Петровичева Екатерина Владимировна ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УВЕРЕННОСТЬ И ПОЛИМОДАЛЬНОЕ «Я»

В классической психологической традиции и в обыденном сознании с понятием «уверенность» соотносятся «уверенность в себе», «самоуважение», «самооценка». Британский психолог Р. Лэнг в книге Divided Self («Расколотое Я») вводит термин ontological security (варианты перевода: «онтологическая уверенность» или «онтологическая безопасность), подразумевающий нечто большее — переживание человеком уверенности в своем бытии.

На данный момент в Институте психологии ПГПУ Н. В. Коптевой онтологическая уверенность (ОУ) исследуется в общепсихологическом плане. Вслед за Р. Лэнгом она предположила наличие в структуре ОУ ряда подструктур, которые были впоследствии также эмпирически установлены: уверенность в собственном «Я»; уверенность в теле; уверенность в мире; уверенность в людях; уверенность в значимом для себя.

ОУ и ее составляющие предполагают переживание человеком своей единоприродности людям, миру и значимому (распространение на них переживаний, соотносимых с феноменологией «Я»: близости, комфорта, позитивного эмоционального отношения, ценности и т. д.).

На сегодняшний день важной задачей является дальнейшее определение феномена ОУ, в том числе и через изучение его соотношения с уже известными феноменами, наличие и важность которых была выявлена и доказана. К их числу может быть отнесено полимодальное «Я». Проблема полимодального «Я» разработана в рамках Мерлинской школы Л. Я. Дорфманом с позиции метаинди- видуального подхода: проводился его теоретический и эмпирический анализ.

«Я» представляет собой форму переживания человеком своей личности, форму, в которой личность открывается сама себе. «Я» имеет несколько граней, и одной из них является «экзистенциальное «Я». Согласно теоретической модели Л. Я.Дорфмана, базовые компоненты «Я» уникальны по логическим и теоретическим основаниям и потому несводимы друг к другу. Можно назвать следующие базовые компоненты «Я»:

• «Я» авторское характеризует «Я» как самостоятельную инстанцию в смысле ее относительной независимости от внешних влияний.

• «Я» воплощенное есть своеобразное продолжение авторского «Я» в формах его вкладов в людей, предметы, вещи внешнего мира, в живую и неживую природу.

• «Я» вторящее описывает «Я», производное от внешних влияний и воздействий, «Я» вторящее реагирует на внешние влияния (как пассивно, так и активно) в форме субъективных впечатлений и ощущений.

• «Я» превращенное характеризует становление «Я» в другом, другим, как бы превращение «Я» в других людей, вещи, предметы, объекты живой и неживой природы.

Проблема исследования — соотношение ОУ и полимодального

«Я».

Основанием для него является то, что оба феномена объединяет не только проблематика «Я» , но и «бытийный», метаиндивидуальный ракурс их рассмотрения, объединяющий «Я» и «не Я».

Согласно гипотезе настоящего исследования, существуют взаимосвязи между измерениями ОУ и модальностями Я, а именно:

1) уверенностью в «Я» и авторским «Я»;

2) уверенностью в теле и воплощенным «Я»;

3) уверенностью в людях и превращенным «Я». Цель — выявить взаимосвязи измерений ОУ с элементами

полимодального «Я».

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

1) Существует определенная близость ОУ и ряда модальностей «Я» (значимые положительные связи общего показателя ОУ с модальностями авторского, воплощенного и превращенного «Я»).

2) Уверенность в теле — неотъемлемая характеристика «Я»- воплощенного (на что может указывать связь соответствующих аспектов онтологической уверенности и «Я»). Ведь самые близкие и значимые, быстро замечаемые и желанные вклады нашего «Я» делаются в ближайшее и первоопределяемое — тело. Тело является «представителем» ментального «Я» в мире, уверенность в теле, которому принадлежат «двери восприятия и (или) врата деяния» (Р.Лэнг) предполагает полноту переживания и реализации авторства (связь уверенности в теле и «Я» авторского).

3) Уверенность в значимом характеризует наше «Я» как «Я» превращенное, которое можно расценивать как нечто большее чем «Я» (связь уверенности в значимом и превращенного «Я»). Здесь актуально вспомнить о понятии трансценденция. Одновременно уверенность в значимом предполагает выраженность авторского «Я», которое таким образом оказывается также причастным к трансценденции (взаимосвязь уверенности в значимом и «Я» авторского).

4) Уверенность в людях предполагает «Я» превращенное, как «Я», находящее свое продолжение в других, терпимое к их инакости (взаимосвязь уверенности в людях и «Я» превращенного).

Иными словами, гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась отчасти, в то же время обнаружились новые данные, не противоречащие нашим исходным позициям.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Куделько Наталья Николаевна, Меринова Екатерина Владимировна ОБРАЗ НАРКОМАНА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ
Новотоцкая-Власова Екатерина Владимировна ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ.
Смирнова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ УВЕРЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ В ТРЕНИНГЕ «УВЕРЕННОСТЬ ПЕДАГОГА»
Морозова Полина Владимировна, Глухова Таисия Владимировна ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Винокурцева Ирина Владимировна Жуковская Елена Владимировна ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОЛЬНОМ ЧЕЛОВЕКЕ В КУЛЬТУРНО- ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА СТУДЕНТОВ
Богова Юлия Валерьевна Гончар Ольга Владимировна Серова Ольга Александровна Кислицына Ольга Владимировна НЕРОЖДЕННЫЕ ДЕТИ: ТАКТИКИ САМООБВИНЕНИЯ И САМООПРАВДАНИЯ МАТЕРЕЙ.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА В ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЕ
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
1. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ
К ПРОБЛЕМЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕРПИМОСТИ В ФИЛОСОФИИ
ОБЩАЯ УСТАНОВКА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА ЖИЗНИ
6.1.2. Взаимоотношения содержания и внешней формы (онтологический аспект)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕ-СКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА?
3.4. Метаморфозы психотехнических схематизмов и онтологических схем психики в процессе развития психоаналитической психотерапии
УВЕРЕННОСТЬ
УВЕРЕННОСТЬ
Добавить комментарий