Подогова А.Е. Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков

Миллионы людей со всего мира увлекаются компьютерными играми, уделяя этому занятию, много времени, зачастую в ущерб работе, учебе и т.д. Все это, в сово-купности с фактом увеличения числа компьютеров и увлекающихся играми людей, говорит о том, что вопрос требует изучения со стороны ряда наук, и психологии в первую очередь.

Цель работы: исследовать степень влияния разных типов компьютерных игр на уровень агрессивности подростков.

Были поставлены следующие задачи: проанализировать разные подходы к изучению агрессивности человека; проанализировать разные подходы к изучению влияния компьютерных игр на подростков; сформулировать гипотезу относительно уровня агрессивности подростков, увлекающихся разными типами компьютерных игр; провести исследование психического состояния личности подростков 13–15 лет увлекающихся разными типами компьютерных игр; провести исследование агрессивности подростков 13–15 лет увлекающихся разными типами компьютерных игр.

Гипотезы: 1) подростки 13–15 лет, увлекающиеся разными видами компьютерных игр и часто проводящие время за ними, обладают различным уровнем агрес-сивности по сравнению друг с другом; 2) подростки, увлекающиеся играми типа РПГ и экшн, более агрессивны, чем подростки, увлекающиеся аркадами и стратеги-ями.

Были использованы следующие методы: hand-тест; тест FPI; тест Басса-Дарки; методика измерения неравновесного состояния Прохорова; авторский опросник, определяющий уровень предпочтения типов компьютерных игр (рассматривались только данные по уровню агрессивности). Исследовалось влияние таких типов компьютерных игр, как экшн, РПГ, стратегии и аркады. Эти типы игр были взяты исходя из дополненной классификации компьютерных игр Шмелева.

Исследование проводилось в два этапа, на базе 9–х классов общеобразовательной школы. В эксперименте принимало участие 123 человека, все испытуемые увлекаются компьютерными играми. В первом этапе (гипотеза №1) принимало участие 15 человек. С ними были проведены все методики и тесты и были получены следующие результаты. Общий уровень агрессивности повышен в основном за счет показателя физической агрессии, показатели вербальной и косвенной агрессии подростков, играющих в компьютерные игры, незначительно отличаются от аналогичных показателей у подростков, не играющих в такие игры.

Что касается связи между уровнем агрессивности и предпочтением определенного вида игры, то, судя по полученным данным, можно говорить о более высоком уровне агрессивности у испытуемых, которые предпочитают играть в РПГ и экшн, и более низком уровне у играющих в стратегии и аркады. Также можно сделать вывод о том, что для подростков, увлекающихся такими типами игр, как экшн и РПГ, существует более высокая вероятность открытого агрессивного поведения, чем для тех, кто увлекается стратегиями и аркадами. Исследуя психическое состояние личности, мы обнаружили, высокие показатели по шкалам поведения и пережива-ния, что может быть обусловлено не только возрастными особенностями, но и типом предпочитаемой игры. Основными изменениями, отмеченными у всех испытуе-мых, являются: веселость, активность, раскрепощенность, а также импульсивность и открытость поведения. Гипотеза №1 была подтверждена.

Исходя из полученных результатов, была выдвинута гипотеза №2 (второй этап исследования). В эксперименте приняло участие 123 человека, с которыми были проведены тесты FPI, Басса-Дарки и авторский опросник. Полученные данные свидетельствуют о том, что подростки, увлекающиеся играми типа РПГ наиболее агрессивны, на втором месте находятся подростки, предпочитающие экшн, на третьем – стратегии и на четвертом (т.е. наименее агрессивны) те, кто предпочитает играть в аркады. Также был проведен корреляционный анализ данных, полученных по тестам FPI и Басса-Дарки. Полученные результаты были разбиты на группы, в соответствии с игровыми предпочтениями, и рассматривались в парах (сравнивались данные тех, кто предпочитает экшн, по тесту FPI и по тесту Басса-Дарки, то же проделывалось и для данных по остальным типам игр). В результате был выявлен значимый уровень корреляции между данными по экшн (0,7) и аркадам (0,4). Это подтверждает зависимость уровня агрессивности от типа компьютерной игры, а также подтверждает поставленную гипотезу.

Таким образом, результатом проделанной работы стал вывод о том, что на уровень агрессивности подростков, увлекающихся компьютерными играми, влияет тип предпочитаемой игры.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПОДОГОВА А.Е. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНО-СТИ ПОДРОСТКОВ
Миронов В.В. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Чернышкова Елена Юрьевна ВЛИЯНИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
К.М. Пилипенко, Е.Н. Коскина ВЛИЯНИЕ АГРЕССИВНОСТИ НА СТАНОВЛЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Латынова Т.Ю. Влияние массовой коммуникации на агрессивное поведение детей и подростков
Беленькова М.К. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРНА САМОВОСПРИЯТИЕ ЮНОШЕЙ
ПРУССКАЯ-ЮРКЕВИЧ С.Н., РЫБАЛКО Е.Ф. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ
ВЛИЯНИЕ ЗАВЕРШЕННОСТИ ЗАДАЧИ НА УРОВЕНЬ СЛЕПОТЫ ПО НЕВНИМАНИЮ
Трафимчик Жанна Ивановна О ВЛИЯНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА НЕКОТОРЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
УСТОЙЧИВОСТЬ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: МОЖНО ЛИ НА ОСНОВЕ ЗНАНИЙ ОБ АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСТВЕ ДЕЛАТЬ ПРОГНОЗ ОБ УРОВНЕ АГРЕССИВНОСТИ В ЗРЕЛЫЕ ГОДЫ?
Пелипенко Мария Игоревна ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОВЕНЬ КОНФОРМНОСТИ
Позняк Н. С. ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ
КОКОУЛИНА Н.Ю. ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА ВОСПРИЯТИЕ АГРЕССИВНОСТИ
ВАСИЛЬЧЕНКО Н.А. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Печерский Сергей Александрович ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ НА УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ СПОРТСМЕНОВ
Добавить комментарий