ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯ-НИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

К важнейшим функциям общения относится понимание психического состояния другого человека. Од-ним из методов исследования данного процесса является психологический анализ художественных текстов. Объект анализа — 30 диалогов из произведений А. П. Чехова. Предмет — процесс понимания психического состояния другого человека в диалоге. Цель анализа — выявление особенностей процесса понимания пси-хического состояния другого человека, а также выделение видов и моделей понимающего содействия.

Анализ материала позволил выявить следующие модели общения:

1) «субъект выражения — субъект понимания»;

2) «субъект выражения — субъект выражения»;

3) «субъект понимания — субъект понимания».

Первая модель — «субъект выражения — субъект понимания» — предполагает наличие двух субъектов. Внутри данной модели содействия можно выделить понимание-принятие и понимание-непринятие. Пони-мание-принятие предполагает выполнение каждым из субъектов своей функциональной роли. В данном случае роль субъекта выражения — раскрытие своего психического состояния так, чтобы быть услышан-ным, а субъекта слушания — непосредственная эмоциональная поддержка и понимание. Важно, что под-линное понимание возможно при полном принятии собеседниками друг друга. Понимание-непринятие мо-жет проявиться в двух вариантах: во-первых, как содействие, предполагающее наличие позиции непонима-ния, эмоционального непринятия, отвержения; во-вторых, как содействие, предполагающее наличие пози-ции игнорирования, отказа от слушания и понимания.

Вторую модель — «субъект выражения — субъект выражения» — сложно назвать моделью содействия, так как в ней ярко прослеживается одностороннее действие со стороны каждого участника, и этот механизм по структуре больше напоминает монолог. В данной модели каждый из субъектов активен и выступает в роли субъекта выражения своего психического состояния. Эта модель является непродуктивной и в целом невозможна. Для того чтобы процесс общения имел возможность действовать, существовать данная модель должна принять какую-то другую форму.

Третья модель — «субъект понимания — субъект понимания» — также является невозможной, и если во второй схеме сам процесс действия имел право на существование и мог быть представлен в форме монолога каждого из субъектов, то в данном случае невозможен ни диалог, ни монолог.

В рамках данной схемы труд-но вообще говорить о факте наличия какого-либо субъекта.

При анализе первой модели наше внимание было обращено на активность слушателя в диалоге и отме-чено, что реплики субъекта слушания выполняют различные функции. Анализ отобранных диалогов из про-изведений художественной литературы позволил выделить по направленности следующие способы пони-мающего воздействия субъекта слушания.

1. Апелляция к ощущениям и восприятию: «…Я все равно не слышу…», «Я ведь все вижу, все понимаю».

2. Апелляция к вниманию: «Полно, не обращайте внимания!».

3. Апелляция к памяти: «Забудь, забудь мечтания свои…», «Конечно, каждая девушка должна себя пом-нить…», «Об этом пора забыть».

4. Апелляция к воображению: «А ты представь…».

5. Апелляция к мышлению: «На что тебе это?», «Поймите же, поймите…», «Какой упрямец. Поймите, жить хочется!».

6. Апелляция к эмоциям и чувствам: «Не отчаивайся… Все обойдется», «Дорогая моя, прошу вас, умоляю, не волнуйтесь», «Не плачь, моя девочка, не плачь…».

7. Апелляция к потребностям (желаниям): «Охота тебе…», «Милая, говорю тебе как сестра, как друг, если хочешь моего совета…», «Скажи, что ты хочешь от меня».

8. Апелляция к волевому действию: «Погоди, имей терпение…».

9. Апелляция к действиям (деятельности): «Нет, прошу вас, умоляю, не пейте больше», «Прошу вас, ухо-дите», «…выходи за барона», «Оставь это…».

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сформулировать ряд выводов.

1. Художественная литература — искусная модель, отражающая процессы выражения и понимания пси-хического состояния.

2. Диалог — один из основных способов объективирования каждым человеком своей личностной сути и своего потенциала как субъекта познания, труда и общения.

3. Выделены три модели общения: «субъект выражения — субъект понимания» (наиболее продуктив-ная), «субъект выражения — субъект выражения», «субъект понимания-субъект понимания».

4. По направленности выделены способы понимающего воздействия субъекта слушания — различного рода апелляции к ощущениям и восприятию, вниманию, памяти, воображению, мышлению, эмоциям и чув-ствам, потребностям, волевому действию, действиям.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
9.9. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВА ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
3.2. НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ПОНИМАНИЮ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА В КОНФЛИКТЕ
СПОСОБЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СУБЪЕКТА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОНИМАНИЯ В РЕЧЕВЫХ ОПИСАНИЯХ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕ-НИЯ
УДК 159.923.Д.К. РОМАНОВ АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПОНИМАНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
2.1 Психологические особенности человека как субъекта познания и деятельности. Познавательные психические процессы.
РЕФЛЕКСИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯ-НИЙ?
ОБЩЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВА-НИЯ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ
РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УСПЕШНОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕНИИ
Добавить комментарий