Переживання н наблюдения, относящиеся непосредственно к сохранению сознания после смерти.

Феномены на пороге смерти

Исследователи рассказывают о самых разных интересных явленнях, происходящих в момент смерти. К ним относятся, напри мер, многочисленные рассказы о людях, которые вскоре после смерти являлись их родсгвенникам, друзьям и знакомым. По сгатистике, такие явлення в значительной массе происходят в течение примерно двенадцати часов после смерти зтих людей (Зігідшіск, 1894). Также сущесгвует множесгво свидетельсгв о необьяснимых физических событиях, происходящих в момент смерти: осганавливаются или начинают идти часы, звонят колокола, падают со сгены картины и фотографии — что, по-видимому, возвещает о смерти человека (Вогіапо, 1948).

Индивиды накануне смерти часто переживают встречи со своими мертвыми родсгвенниками, которые, кажется, радушно принимают их в будущем мире. Зти предсмертные видения необыкновенно досговерны и убедительны. Часто за ними следует сосгояние зйфории, и, по всей видимосги, они облегчают переход к умиранню. Обычное же возражение состоит в том, что подобного рода видения являются воссозданием образов родсгвенников и друзей, приходящих из воспоминаний, или плодом воображения. По зтой причине исследователи уделяли много внимания видениям, в которых часгью «приветсгвующего собрания» было лицо, о чьей смерти не знал умирающий индивид. В парапсихологической литературе подобные наблюдения относятся к случаям «переживання в Дарьене» (СоЬЬе, 1877).

Особенно интересны околосмертные переживання (ОСП), которые случаются приблизительно у одной трети людей, сголкнувшихся с различными видами обстоятельств, внезапно угрожающих жизни, таких, как автомобильные аварии, угопление, сердечные приступы или осгановка сердца во время хирургических операций. Раймонд Моуди, Кеннет Ринг, Майкл Сейбом, Брюс Грейсон и другие провели обширные исследования подобных явлений и описали характериые образцы такого переживання. Как правило, оно начинается с переживання выхода из тела, различного вида обзора собсгвенной жизни и прохода сквозь темный туннель.

Его надпичносгная кульминация включает в себя всгречу со светящимся божественним существом, осознавание суд а над собой с зтической оценкой своей жизни и посещение различных ПреВОСХОДЯЩИХ сфер. В отдельных случаях некоторые составиые части зтого общего образца могут пропускаться. Менее часто встречаются болезненные, вызывающие тревогу адские виды ОСП (Сгеу, 1985; ВасЬе, 1999). Кристофер Ваше выдвигал предположение, что неблагоприятные ОСП предсгавляют собой усеченную и неполную разновидносгь, в которой обратный обзор жизни не идет дальше уровня неблагоприятных перинатальных матриц.

В нашей программе психоделической терапии неизлечимых больных раком, проведенной в Мзрилендском центре психиатрических исследований в Балтиморе, нам удалось получить некоторые интересные свидетельсгва насчет сходсгва ОСП с переживаннями, вызываемыми психоделическими вещесгвами. Мы наблюдали несколько пациентов, у которых прежде были психоделические переживання, а затем — насгоящие ОСП, когда их болезнь зашла еще дальше (в частносги, в момент осгановки сердца во время хирургической операции по удалению метасгатической опухоли, сдавливающей мочеточник). Они рассказывают, что зти два положення очень похожи, и описывают психоделические сеансы как неоценимое переживательное научение умиранню (1977).

Самой необычайной и захватывающей сгороной ОСП являются случаи переживаний «правдивого» выхода из тела (ПВИТ).

Зто понятие употребляется для переживаний освобожденного от телесной оболочки сознания с точним сверхчувсгвенным восприятием окружающего. Танатологические исследования неоднократно подтверждали, что у людей, находившихся без сознания или даже в сосгоянии клинической смерти, были ПВИТ, во время которых они наблюдали сверху свои тела и процедури по их спасению или даже собьггия, происходившие в других часгях того же самого здания или в более отдаленных месгах.

Исследования, проведенные Кеном Рингом, недавно добавили к зтим наблюдениям еще одно интересное измерение. Было установлено, что от рождения слепые люди могли во время околосмертных переживаний иметь видения, включ ая и такие, досговерносгь которых была признана дейсгвительной согласованным подтверждением (Ріпд апсі Уаіагіпо, 1998; Ріпд апсі Соорег, 1999). Таким образом, современные танатологические исследования подтвердили классические описання ПВИТ, которые обнаруживаются в духовной литературе и философских сочинениях всехзпох.

Случаи правдивых переживаний выхода из тела не ограничиваются сосгояниями близосги смерти, роковыми обосгрениями и зпизодами клинической смерти. Они могут появляться во время сеансов мощной психотерапии переживання, такой, как первичная терапия, рибефинг, или холотропное дыхание, в связи с переживаннями, вызванными психоделиками, в особенности кетамином — диссоциативным анестетиком, а также непроизвольно. Такие собьггия в жизни индивида могуг представлять собой отдельные, ни с чем не связанные зпизоды или происходить неоднократно как часть кризиса психического раскрытия или другого рода духовного обострения.

Самым извесгным исследователем переживаний выхода из тела был Роберт Монро, который после многолетних непроизвольных переживаний сгранствий вне тела создал злектронные лабораторные приборы, их вызывающие, и основал отдельный инсгитут в Фей бере, в штате Виргиния, где их можно было целенаправленно изучать. Он описал свои опыты с зти ми феноменами в ряде книг (Мопгое, 1971, 1985, 1994). Подлинносгь переживаний выхода из тела была доказана пугем контролируемых клинических исследований, таких, как зксперименты хорошо извесгного психолога и парапсихолога Чарлза Тарта с госпожой 3. в Калифорнийском университете вДейвисе (Таїї, 1968) и перцепционными тестами, проводимыми Кар лис Оузис и Д. Маккормиком с Алексом Тейнусом (О аз апсі МсСогтіск, 1980).

Переживання выхода из тела со случаями подтверждаемого сверхчувственного восприятия окружающего обладают особой значимостью для вопроса о сознании после смерти, так как они убедительно доказывают, что сознание может дейсгвовать независимо от тела. Согласно западному материалистическому мировоззрению, сознание — зто продукт происходящих в головном мозге нейрофизиологических процессов, и нелепо считать, что оно может якобы оторваться от тела, стать независимым и способиым к сверхчувственному восприятию. И все же именно зто происходит во многих хорошо задокументированных случаях ПВИТ. Люди, у которых был ПВИТ, оказывались на волосок от смерти, но, есгественно, в действительности не умирали. Тем не менее кажется вполне разумным сделать вывод, что, если сознание может дейсгвовать независимо от тела во время жизни, оно способно делать то же самое также и после смерти.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Переживання и наблюдения, опровергающие традиционное понимание природы сознания и его взаимосвязи с материей
ПЕРЕСТРОЙКА СТРУКТУРЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА МОЗГА ПОСЛЕ СМЕРТИ В. М. БЕХТЕРЕВА
Летягина Е.Л., Галимзянова М.В. ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ У ВЗРОСЛЫХ В СВЯЗИ С СУБЪЕКТИВНЫМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ ДЕТСТВА
Четвертая пери нагальная матрица: БПМ-4 (переживание смерти и возрождения)
ОБЪЕМ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПАМЯТИ
7.5.1. ПРАВИЛА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К СТРАТЕГИЯМ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
МЛАДЕНЦЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ГРУППЕ РИСКА
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
5.2 Теории непосредственного запоминания
Непосредственная амортизация
Формы общения, к вампиризму не относящиеся
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПО-СЛЕДСТВИЯ.
2.13. ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕИИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ВИБРАЦИИ»
ЦЕЛЕВАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ "УСПЕШНОСТЬ" ПЕРЕЖИВАНИЯ
ОПОСРЕДОВАННАЯ И НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПАМЯТЬ.
ПРИНЦИП НЕПОСРЕДСТВЕННОСТИ В ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
5.2.4. ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОТНОСЯЩАЯСЯ К РАЗНЫМ ФАЗАМ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Добавить комментарий