Панченко Анна Анатольевна ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ

Проблема деструктивных культов и их деструктивного влияния на личность за последние десятилетия приобретает все большие масштабы не только в рамках простого социального явления, но на данный момент уже реально существует проблема психологической помощи и адаптации бывших членов культов. Угроза распространения культовой практики носит как индивидуальный характер (деформация, дезориентация, деструкция личности и личной жизни без необходимого уровня понимания у человека, с чем он сталкивается), так и социально — государственный. К сожалению, культы на данный момент оказывают слишком мощное деструктивное влияние на формирование личности и мировоззрения огромной массы людей.

Именно малоизученность данной проблематики порождает различные мифы, которые служат росту приверженцев культов. Культы, используя ситуацию неведения и неинформированности людей активно маскируется под различные образовательные и религиозные организации, чья деятельность не вызывает подозрений. По данным Государственной Думы РФ в нашей стране зарегистрировано около 20300 религиозных организаций, из них около 5000 являются деструктивными культами. В России по различным данным насчитывается 1000 000 — 5000 000 вовлеченных в различные деструктивные культы, 70% из которых — молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет.

Таким образом, недостаточность разработки данной тематики, наличие противоречий, которые не позволяют более точно разграничить деструктивные культы и «недеструктивные» организации, практически отсутствие адекватных научных методов исследования данной проблематики во многом послужило поводом для проведения теоретического и практического исследования механизмов контроля сознания, применяемого в деструктивных культах.

Под механизмами контроля сознания мы понимаем последовательное применение психологических техник, что при определенных условиях может привести к феномену «удвоения», как последствия реформирования мышления личности (контроля сознания).

Нами было проведено исследование механизмов контроля сознания на примере двух псевдохристианских религиозных деструктивных куль-

тов — «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (Мормоны) и «Свидетели Иеговы».

В исследовании принимали участие две экспериментальные и две контрольные группы по 10 испытуемых в каждой группе.

Все респонденты подвергались контролю сознания с той лишь разницей, что в экспериментальных группах испытуемые подвергались деструктивному контролю сознания, направленного на формирование «культовой личности». В остальных группах контроль сознания представлен как тактичное влияние, ценящее индивидуальность и способствующее личностному росту (студенты Самарской Православной Духовной семинарии и Самарского Приборостроительного Техникума).

В качестве основного метода исследования был применен метод включенного наблюдения (90 часов включенного наблюдения в культе «Свидетели Иеговы» и 120 часов — в культе «Мормоны»). Помимо метода включенного наблюдения нами были применены 2 стандартизированные психологические методики: «Шкала группового психологического насилия», «Методика определения психической активации, интереса, эмоционально тонуса, напряженности и комфортности».

Таким образом, в ходе исследования были выдвинуты и подтверждены ряд гипотез. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Для исследуемых деструктивные группы характерно применения психологического насилия по отношению к своим последователям. Психологическое насилие в данных группах представлено, прежде всего, в форме деструктивного контроля сознания.

2. Контроль сознания более выражен в деструктивных культах по сравнению с традиционными религиозными обществами.

3. Механизмы деструктивного контроля сознания представляют собой манипулятивные техники тотального контроля жизни деятельности последователей культов.

4. Механизмы контроля сознания неспецифичны для деструктивных культов по отношению к отдельным их типам.

5. Использование определенных психологических техник деструктивными культами приводит к возникновению астенических состояний у последователей культов, находящихся на этапе «размораживания» (на первой стадии контроля сознания) как результатов контроля сознания.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Володин Николай Александрович Жмакина Анна Анатольевна Хоршев Евгений Александрович НОВЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
СОЗНАНИЕ И КОНТРОЛЬ ДЕЙСТВИЯ
Баякина Ольга Анатольевна ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЦ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ДЕНОМИНАЦИЮ
Фам Анна Хунговна ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ВЫБОРА
Зайцева Вера Анатольевна МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ БАРЬЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Новикова Наталия Анатольевна ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ АРТИСТОВ БАЛЕТА
Говорин А. С. Адамян Н. А. Кулаженков . СУБЪЕКТИВНАЯ УВЕРЕННОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ СТАБИЛИЗАЦИИ ГИПОТЕЗ СОЗНАНИЯ
Ветрова Ирина Игоревна КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ В МЕХАНИЗМЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Дегтярева Кристина Александровна, Гайнутдинов Айрат Багаутдинович СЛОВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУДИЕ (МЕХАНИЗМ) ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ В ПРЕСТУПНОЙ СРЕДЕ
Проблемы контроля в исследованиях развития
2. ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ
Добавить комментарий