Переживання прошлых жизней

Категория надличносгных переживаний, которая имеет непосредственное отношение к вопросу о сохранении сознания после смерти, включает волнующее повториое проживание зпизодов из более ранних исгорических периодов и различных стран света, связанное с ощущением личного воспоминания. Зти переживання влекуг за собой важные следсгвия для понимания природы сознания и для теории и практики психиатрии, психологии и психотерапии. Нет никакого сомнения, что последсгвия переживаний такого рода сосгавляют змпирическую основу для широко распросграненной веры в перевоплощение. Повсемесгное исгорическое и географическое распросгранение зтого верования показывает, что зто очень значимое культурное явление.

Предсгавление о карме и перевоплощении является камнем преткновения в индуизме, буддизме, джайнизме, сикхизме, зороастризме, в тибетском буддизме Ваджраяны и в даосизме. Схожие представлення можно найти в таких географически, исторически и культурно разделенных сообществах, как различные африканские племена, коренные американские индейцы, доколумбовы культуры Америки, гавайские кахуна, сообщесгва бразильской умбанды, галлы и друиды. В Древней Греции с зтим соглашались несколько важнейших школ мысли. Среди них были пифагорейцы, орфики и платоники. Зто учение было также принято ессеями, фарисеями, караимами и другими еврейскими и полуеврейскими группами и сосгавило значительную часть каббалисгической теологии средневекового еврейсгва. Его также придерживались неоплатоники и гностики.

Для индуистов и буддистов, как и для непредубежденных и широко осведомленных современных исследователей сознания, перевоплощение не вопрос веры, но змпирическое заключение, основанное на совершенно конкретних переживаннях и наблюдениях. Зти сведения были предметом многочисленных статей и книг. Согласно Кристоферу Баше, свидетельства в зтой сфере настолько богаты и необычайны, что те ученые, которые не размышляют над вопросом о перевоплощении, сами заслуживают серьезной проверки, не являются ли они «несведущими или же тупоголовыми» (ВасЬе, 1988). Ввиду теоретической значимости зтой проблемной области и ее в высшей степени противоречивой природи совершенно необходимо тщательно и критично изучить существующие свидетельства, перед тем как делать какое-либо заключение и суждение относительно кармы и перевоплощения.

Непроизвольные воспоминания прошлой жизни у детей Важные свидетельства, подкрепляющие представление о перевоплощении, дают исследования многочисленных случаев с маленькими детьми, которые, как кажется, помнят и описывают свою предыдущую жизнь в ином теле, ином месте и с другими людьми. Зти воспоминания обычно возникают непроизвольно вскоре после того, как зти дети начинают говорить. Зачастую в жизни таких детей зто вызывает серьезные трудности и может быть связано с «перенесеннями патологиями», такими, как фобии и конкретные психосоматические симптоми. В о многих случаях истории из прошлой жизни, которые зти дети рассказывают, кажется, обьясняют необьяснимые иначе их тяготения и пристрастия, сгранные реакции на некоторых людей и обстоятельства или различные особенности характера у таких детей в их настоящей жизни. Случаи такого рода изучались и описывались детскими психиатрами. Но между пятью и восемью годами доступ к подобным воспоминаниям обычно исчезает.

Ян Сгивенсон, профессор психологии Виргинского университета в Шарлотсвилле, Вирджиния, провел тщательное изучение более чем трех тысяч подобных случаев и изложил зто в работах «Двадцать случаев перевоплощения», «Невыученные ЯЗЫКИ» и «Дети, что помнят предыдущие жизни» (51е\’епзоп, 1966, 1984 апсі 1987). Из сголь богатого материала он выбрал только несколько сотен случаев, потому что остальные не соответствовали тем высочайшим критериям, которые он установил для себя в своих исследованиях. Какие-то из случаев были исключены из-за того, что семья полу чала выгоду либо денежную, либо в смысле соціального престижа или общественного внимания, другие же — из-за того, что Сгивенсон обнаруживал какое-то связующее лицо, которое могло бы осуществлять психическую связь. Дополнительными причинами были противоречивые свидетельства, ложные воспоминания (криптомнезия), сомнительные свидетели или намеки на обман. Только самые убедительные случаи были включены в его окончательные отчеты.

Открытия исследований Сгивенсона были необыкновенно примечательны. Через независимое расследование ему удалось подтвердить, и часто с невероятными подробностями, истории детей, рассказываемые ими об их предыдущих жизнях, хотя во всех сообщаемых случаях он совершенно исключил возможность того, что они могли получать какие-либо сведения обычными способами. В некоторых случаях он на самом деле брал детей в деревню или город, которые они помнили из своей предыдущей жизни. Хотя они никогда не были там в их настоящей жизни, они были знакомы с топографией месга, были способны отыскать дом, в котором они, по их утверждениям, жили, узнать членов своей «семьи» и соседей, знали их имена.

Согласно Стивенсону, причиной, по которой дети помнили свои предыдущие жизни, могли быть драмати ческие обсгоятельсгва, складывавшиеся вокруг их смерти, в особенносги те, что включали в себя потрясение, которое «просто может прориваться сквозь амнезию». И то, что самые яркие воспоминания обычно включают в себя собьггия, непосредсгвенно служащие причиной смерти, кажется, подкрепляет подобное обьяснение. Крисгофер Ваше в своей последней книге «Темная ночь, ранняя заря: шаги к глубокой жологии ума» проделал подробное исследование свидетельсгв Сгивенсона. Он выдвинул предположение, что уми рани е может проходить несколько сгадий и что в случаях Сгивенсона его протекание оказывалось прерванным и незавершенным. Втянутым в него индивидам не удалось полносгью разорвать свои связи с земным уровнем и перейти в другие измерения действительности. И у всех их новое воплощение происходило через относительно короткий период времени и в непосредсгвенной близосги от месга, где они жили ранее (ВасЬе, 1999).

Как правило, зти дети не знают ничего о событиях, произошедших в той жизни, что текла вокруг прежней личносги, после ее смерти. Зто очень важный момент для решения вопроса о том, не воссоздают ли они бессознательно подробносги зтой жизни посредсгвом телепатического считывания мыслей тех, кто знал усопшего или владеет зти ми подробносгями в качестве простих воспоминаний. Может быть, самое сильное свидетельсгво в подтверждение гипотезы о перевоплощении содержится в последней книге Сгивенсона. Она сосредоточена на часгой всгречаемосги поразительных родимих пятен у зтих детей, отражающих ранения и другие собьггия из вспоминаемой жизни (Біеч’епзоп, 1997).

При оценке зтих свидетельсгв необходимо подчеркнуть, что случаи Сгивенсона происходили не только из «первобытных» или «зкзотических» культур, с априорной верой в перевоплощение, но также и иззападных сгран, включая Великобританцю и Соединенные Штати. Его исследования отвечают високим критериям и заслужили большое уважение. В 1977 году «Журнал по нервным и душевним болезням» почти целый випуск посвятил зтой теме, и работа рецензировалась в «Журнале американского медицинского общесгва» (ЖАМО).

Непроизвольные воспоминания прошлых жизней у взрослых. Яркое непроизвольное проживание воспоминаний прошлой жизни чаще всего происходит во время приступов надличносгных кризисов (духовных обосгрений). Тем не менее припоминания различной степени могуг также случаться и в более или менее обычных состояниях сознания при обыденных житейских обстоятельствах. Они могут отличаться от внезапного чувства знако мости месга, которое человек в настоящей жизни не посещал ни когда, до появлення сложных воспоминаний о прежде неизвестных временах и краях. Академическая психиатрия и нынешние теории личносги основываются на «одномерном временном видении». Традиционные специалисты, конечно же, осведомлены о существовании переживаний прошлых жизней, но рассматривают и трактуют их как галлюцинации и обман чувств, а стало быть, как указания на серьезную психопатологию.

Вызывземые воспоминания прошлых жизней у взрослых. Переживання прошлых жизней можно извлечь при помощи широкого набора приемов, которые содействуют доступу к глубоким уровням психики. Среди них медитация, гипноз, психоделические вещества, чувственная изоляция, телесная работа и разнообразные психотерапии переживання, такие, как первичная терапия, рибефинг или холотропное дыхание. Переживання такого рода нежданно-негаданно возникают во время сеансов у терапевтов, которые никогда не работали с воспоминаннями прошлых жизней и даже не обязательно верят в них. Таких терапевтов они могут застать врасплох, явившись для них неприятно поражающей неожиданностью. Также возникновение воспоминаний прошлых жизней полносгью независимо от прежних философских и религиозных верований субьекга. Вдобавок зти феномены проявляются в том же самом потоке, что и точные воспоминания юносги, детства, младенчества, рождения и предродовой поры, содержание которых зачастую может быть надежно удостоверено. Иногда воспоминания прошлых жизней сосуществуют или чередуются с околородовыми феноменами (Сгоґ, 1988, 1992).

Итак, существуют важные причины, чтобы предпол ожить, что воспоминания о прошлых жизнях являются подлинными феноменами зиі депегіз, которые имеют важные последсгвия для психологии и психотерапии из-за их звристических и терапевти ческих возможн остей. Они могут ощущаться как настоящие и необычайно подлинные, и зачастую способствуют доступу к точным сведениям о различных периодах истории, культурах и даже конкретних исторических событиях. Природа и качество зтих сведений подчас превосходят образованность затронутых индивидов и включают в себя подроби ости, из которых становится ясно, что они не были получены обычными способами. В некоторых случаяхточность зтих воспоминаний может быть обьекгивно подтверждена какой-нибудь удивительной подробностью.

Также кармическое содержание часто вовлекается в патогенез различных недугов змоционального, психосоматичаского и межличностного характера, как мы ранее видели в истории с Норбертом. И наоборот, проживание переживаний о прошлых жизнях обладает большими терапевтическими возможносгями. Во многих случаях оно излечивает тяжелые симптомы, на которые не смогла значительно повлиять терапевтическая работа, сосредоточенная на их биографических и околородовых корнях. Одна сторона воспоминаний прошлых жизней особенно необыкновенна и удивительна: они часто связаны со значимими синхронносгями, вовлекающими различные сторони повседневного существования.

Критерии для подтверждения исгинносги содержания переживаний о прошлых жизнях те же самые, что и для определения того, что произошло на прошлой неделе или десять лет назад. Нам нужно восстановить и записать конкретные воспоминания насголько подроби о, как только возможн о, и предосгавить независимые свидетельства хотя бы для некоторых из них. Разумеется, воспоминания прошлых жизней намного труднее подтвердить, чем воспоминания о событиях жизни нынешней. Они не всегда содержат конкретные сведения, которые могли бы пригодиться для процедури установлення ИСГИННОСГИ. Также зти свидетельства труднее найти, поскольку собьггия, которые мы питаємся подтвердить, гораздо более давние и затрагивают иные культури и сграны.

Важно принимать во внимание и то, что далеко не все воспоминания из нашей нынешней жизни могут быть как-то подтверждены, а только некоторые из них. Вдобавок большинство вызванных воспоминаний прошлых жизней не позволяют подтвердить свою истинносгь в такой же сгепени, как непроизвольные воспоминания Сгивенсона, которые, как правило, являются более недавними и более богаты подроби остями.

В редких случаях обстоятельства позволяют определить истинносгь вызванных воспоминаний прошлой жизни какой-нибудь приметной подробносгью. Я самолично наблюдал и опубликовал два случая, в которых самые необычные сторони зтих переживаний могли быть подтверждены исгорическими разысканиями. Первый касается Ренаты — невротической больной, которая в четырех последовательных сеансах ЛСД переживала случаи из жизни чешского аристократа начала семнадцатого века. Вмесге с двадцатью шесгью другими дворянами зтот мужчина был прилюдно казнен на Сгарой площади в Праге, после того как Габсбурги разбили чешского короля в битве у Бел ой горы. Путем генеалогических разысканий, проведенных совершенно независимо и без того, чтобы Рената знала о них, ее отец смог проследить родословную семьи до одного из зтих несчасгных дворян (Сго^, 1975).

Во втором случае Карл — участник нашего месячного семинара в Зсаленском инсгитуге — вновь прожил за несколько последовательных сеансов холотропного дыхания ряд воспоминаний из времен Уолтера Рзли, когда Великобританця воевала с Испанией. В своих переживаннях он был священником, который вместе с четырьмя сотнями испанских солдат был осажден британскими войсками в крепосги Дунанзр на западном побережье

Ирландии. После долгих переговоров британцы обещали им свободиый выход, если они одадут крепосгь. Испанцы приняли предложение и открыли ворота. Британцы же не одержали слова и всех их безжалосгно перерезали. Их тела были выброшены с крепостного вала на берег и так и остались не преданными земле (Сго^ 1988).

Будучи хорошим художником, Карл отразил самые важные переживання из зтого исследования самого себя в рисунках и в импульсивных картинах, рисованных пальцами. Среди них было видение собсгвенной руки с красивым кольцом-печаткой и с инициалами имени священника. Проведя кропотливую исследовательскую работу, Карл смог определить месго и время битвы и найти подробные описання зтого случая в исторических архивах. Дейсгвительные собьггия почти полносгью согласовывались с содержанием его переживаний. В одном подробном документе было даже имя священника, и Карла поразило то, что инициалы имени зтого человека были тождесгвенны тем, что были на рисунках, которые он нарисовал неделями раньше.

Тибетские практики, связанные с вопросом о перевоплощении. Тибетская духовная литература содержит несколько интересных повесгвований, которые наводят на мысль, что наставники, досгигшие духовных вершин, способны обретать значительные знання, связанные с собьггием перевоплощения, и развивать способность в определенной степени осущесгвлять управление его течением. Зто включает способность определения времени их смерти, предсказания или даже избрания времени и месга их следующего воплощения и сохранения сознания в промежуточных состояниях между смертью и следующим воплощением {бардо).

А, в свою очередь, другие совершенные тибетские монахи могут посредсгвом различных знаков, получаемых в снах, медитации или другими способами определить ребенка, который является перевоплощением Далай-Ламы, или тулку, и его месгонахождение. Затем ребенка подвергают проверке, во время которой он должен правильно определить, какие же из набора схожих вещей принадпежали умершему. Некоторые стороны зтой практики могли бы быть, по крайней мере теоретически, подвергнуты достаточно сгрогой проверке по западным нормам. Другие необычные претензии тибетской традиции Ваджраяны, такие, как сущесгвование упражнений, которые на много градусов могут увеличивать температуру тела {туммо), уже были подтверждены западными специалисгами (Вепзоп еї аі., 1982). Такое исследование было проведено с согласия и при поддержке Его Святейшесгва Далай-Ламы.

Зти необычайные характеристики переживаний прошлых жизней неоднократно подтверждались независимыми наблюдателями. Тем не менее все зти впечатляющие данные не обязательно сосгавляют окончательное «доказательсгво» того, что мы переживаем смерть и перевоплощаемся как та же самая отдельная единица сознания или та же самая индивидуальная душа. Такой вывод — только одно из возможных толкований сущесгвующих свидетельсгв. В сущносги, зто то же самое положение, как и то, с каким мы сгалкиваемся в науке, где у нас имеются наблюдаемые факты, и мы подыскиваем теорию, которая могла бы обьяснить их и помесгить в некую складную понятийную схему.

Одно из базовых правил современной философии науки гласит, что теорию никогда не следует путать с дейсгвительносгью, каковую она описывает. История науки ясно показывает, что всегда сущесгвует более чем один способ истолковывать полученные данные. В изучении феноменов прошлых жизней, как и в любой другой обласги исследований, мы должны отделять наблюдаемые факгы от теорий, которые пытаются придать им смысл. К примеру, падение предметов — зто наблюдаемый факт, тогда как теории, пытающиеся обьяснить, почему зто происходит, несколько раз менялись в ходе истории и, несомненно, изменятся еще.

Сущесгвование переживаний прошлых жизней со всеми их примечательными характеристиками — неоспоримый факт, досговерносгь которого может быть установлена любым серьезным исследователем, кго досгаточно широко мыслит и заинтересован в проверке свидетельсгв. Также ясно, что нет никакого правдоподобного обьяснения похожим явленням в пределах мировоззренческих рамок конформисгской психиатрии и психологии. С другой сгороны, исголкование сущесгвующих данных —дело намного более сложное и трудное. Расхожее понимание перевоплощения как повторяющегося круговорота жизни, смерти и возрождения того же самого индивида — влолне разумный вывод из имеющихся свидетельсгв. И конечно же, оно намного превосходит установку, принятую наиболее традиционными психологами и психиатрами по отношению к зтому материалу. Ведь они и не знают или не хотят знать об имеющихся данных и жесгко привержены предустановленням способам мышления.

Поскольку убедительные наблюдения перевоплощения необычайно впечатляют, конечно же, не трудно вообразить и какие-нибудь альтернативные исголкования тех же самых данных. Есгесгвенно, ни одно из них не сообразуется с материалистической монисгической парадигмой западной науки. Но по крайней мере два таких альтернативних обьяснения можно найти в духовной литературе. В индуисгской традиции вера в перевоплощение отдельных индивидов рассматривается как народное и немудреное понимание перевоплощения. Ведь при ближайшем рассмотрении єсть только одно сущесгво, обладающее истинным существованием, и зто Брахман, или само творящее начало.

Все отдельные индивиды во всех измерениях сущего — ТОЛЬКО ПЛОДЫ бесконечных метаморфоз зтого безмерного бытия. Атак как все разделения и границы во вселенной обманчивы и случайны, дейсгвительно воплощается только Брахман. Все дейсгвующие лица божесгвенной игры сущего — различные стороны зтого Единого. Когда мы достигаєм зтого окончательного знання, мы способны заметить, что наши переживання прошлых воплощений представляют только другой уровень призрачносги, или майи. И для того, чтобы видеть зти жизни как наши жизни, требуется восприятие кар ми ческих игроков в качестве отдельных индивидов, что отражает полное неведение относительно основополагающего единсгва всего.

Шри Рамана Махарши выразил парадоксальную взаимосвязь между творящим началом и сосгавляющими частицами материального мира необычайно кратко:

Мир призрачен,

Дейсгвителен один Брахман,

Брахман и єсть зтот мир.

В книге «Круговращения жизней: перевоплощения и сеть жизни» Крисгофер Баше (1988) рассматривает другое интересное предсгавление о перевоплощении, которое можно обнаружить в книгах Джейн Робертс (1973) и работах других авторов. Здесь внимание сосредотачивается не на том, что индивид — зто отделенная единица сознания, и не на Боге, но на Сверхдуше

— сущности, которая лежит между двумя последними. Если понятие душа относится к сознанию, которое собирает и принимает в себя переживання индивидуального воплощения, то Сверхдуша или Душа — зто имя, данное более широкому сознанию, которое собирает и принимает в себя переживання многих воплощений. В соответсгвии с подобиым взглядом воплощается именно Сверхдуша, а не индивидуальная единица сознания.

Баше отмечает, что, даже если мы являємся продолжениями наших предыдущих жизней, мы явно не являємся суммой всех переживаний, которые они содержали. И цель, которую Сверхдуша преследует в перевоплощении, — со брать особые переживання. Полная вовлеченносгь в отдельную жизнь требует разрыва связи со Сверхдушой и присвоєння оторванной личной самобытносги. В момент смерти отдельный индивид расгворяется в Сверхдуше, осгавляя только мозаику неусвоенных тяжелых переживаний. Тогда они предназначаются житию других воплощаемых сущесгв в порядке, напоминающем раздачу колоды карт в карточной игре.

В такой манере нет никакой настоящей непрерывности между жизнями индивидов, которые воплощаются в разные разы. Через переживание непоглощенных часгей других жизней мы имеем дело не с нашей личной кармой, но на самом деле очищаєм поле Сверхдуши. И образ, который использует Ваше, чтобы наглядно показать взаимосвязь между индивидуальной душой и Сверхдушой — раковина наутилуса. В ней каждая камера предсгавляет собою отдельную единицу и отражает определенный период в жизни моллюска, но она также включена в большее целое.

Мы пока что рассматривали три разных способа исголкования наблюдений, относящихся к явленням прошлых жизней. Воплощающиеся единицы рассматривались, соответсгвенно, как индивидуальная единица сознания, Сверхдуша и Безусловное Сознание. Однако мы не исчерпали всех возможностей альтернативних обьяснений, отвечающих за наблюдаемые факты. Из-за случайной природы всех границ во вселенной мы могли бы просто так же легко выделить как воплощающееся начало единицу большую, чем Сверхдуша, напри мер поле сознания всего человеческого рода или всех видов жизни.

Мы также в своем анализе могли бы сделать еще один шаг и исследовать причины, определяющие конкретний выбор кармических переживаний, предназначаемых для воплощающейся единицы сознания. К при меру, некоторые из людей, с которыми я работал, имели убедительные озарения относительно того, что важной причиной, влияющей на выбор происходящего, могла являться взаимосвязь между кармическими образцами и временем и месгом отдельного воплощения с его асгрологическими соотношениями. Зто предсгавление в общем согласуется с результатами наблюдений психоделических сеансов, холотропного дыхания и непроизвольных случаев духовних обосгрений. Они показывают, что при всех зтих обсгоятельсгвах содержание и время холотропных состояний тесно соотносились с транзитами планет. Просгранную тракговку зтой темы можно найти в тщательно задокументированном исследовании Ричарда Тарнаса (Тагпаз, в печати), а ее краткое изложение дано в Приложении к зтой книге.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Переживання прошлых жизней
Прошлое и настоящее
РАБОТА С ПРОШЛЫМ
ЦЕЛЕВАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ "УСПЕШНОСТЬ" ПЕРЕЖИВАНИЯ
ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ЧУВСТВА ВИНЫ И СТЫДА ЗА ПРОШЛОЕ.
Павлычева Т.Н. Представления о прошлом, настоящем и будущем
ПАВЛЫЧЕВА Т.Н. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
4.1.1. ИСТОКИ ЭРГОНОМИКИ В ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ У ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ ШИЗОФРЕНИЕЙ
4.1. Общество прошлого – как производственный цех
Тащёва А.И. ПЕРЕЖИТОЕ В ПРОШЛОМ НАСИЛИЕ И СТОКГОЛЬМСКИЙ СИНДРОМ
РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ ОБ-РАЗА ЛИЧНОГО ПРОШЛОГО
2. ПРОЦЕСС ПЕРЕЖИВАНИЯ
ПЕРЕЖИВАНИЕ
Техники переживания
ТЕХНИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ
Добавить комментарий