Паттерн базовых эмоций как индикатор качества звуковоспроизводящей аппаратуры

Традиционные методы экспертной оценки качества звучания промышленной аппаратуры отличаются низкой точностью, высокой степенью неопределенности. Они зависят от содержания программы и ее сложности, причем зависимость эта труднопредсказуема. Оценка же качества звучания исключительно по физическим характеристикам аппаратуры, чем зачастую и ограничиваются ее создатели (по крайней мере, промышленных ее образцов), недостаточна, поскольку не учитывает психологических особенностей слушателей. Последнее обстоятельство приводит к высокому разбросу оценок качества звука слушателями. Из сказанного следует, что при создании и испытании аппаратуры необходимо учитывать большее число факторов, нежели это делается сейчас.

В исследовании мы исходили из предположения, что эмоциональная оценка слушателями события может быть более точной, нежели, скажем так, когнитивная, с использованием мыслительных процессов, особенно если мы имеем дело с групповой оценкой. Проблема заключается в том, как адекватно измерить саму эмоциональную оценку.

В нашем исследовании группе слушателей (студенты–психологи, 71 человек, из них 11 мужчин и 60 женщин) предъявлялись для прослушивания два музыкальных произведения («Романс» Д.Шостаковича из к/ф «Овод» и Первая часть кантаты С.Прокофьева «Александр Невский»). Испытуемые-эксперты должны были оценить свое эмоциональное состояние при прослушивании того или иного музыкального произведения с помощью анкеты, в которой были приведены 10 базовых эмоций К.Изарда.

При прослушивании оценивалась интенсивность каждой эмоции и ее встречаемость. Запись воспроизводилась либо с помощью проигрывателя высшего класса с пластинки («хорошая» аппаратура), либо с помощью кассетного магнитофона 3-го класса («плохая» аппаратура).

Исследование показало, что одна и та же мелодия, воспроизведенная «плохой» и «хорошей» аппаратурой, стимулирует появление эмоций разной интенсивности, спектра и структуры, причем более качественная аппаратура опережает менее качественную по обеим характеристикам (интенсивность и спектр). Более сложное произведение (С.Прокофьев) вызывает большее количество эмоций, и они выше по интенсивности, т.е. чем сложнее музыкальное произведение, тем выше требования к аппаратуре. Структурные характеристики совокупности базовых эмоций (паттерн, спектр) являются более информативными при эмоциональной оценке события, нежели абсолютные характеристики, отражающие выраженность отдельных базовых эмоций. Оказалось, что если произведение вызывает больше эмоций, то и аппаратура, его воспроизводящая, оценивается как более качественная.

Таким образом, исследование показало, что традиционные методы оценки качества звучания следует дополнить методами, позволяющими оценивать эмоциональный «отзвук» слушателя на предъявляемое ему музыкальное произведение, причем чем сложнее это произведение и выше требования к аппаратуре, тем больше требуется учитывать эмоциональные характеристики слушателей.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Меклер ЭКСПЕРТИЗА ЗВУКОВОСПРОИЗВОДЯЩЕЙ АППАРАТУРЫ
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК ИНДИКАТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ПОЖИЛЫХ
Двигательные репрезентации базовых эмоций
ГЛАВА ВИЗУАЛЬНЫЙ ПАТТЕРН И ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ: БАЗОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ
В.Б. Зайцева, И.А. Горбунов ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ НЕОСОЗНАВАЕМЫХ ЭМОЦИЙ
РАЗЛИЧИЯ В СКЛОННОСТИ К ПЕРЕЖИВАНИЮ БАЗОВЫХ ЭМОЦИЙ.
4.1. ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ДОМИНИРОВАНИИ БАЗОВЫХ ЭМОЦИЙ
Балин В.Д., Голушко А.В. Функциональные структуры базовых эмоций и чувства
5.3.СОЗДАНИЕ СЕМЬИ И БЕЗБРАЧИЕ КАК ИНДИКАТОРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
4.3. БЕЗРАБОТИЦА И ТРУДОУСТРОЙСТВО КАК ИНДИКАТОРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ.
Ковалева Ю. В. ИНТЕЛЛЕКТ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ИНДИКАТОРЫ ОДАРЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНДИКАТОР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О ТОЛЕРАНТНОСТИ
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ КАК ИНДИКАТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТА
СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ КАК ИНДИКАТОР ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УРАЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Добавить комментарий