О ПОДХОДАХ К ИССЛЕДОВАНИЮ СЕРЬЕЗНОГО И КОМИЧЕСКОГО

Современный человек часто живет в «паутине серьезного», нормы которого он, как правило, усваивает еще в детстве. «Не дурачься, не балуйся, не шуми!» – требуют от ребенка родители, учителя, окружающие. Таким образом, запрет на нарушение меры часто сопровождается запретом на несерьезное. На серьезное также ориентирован и государственный строй, в условиях которого в связи с цензурой все смеховые формы – одни раньше, другие позже – переходят на положение неофициального аспекта (Бахтин М. М., 1990). Исследования М. М. Бахтина показывают, что в условиях доклассового строя смешное и серьезное занимали одинаковое по значимости место в жизни человека, они были одинаково священными. И если существует потребность в труде, планомерной и нормативной деятельности (потребность в серьезном), то должна существовать потребность в несерьезном. Неудовлетворение этой потребности может привести к невротизации личности.

По П.В.Симонову (1981), потребность, лежащую в основе смеха, трудно определить однозначно. Потребность, удовлетворяемая при реакции на смешное, не является устойчиво доминирующей потребностью субъекта. Автор считает, что смех есть известное отвлечение от мотивационной доминанты, отход от нее, взгляд со стороны. Он полагает, что юмор имеет отношение к интеллектуальному превосходству: в понимании, в оценке событий, лиц, положений и т. п. Поэтому в основе смеха лежит сплав социальной потребности превосходства с идеальной потребностью познания. П.В.Симонов (1993) замечает также, что юмор нельзя свести к какому-либо одному фактору, будь то агрессивность, сострадание и т.д. Но в чувстве юмора неизбежно присутствует «пот-ребность в экономии сил», в соответствии с чем эффект комического возникает, когда субъект обнаруживает несоответствие расходуемых сил реально необходимым тратам. На вопрос о том, какая потребность удовлетворяется смехом, еще не дано определенного ответа.

Интеллектуальное превосходство (Т.Гоббс), освобождение от напряжения (И.Кант, Дж.Селли) – все это варианты потребности, лежащей в основе смешного. Многие исследователи смешного признают, что смех – это проявление некоего состояния, сходного с состоянием детской игры. По З.Фрейду (1925) остроумие берет истоки в детской игре. А.Бергсон (1981) считает, что смех связан с понятием игры, где она понимается как противоположность труду, усилию. Жан-Поль (1981) полагает, что смех – это наслаждение рассудка отпущенного на свободу.

Мы солидарны с этими взглядами и считаем, что смех, если и является свидетельством удовлетворения какой-то потребности, то это потребность в переживании несерьезного (переживании состояния комического). На наш взгляд, смех является свидетельством удовлетворения потребности переживании состояния комического, детерминируемого ситуацией, в которой нарушается норма. При изучении состояния комического необходимо рассмотреть вопросы социогенеза этого состояния.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Радость и духовная работа. Серьезность
ДЕТИ С СЕРЬЕЗНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ.
КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОМИЧЕСКОГО?
ДЕЙСТВИЯ В СЕРЬЕЗНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
ОБРАЗНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПОНИМАНИЯ КОМИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
Щербакова Ольга Владимировна МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО В СУБТЕСТЕ «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КАРТИНКИ» WAIS И WISC-III
М. В. Мусийчук, С. В. Мусийчук ЮМОР В ОБРАЗОВАНИИ ЗА РУБЕЖОМ ЧЕРЕЗ КОГНИТИВНО - АФФЕКТИВНУЮ МОДЕЛЬ КОМИЧЕСКОГО
ОТЧЕТЫ ОБ ИССЛЕДОВАНИЯХ, ПОДХОД АРА
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И НЕЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ
Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности
Основные психологические подходы в исследованиях памяти
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПАМЯТИ
3.7. Коммуникативный подход в исследовании аутокоммуникации
ПРИМЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЙ: СОЕДИНЕНИЕ ПОДХОДОВ
Добавить комментарий