ПЕРЦЕПТИВНЫЙ СТИЛЬ (PERCEPTUAL STYLE)

П. с. предполагает наличие у каждого чел. характерного способа восприятия мира. Мысль о том, что люди воспринимают мир разными и, главное, своеобразными способами, выглядит довольно заманчиво. Уже высказывались предположения, что сугубо индивидуальное и отчасти нарушающее законы восприятия использование цвета и формы некоторыми современными художниками основывается на возможных дефектах их зрения, так что каждый такой художник в точности переносит свой субъективный опыт на картину. Однако это предположение трудно доказать, как, впрочем, и др. гипотезы. Действительно ли своеобразие цветовой гаммы и форм у художников определяется особенностями их восприятия в точном смысле слова или здесь сказывается влияние когнитивных факторов, в частности, особенностей интерпретации видимого мира? В какой-то мере, когнитивные стили, имеющие отношение к способу мышления людей, представляются более нейтральным понятием по сравнению с П. с. В добавок ко всему, в этой области исслед. всегда существует проблема получения надежных и повторяемых данных.

Что касается маленьких детей, то тут действительно можно утверждать, что они воспринимают мир более глобально и менее дифференцированно, чем взрослые. Об этом можно судить не только по их недостаточно развернутым словесным описаниям, но и по гораздо менее дифференцированным и менее точным паттернам движений глаз и рук (в ходе ориентировочно-исследовательской деятельности) по сравнению с таковыми у старших детей и взрослых.

В 1950-х — 1960-х годах Г.

Виткин использовал понятия «поленезависимость» и «полезависимость» для описания индивидуальных различий в результативности выполнения перцептивных задач. Виткин предлагал испытуемым 3 главные задачи: тест замаскированных фигур, тест стержня и рамки и тест наклонной комнаты. Поленезависимые испытуемые могут игнорировать конфликтующую (с целевым объектом) визуальную среду при отыскивании скрытой фигуры (в тесте замаскированных фигур) или определении истинной вертикали (в тестах стержня и рамки и наклонной комнаты). Полезависимые более подвержены влиянию визуальной среды, что приводит к худшим результатам при выполнении теста замаскированных фигур и к опоре на зрительную, а не на гравитационную систему отсчета при выполнении других заданий. Показатели успешности выполнения 3-х этих задач коррелируют между собой. Виткин также показал связь результатов выполнения перцептивных задач с различными измерениями личности. Поленезависимость и полезависимость до сих пор остаются предметом интенсивных исслед.

Пожалуй, единственным твердо установленным «перцептивным стилем» яв-ся «стиль незрелости». Дети в меньшей степени способны дифференцировать зрительное поле, чем взрослые. Помимо детей, те же эффекты демонстрируют взрослые с определенными локальными поражениями головного мозга.

См. также Контекстуальные ассоциации, Восприятие (перцепция), Перцептивный транзакционализм

Р. Д. Уолк

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПЕРЦЕПТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (PERCEPTUAL ORGANIZATION)
ПЕРЦЕПТИВНЫЙ ТРАНЗАКЦИОНАЛИЗМ (PERCEPTUAL TRANSACTIONALISM)
ПЕРЦЕПТИВНОЕ РАЗВИТИЕ (PERCEPTUAL DEVELOPMENT)
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ (PERCEPTUAL DISTORTIONS)
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДЕНЦЕВ (INFANT PERCEPTUAL ABILITIES)
ПЕРЦЕПТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЕРЦЕПТИВНЫЕ КАТЕГОРИИ
КОММУНИКАТИВНЫЙ СТИЛЬ
СТИЛЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ
КОММУНИКАТИВНЫЙ СТИЛЬ
Профессиональная адаптация и индивидуальный стиль деятельности
ФЕНОМЕНЫ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Сенсорно-перцептивные процесы
КОНВЕРГИРУЮЩИЙ СТИЛЬ
5.2.1. СТИЛЬ
СТИЛЬ.
СТИЛЬ ЖИЗНИ В ИСЛАМЕ.
СТИЛЬ ЖИЗНИ В ИСЛАМЕ.
Добавить комментарий