ПОД СТАРОСТЬ ВСПОМНИЛ Я ЭТОТ РАССКАЗ И АХНУЛ:

До чего же совпадает он с долевым

распределением экспериментальных крыс — «добрых», «открытых добру» и «злых» (напомню: соответственно 31,45 и 24 процента). Припомнились также опыты Милгрэма. И хотя со студенческих лет знаю выведенный еще в прошлом веке «закон множественности причин и смешения их следствий» (Дж. Милль), мне трудно отказаться от сравнения старой притчи об ангелах и бесах с научными поисками современных психологов и нейрофизиологов. Что там ни говори, биологически, редукционизм, сближающий человека с животными, ищущий истоки души в поведении собак, крыс, обезьян, — не только интересен, но и достаточно убедителен.

Разделены ли в мире Добро и Зло, по отдельности ли они воплощены в разных особях, или слиты в одной личности как силовые линии противоположной направленности («ангел на свое тяне, бес на свое»)? Можно ли в самом деле вывести некую универсальную формулу «распределенности Добра и Зла», построить математико-статистическую модель конфронтации Христа и Антихриста?

Как уже сказано, обыденные представления — в религиозных, в светских ли

вариантах — вольно или невольно также вращаются вокруг альтернативы, «врозь или

вместе». Среди староверов, например, по сей день бытуют две концепции Сатаны — «чувственная» и «духовная». Первая исходит из того, что Дьявол есть существо во плоти, вторая видит в Антихристе некий дух Зла, символ постоянного противостояния в каждом человеке. Отвергая представления об абсолютном Зле, они в то же время подрывают и авторитет абсолютного Добра, делают крайне сомнительным существование «святых людей». Так, например, специальные приборы бесстрастно фиксируют половое возбуждение у вполне добропорядочных мужчин, не склонных ни к каким сексуальным извращениям и отклонениям, когда им демонстрируют видеофильмы со сценами изнасилований или с обнаженными маленькими девочками. Так что с научной точки зрения гипотеза борьбы Христа и Антихриста за душу каждого человека представляется вполне убедительной.

В смутное время душа ищет утешения в какой угодно химере. Поэтому меня

привлекает тот научно установленный факт, что в «природе» Зло количественно

уступает Добру (24 процента против 76). Хочу также отметить, что «духовная»

концепция Сатаны в сравнении с «чувственной» не только более убедительна, но и

более гуманна. Да, да, гуманна! Дело в том, что проблема «вместе или врозь»

далеко не абстрактна. Ведь если Добро и Зло изначально навсегда разделены, то

единственный способ преодоления Зла — его уничтожение. А стало быть, надо

уничтожать неисправимых носителей Зла, этих «полномочных представителей»

Антихриста в миру. В таком случае, любая категория людей может быть заподозрена

в служении Сатане — безразлично, с религиозной, светской или даже «научной»

точкой зрения мы имеем дело. Сегодняшние призывы к уничтожению либо изгнанию

иноверцев, масонов, коммунистов, демократов и т.д. — осознанно или неосознанно

опираются на представления об автономии Добра и Зла.

* * *

Разгадывая феномен человека, нужно в конце концов обратиться и к тому, чем он,

без всяких сомнений, отличается от животного — к совести, составляющей

сердцевину того непонятного, что именуется душой. Критикуя биологический

редукционизм, Франкл называет совесть «органом поисков смысла жизни», «подсознательным Богом».

В одной из повестей Герберта Уэллса некий доктор Моро на отдаленном острове

проделывал удивительные опыты — путем сложных и болезненных операций превращал

животных в людей. Центральная идея повести — конфликт между звериной Природой,

жаждущей крови, и человеческим Законом, запрещающим убийства. Сама по себе

трансформация тела животных оказалась недостаточной. Поэтому в специальные часы

«звериный люд» острова собирался для совместного заучивания заповедей Закона.

Хоровое чтение каждой из них завершалось вопросом-заклинанием: «Не ходить на

четвереньках — это Закон. Разве мы не люди?.. Не охотиться за другими людьми —

это Закон. Разве мы не люди?..» Увы, эти «политбеседы» не помогли. Опьянев от

вида и запаха однажды пролитой крови, «зверолюди» учинили на острове всеобщее

побоище.

Доктор Моро изменил анатомию животных, дал им голосовые связки и

зачатки интеллекта, но не мог пересадить тот человеческий «орган», который

Франкл назвал «подсознательным Богом».

Совесть сопровождает человека всю жизнь. Я бы выделили три ее разновидности,

условно обозначив их так: действующая, догоняющая, невостребованная. Действующей

я называю ту совесть, которая постоянно (сегодня, сейчас) контролирует поведение

человека, в каждом конкретном случае подсказывает ему добрый поступок,

удерживает от подлости. По определению Владимира Даля, «совесть — это чувство,

побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла». Праведники, добродеи,

люди с «двумя ангелами» в душе — это и есть те, у кого преобладает действующая

совесть. Она у них никогда не дремлет.

Догоняющая совесть включается уже после поступка, одобряя или порицая его (хорошо известные угрызения совести). Этот феномен человеческой духовности чрезвычайно интересен. Прежде всего тем, что в нем высвечивается надвременная сущность совести. Ведь догоняющая совесть проявляется тогда, когда поступок совершен и ничего изменить нельзя. Но совесть игнорирует это «нельзя», обнаруживая элемент духовности, принадлежащий вечности (и который по религиозным представлениям якобы свидетельствует о бессмертии души).

Догоняющая совесть, как я ее понимаю, присуща большинству людей — тем самым 45

процентам, у кого в душе «ангел на свое, а бес на свое». Если действующая

совесть не срабатывает у них непосредственно в момент выбора, то через некоторое

время включается догоняющая. Догоняющая совесть (впрочем, как и действующая) не

подчиняется рассудку, она надинтеллектуальна. Уж на что убедительно Родион

Раскольников обосновал для самого себя целесообразность убийства старухи-процентщицы,

а вспомним-ка: вся эта история разворачивается на фоне постоянной (до и после

убийства) мучительной борьбы с совестью. Борьбы, где в итоге победила совесть.

Действующая совесть подавала сигналы, но они оказались слабыми, недостаточными.

Тогда с еще большей силой включилась совесть догоняющая. Таким образом,

догоняющая совесть запаздывает, но запаздывает не безнадежно. Высшей формой

догоняющей совести надо считать раскаяние.

Ну хорошо, слышу я скептические голоса, а как же быть с лютыми злодеями, не

испытывающими ни малейших угрызений совести, всегда готовыми к новым убийствам,

насилиям, надругательствам над беззащитными жертвами? С теми самыми, у кого, по

притче, в душе «два беса». И вообще, есть ли смысл употреблять слово «совесть»

по отношению к людям, у кого она не действует, и даже не «догоняет». Раз

существуют люди бессовестные в буквальном смысле, можно вернуться к аналогии с

крысиными «суперменами» (коих, напомню, в эксперименте оказалось 24 процента)? И

тогда то, что мы называем совестью (как и душой) объясняется не особой сущностью

(частицей Бога, подсознательным Богом и т.д.), но неким земным влиянием —

неважно, сочетанием ли унаследованных генов или воздействием микросреды.

Тем не менее, давайте и этой категории людей оставим какую-никакую совесть.

Назовем ее невостребованной, подразумевая под этим термином тот духовный

потенциал, который по разным обстоятельствам не проявил себя в жизни данного

человека, но никогда и ни у кого не равен нулю. Да и в самом ли деле никак и

ничем не проявляет себя этот духовный потенциал у предполагаемых носителей «абсолютного

Зла»? Бездействующий применительно к одним обстоятельствам, он вдруг

обнаруживает себя в других, сопредельных с первыми во времени и пространстве.

Присмотритесь к странным выплескам человечности у самых черных злодеев

Достоевского. Как у списанных с натуры («Мертвый дом»), так и вымышленных,

признанных концентрированно выражать только Зло (назову в этом плане Ставрогина

из «Бесов» и Свидригайлова из «Преступления и наказания»). Франкл тоже вдруг

вспоминает эсэсовца, который «выкладывал из своего кармана немалые деньги, чтобы

покупать в аптеке ближайшего городка медикаменты для заключенных»…

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Задание 1 «РАССКАЗ ПО КАРТИНКАМ» (приложение 2).
РАЗРАБОТКА КЛЮЧЕВЫХ КАТЕГОРИЙ АНАЛИЗА СОДЕРЖАНИЯ РАССКАЗОВ
ВАС НОКАУТИРОВАЛО? ПОПРОБУЙТЕ ЭТОТ МЕТОД
ЗАЧЕМ НУЖЕН ЭТОТ КУРС?
ЗАЧЕМ НУЖЕН ЭТОТ КУРС?
Шабанова А.А., Зайцева Ю.Б. ОБРАЗ СТАРОСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ
Калинина Е.Н., Трушкова Ю.К. ОБРАЗ СТАРОСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЖЕНЩИНПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
ЭТОТ НЕДОСТАТОК МИНИМИЗИРУЕТСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЕНСАТОРНЫХ ИНДИКАТОРОВ.
Троеперстова А.Ю., Николаева С.В. ОБРАЗ СТАРОСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ПОЖИЛЫХ ЖЕНЩИН
Вострышева Е.С., Рахубина Е.В., Фадеева В.О., Хасаншина В.В. ОБРАЗ СТАРОСТИ У ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
Кленышева Е.Е., Шишикина Е.О., Гудина Е.А. ОБРАЗ СТАРОСТИ У ЖЕНЩИН ПЕРИОДА РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ
Красилова Е.С., Прокофьева Ю.А. Гендерный анализ представлений молодежи о старости
КРАСИЛОВА Е.С., ПРОКОФЬЕВА Ю.А. ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О СТАРОСТИ
ЗАБЫВАНИЕ В СТАРОСТИ (LATE-LIFE FORGETTING)
Ослабление ритма: почему ближе к старости хуже спится
5. Ведущий мотив вашего подчиненного — стремление к достижениям. Как использовать этот фактор с максимальной пользой?
ПОД ВНУТРЕННЕЙ НОРМОЙ ДОХОДНОСТИ
Добавить комментарий