067
Общая гибкость 53,53 6,884 47,78 8,275 52,73 6,996 49,01 6,634 46,96 6,414
Общая оригинальность 53,71 8,429 46,53 7,044 52,28 6,286 51,32 9,008 46,23 6,730
Общая креативность 53,18 6,363 47,59 7,371 52,71 5,642 49,89 6,624 46,67 6,033

Наиболее высоким уровнем креативности обладают сценаристы (М=53,18) и режиссеры (М=52,71). Средние значения креативности относительно всей выборки продемонстрировали актеры (М=49,89). Из студентов художественно-творческих специальностей самым низким уровнем креативности характеризуются художники (М=47,57).

Данные по отдельным параметрам креативности (общая беглость, общая гибкость, общая оригинальность) согласуются с данными, полученными по параметру общей креативности.

Данные, полученные с помощью методики «Каламбуры», согласуются с данными? полученными нами с помощью методики Торренса. Наиболее высоким уровнем вербальной креативности характеризуются группы сценаристов и режиссеров. Далее следуют группы менеджеров и актеров. Наиболее низкий средний балл из студентов художественно-творческих специальностей получили студенты-художники. Однако по результатам методики «Каламбуры» художники характеризуются не столь низким уровнем вербальной креативности (M=46,98), как по результатам методики Торренса (М=43,92), и приближаются по этому показателю к группе актеров (M=47,48).

Изучение особенностей эмоционального интеллекта и креативности успешных и неуспешных студентов

На основании данных анкеты мы выделили группу наиболее успешных (далее – «успешные») и наименее успешных (далее – «неуспешные») студентов в каждой из пяти профессиональных групп.

Были выявлены статистически значимые различия между уровнем общей креативности успешных (М=52,75) и неуспешных (М=49,05) студентов (U-Манна-Уитни=569,5 и p<0,01). Таким образом, можно утверждать, что успешные студенты обладают более высоким уровнем креативности, чем их менее успешные коллеги.

Также обнаружены различия между общим уровнем эмоционального интеллекта успешных (М=42,54) и неуспешных (М=26,44) студентов (U=553, р<0,01).

Таким образом, успешные студенты характеризуются более высоким уровнем развития эмоционального интеллекта и креативности по сравнению с неуспешными, что дает основания предположить, что не только креативность, но и эмоциональный интеллект является одним из факторов успеха в художественно-творческих профессиях.

Изучение взаимосвязи между эмоциональны интеллектом и креативностью

Корреляционный анализ показал наличие статистически значимых связей (p<0,01) между отдельными компонентами эмоционального интеллекта и вербальной креативностью, измеренной с помощью методики Торренса.

Взаимосвязи между компонентами эмоционального интеллекта и вербальной креативностью

 Взаимосвязи между компонентами эмоционального интеллекта и вербальной креативностью

(r-Спирмана)

Итак, компоненты «понимание своих эмоций» и «понимание эмоций» статистически значимо связаны с вербальной беглостью, гибкостью и общим уровнем вербальной креативности. Взаимосвязей между пониманием чужих эмоций и креативностью обнаружено не было, то есть понимание эмоций связано с креативностью через понимание своих эмоций.

Необходимо отметить, что те же взаимосвязи наблюдаются между компонентами эмоционального интеллекта и вербальной креативностью, измеренной с помощью методики «Каламбуры».

Также были обнаружены статистически значимые отрицательные корреляции между компонентами эмоционального интеллекта и изобразительной креативностью.

Взаимосвязи между компонентами эмоционального интеллекта и изобразительной креативностью

 Взаимосвязи между компонентами эмоционального интеллекта и изобразительной креативностью

(r-Спирмана)

Изобразительная беглость, гибкость, общий уровень изобразительной креативности отрицательно коррелирует с управлением своими эмоциями, управлением эмоциями, общим уровнем ЭИ. Компонент эмоционального интеллекта «самомотивация» связан только с общим уровнем изобразительной креативности. Изобразительная оригинальность связана только с одним компонентом ЭИ – управлением эмоциями.

Таким образом, через управляющий компонент эмоционального интеллекта, важной частью которого является управление своими эмоциями, общий уровень эмоционального интеллекта связан с различными параметрами изобразительной креативности. Причины отрицательной корреляции между управлением своими эмоциями и изобразительной креативностью требует дальнейшего исследования.

Исследование эмоционального интеллекта представителей разных творческих специальностей на базе российской выборки было проведено впервые. Выявленные особенности эмоционального интеллекта и креативности студентов позволяют более дифференцировано подойти к проблеме развития творческих способностей студентов разных художественно-творческих специальностей и выявлению факторов их профессионального успеха.

Предложенная в работе методика для диагностики вербальной креативности «Каламбуры» показала свою валидность и надежность и может использоваться в диагностических целях.

Мы считаем необходимым дальнейшее исследование роли эмоционального интеллекта и креативности в профессиональном успехе представителей художественно-творческих специальностей, а также изучение возможности включения эмоциональных способностей в структуру творческих способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева И. Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. №5. С. 83–95.

2. Гарскова Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999. С. 25–26.

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Пер. с англ. А. П. Исаевой. М.: АСТ: Хранитель, 2008.

4. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

5. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1990. С. 117–130.

6. Кетс де Врис Манфред. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

7. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29–36.

8. Рождественская Н. В. Творческая одаренность и свойства личности (экспериментальное исследование актерской одаренности) // Психология процессов художественного творчества / Под ред. Б.С. Мейлах, Н.А. Хренова. Л.: Наука, 1980. С. 57–67.

9. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Терюшкова Юлия Юрьевна ТРЕНИНГ КРЕАТИВНОСТИ - МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ
Павлова Е. М. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ КРЕАТИВНОСТИ
Давыдова Т.А. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЛИЧНОСТЬ В СВЯЗИ С УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТА
Щербакова Е.В. Соотношение креативности с интеллектом и личностными особенностями
Ильиных А. Е. КРЕАТИВНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
2.2.4. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
Абитов И. Р. ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Герцена О.А. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
И.В. МЯЛИК БАРАНОВИЧИ, РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ, БАРГУ ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНО ГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Афанаьсева А. С. Селин А. В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Искусственный интеллект и художественное творчество
Новотоцкая-Власова Екатерина Владимировна ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ.
Т.В. Шершнёва ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Особенности эмоционального интеллекта лиц с онкологическим заболеванием
Якушина М.С. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЮНОШЕЙ КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА
Добавить комментарий