ПЕРВАЯ ГЛАВА

«Исследование перфекционизма и идеалов личности в зарубежной и отечественной психологии. Определение основных понятий» содержит обзор работ, в которых изложены положения различных концепций перфекционизма и идеала, описываются исследования, посвященные изучению проблем перфекционизма и идеала. В главе раскрывается значение термина «перфекционизм», рассматриваются различные взгляды на проблему и направления изучения перфекционизма.

Согласно определению создателей шкалы MPS Хьюитта и Флетта перфекционизм – это стремление быть совершенным, безупречным во всем. Изначально данная проблема исследовалась как связанная с проблемой одаренности и интересовала ученых в связи с изучением психологических трудностей одаренных людей, в особенности – детей и подростков. Некоторые западные ученые (D.Burns 1980, R.Frost 1984, 1985, A.Pacht 1989, S.Blatt 1996) склонны акцентировать внимание на негативных проявлениях перфекционизма, таких как трудности в общении, трудности с принятием решений, медлительность, трудоголизм, чрезмерная самокритичность, беспокойство, тревожность, навязчивые сомнения и опасения (D.Burns 1980, A.Pacht 1989). Другие психологи посвящали свои исследования изучению позитивных сторон этого явления, в частности, так называемой моральной одаренности перфекционистов (K. Debrovski, T. Piechovsky 1972, 1976, 1997). В современных работах учитываются как негативные, так и позитивные аспекты данного явления (S. Peters, 2001, P. Hewitt.&G. Flett 2001). В настоящее время проводится все больше исследований, целью которых является поиск методик, приемов психокоррекционной работы, направленной не на то, чтобы «излечить» от перфекционизма, а на то, чтобы помочь людям, стремящимся к совершенству, адаптироваться в социуме и в полной мере реализовать свой потенциал (B. Kerr, 2000, S. Peters, 2001). В главе приводится описание перфекционизма как трехмерного явления, данное Хьюиттом и Флеттом. Основываясь на результатах клинических наблюдений и использовав наработки предшественников, Хьюитт и Флетт описали три составляющих перфекционизма: перфекционизм, ориентированный на себя; перфекционизм, ориентированный на других; социально предписанный перфекционизм. Высокий уровень перфекционизма, ориентированного на себя, предполагает наличие чрезвычайно высоких стандартов, установленных человеком для себя. Данная составляющая перфекционизма связана с целеустремленностью, тенденцией ставить перед собой «отдаленные», труднодостижимые цели и сосредотачиваться на них. Высокий уровень перфекционизма, ориентированного на других, предполагает наличие чрезвычайно высоких стандартов, установленных человеком для других, требовательность по отношению к окружающим, нетерпимость, нежелание прощать ошибки, несовершенства. Высокий уровень социально предписанного перфекционизма предполагает убежденность человека в том, что другие люди имеют относительно него чрезвычайно высокие ожидания, соответствовать которым очень трудно, если вообще возможно, но соответствовать этим стандартам необходимо, чтобы заслужить одобрение и приятие, избежать негативной оценки. В главе описывается история создания инструментария, позволяющего изучать перфекционизм как многомерное явление; обсуждаются исследования Хьюитта и Флетта, в результате которых была разработана и проверена шкала MPS.

В главе проводится сопоставление исследований перфекционизма с отечественными работами по роли идеала в развитии личности, раскрывается значение термина «содержание идеалов», используемого в нашем исследовании.

По словам С.Л. Рубинштейна: «Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные в этом смысле привлекательные человеческие черты, образ, который служит образцом…Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором его развития» (С.Л. Рубинштейн, 1989, т.2, с. 119). В культурно-исторической и концепции Л.С. Выготского идеал рассматривается как гипотетическая «конечная цель» развития личности, главная ценностная установка, в соответствии с которой формируется «ценностное отношение» к собственным поступкам, событиям (Л.С. Выготский, 1982.). В контексте данного исследования под содержанием идеалов подразумевается совокупность качеств, составляющих некий образ, прототипом которого может являться один человек, реальный или вымышленный либо сочетающий в себе качества нескольких реальных или вымышленных людей. Этот образ в той или иной степени является для личности образцом для подражания, тем совершенством, к которому она стремится.

Проблема идеала, образца рассматривается в первой главе как проблема этическая, неразрывно связанная с проблемами бытия, смысла земного существования человека, выбора целей и способов этого существования. Приводятся этические идеалы, сформулированные в различных философских и религиозных учениях, заданные в них направления самосовершенствования. Рассматриваются взгляды зарубежных и отечественных психологов (Ш. Бюлер, Э. Эриксон, К. Дебровский, Т. Пиечовский, Л. Сильверман, С. Петерс, Л.И. Божович, Л.С Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.) на роль идеала в становлении личности, обсуждаются эмпирические исследования, посвященные проблеме идеала.

Большая часть эмпирических исследований, проведенных российскими психологами по проблеме идеалов, посвящена изучению, прежде всего, нравственного идеала (работы С.А. Ананьина, Н.А. Рыбникова, Н. Познанского, В.П. Битцева, Н.И. Загоренко, Л.С. Раскина, Л.И. Божович, Б.Д. Эльконина, С.Г. Якобсон, Э.В. Чудновского, Б.С. Братуся, Н.И. Судакова, Т.А. Флоренской). В научной школе, основанной С.Л.Рубинштейном, были осуществлены методологические и экспериментальные разработки проблемы становления нравственного сознания. Это работы С.Л. Рубинштейна («Человек и мир» и др.), теоретические и эмпирические исследования К.А. Абульхановой, Л.И. Анцыферовой, В.Г. Асеева, А.В. Брушлинского, Е.А. Будиловой, М.И. Воловиковой, И.А. Джидарьян, Л.В. Темновой, И.И. Чесноковой и др.

Западными учеными активно исследуется проблема стремления личности к достижению совершенства. В отечественной психологической традиции особая роль отводится исследованию проблемы идеалов личности. В данном исследовании сопоставлены, изучаются как связанные между собой эти две научные проблемы.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Глава первая Введение в общую психологию
ПЕРВАЯ ГЛАВА
ГЛАВА ПЕРВАЯ ПРОБЛЕМА И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
Часть первая ИГРЫ Я
Книга первая ДУХОВНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЯ
Часть первая (и в этой книге единственная)
Первая стадия
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ЧТО ТАКОЕ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРА ЧТО ТАКОЕ ПСИХИКА?
Курлов Г.П. Путь к Дураку. Философия Смеха Книга первая, 0000
ПЕРВАЯ СЕРИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ
1.2. ЗАДАЧА ПЕРВАЯ: ИЗБАВИТЬСЯ ОТ БЫТОВЫХ ПРОБЛЕМ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ. О ТЕХНИКЕ BSFF
Первая базовая перинатальная матрица: БПМ-1 (изначальное единство с матерью)
ИГРА ПЕРВАЯ: «ЯЛАСКОВЫМ "ПРИКИНУСЬ", А КТО ЕЩЕ БОЛЕЕ ЛАСКОВЫМ "ПРИКИНЕТСЯ", ТОТ И МОЛОДЕЦ!»
КОГДА ПЕРВЫЙ РАЗ ПРОШЕЛСЯ ПО ВСЕМ ПУНКТАМ ПРОЩЕНИЯ, ПЕРВАЯ МЫСЛЬ: МЫ ВСЕХ ПРОЩАЕМ, А ЯВНО НЕ ХВАТАЕТ ПОПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ У НИХ ЖЕ.
Глава 1
Добавить комментарий