ПЕРЦЕПТИВНАЯ УСТАНОВКА

Как уже отмечалось в главе 6, восприятие — это нечто большее, чем образование проекции стимула на сетчатке. Одной только совокупности внешних визуальных раздражителей — паттернов отдельных объектов, образованных линиями, точками и изменениями светлоты, — еще недостаточно для создания того осмысленного,
структурированного визуального мира, который мы на самом деле воспринимаем. Сейчас читателю уже должно быть понятно, что восприятие окружающего мира также зависит и от определенной предрасположенности наблюдателя, и от его намерений. На самом деле в обработке входящей визуальной информации важную роль играют и психологические процессы, более избирательные и изменчивые, чем описанные выше гештальтистские принципы. На восприятие влияют и прошлый опыт, и воспоминания, и ожидания, и внушение, и окружающая обстановка, и именно этим влиянием определяется готовность определенным образом — беспристрастно или предвзято — реагировать на визуальное стимулирование. То, что человек настроен на определенное восприятие окружающего мира, является результатом всех этих влияний — определенной перцептивной установки. В «Гамлете» Шекспир намекает на роль внушения в организации восприятия и придании смысла знакомым, но кажущимся бесформенными конфигурациям — облакам. Именно об этом идет речь в отрывке из диалога, в котором Гамлет откровенно издевается над Полонием:

Гамлет. Вы видите вон то облако, почти что вроде верблюда?

Полоний. Ей-богу, оно действительно похоже на верблюда.

Гамлет. Но, по-моему, оно похоже на ласточку.

Полоний. У него спина, как у ласточки.

Гамлет. Или как у кита?

Полоний. Совсем как у кита.

(В. Шекспир. Гамлет. Цит. по: Шекспир В. Полн. собр. соч.: В 8 т. / Пер. М. Л. Лозинского. М.: Искусство, I960. Т. 6. С. 89.)

Следовательно, перцептивная установка — это своего рода

Следовательно, перцептивная установка — это своего рода

определение перцептивных приоритетов, или готовность воспринимать мир, являющаяся следствием предшествующего опыта и контекста, в котором происходит восприятие. С помощью нисходящего процесса обработки информации перцептивная установка привлекает к участию в восприятии те допущения и тот предшествующий опыт, которые необходимы для выработки генеральных стратегий, применимых ко всей конфигурации.

В свою очередь, эти подходы определяют восприятие элементов и их деталей. Следовательно, восприятие элементов «картины» определяется самой изначальной «большой картиной».

30. Перцептивная установка и процесс top-down

Левый рисунок без труда воспринимается как знакомый профиль. Однако одних только его контуров, представленных на правом рисунке, для этого недостаточно. Необходимо еще и допущение об освещенности и результате кажущегося распределения

теней по всему профилю

31. Что наблюдатель увидит на в — силуэт молодой или

31. Что наблюдатель увидит на в - силуэт молодой или

пожилой женщины — зависит от его перцептивной установки. Если он сначала посмотрит на а, в покажется ему силуэтом молодой женщины, а если на б — то пожилой. (Источник. Boring, 1930)

в

Интересный пример перцептивной установки, включающей top-down-процесс, приводится на рис. 7.30. На черном фоне изображены семь белых фигур неправильной формы. Однако едва ли не мгновенно этот рисунок воспринимается как знакомое лицо исторического деятеля в полупрофиль. Такое восприятие не является только результатом детектирования контуров фигуры. На правом рисунке эти контуры видны еще более отчетливо, но их недостаточно для осмысленного восприятия профиля. Существенными для восприятия лица в профиль являются возникающее благодаря рисунку представление об освещенности фигур и сочетании
света и тени на профиле. Оно играет роль установки, создает у наблюдателя известную предрасположенность к тому, чтобы «собрать» из разрозненных фрагментов такую единую фигуру (конфигурацию), которая соответствует его предыдущему опыту, а именно знакомое лицо.

Читателю может показаться, что «профиль» на рис. 7.30 является также результатом гештальтистской организации восприятия, основанной на восприятии сочетания «фигура—фон», а также на принципах «хорошего продолжения» и замкнутости. Влияние перцептивной установки на восприятие иллюстрируется рис. 7.31.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПЕРЦЕПТИВНАЯ УСТАНОВКА
ПЕРЦЕПТИВНАЯ УСТАНОВКА, ЧТЕНИЕ И ЭФФЕКТ СТРУПА
ЗАМАСКИРОВАННАЯ ФИГУРА, ОБНАРУЖЕННАЯ С ПОМОЩЬЮ ПЕРЦЕПТИВНОЙ УСТАНОВКИ
ВАШ ВЫБОР: УСТАНОВКА НА БУМ ИЛИ УСТАНОВКА НА СПАД
ПЕРЦЕПТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЕРЦЕПТИВНЫЕ КАТЕГОРИИ
ФЕНОМЕНЫ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Сенсорно-перцептивные процесы
ПЕРЦЕПТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ.
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ УМЕНИЯ
ПЕРЦЕПТИВНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ
ПЕРЦЕПТИВНАЯ ГРУППИРОВКА
РАЗВИТИЕ ПЕРЦЕПТИВНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ
СЕНСОРНОЕ И ПЕРЦЕПТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
ГЛАВА ПЕРЦЕПТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
ТРЕБОВАНИЯ К СЕНСОРНЫМ И ПЕРЦЕПТИВНЫМ СВОЙСТВАМ
3. Мотивационная компонента в сенсорно-перцептивной организации человека
«СЕНСОРНОЕ И ПЕРЦЕПТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
ПЕРЦЕПТИВНАЯ СЕГРЕГАЦИЯ
Добавить комментарий