ПОСАДСКИЙ А.В. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Продолжая бурное обсуждение в психологической науке вопроса о соотношении личности и среды, можно отметить, что социальная среда – это абстрактное пространство, конституированное множеством пространств или полей, которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных ресурсов (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.). Согласно П. Бурдье, социальное пространство сконструировано так, что агенты, занимающие сходные или соседние позиции, находятся в сходных условиях, подчиняются сходным обусловленностям и имеют все шансы обладать сходными диспозициями и интересами, а следовательно, производить сходные практики. Пространство имеет социальное измерение благодаря тому факту, что зона манипуляций одного актора пересекается с зоной манипуляций других акторов. На этих пересечениях возникают и существуют малые и большие группы, классы, «местные сообщества», и т.д. Таким образом, реальность социальной среды определяют индивиды и группы индивидов.

Повседневная социальная реальность представляет собой реальность, которая конструируется людьми и интерпретируется ими под определенным давлением со стороны среды, тем самым осваиваемый социальный мир имеет тенденцию быть воспринимаемым как нечто должное, что существует само по себе. Известно, что все структуры социальной среды являются историческими продуктами человеческой культуры, а значит, передаются благодаря использованию некоторого социального механизма. То есть предполагается, что некоторые люди будут передавать, а другие – воспринимать информацию.

Значит, рассматривая дихотомию «личность – среда» как «личность – другие личности», социальное пространство предстает перед нами не как нечто аморфное и непонятное, а как вполне упорядоченная структура, которая может быть представлена графически.

Сразу заметим, что данная схема не является эгоцентрированной. Личность в зависимости от ситуации может занимать различные по-зиции. Также заметим, что из схемы не следует, что социальное пространство организуется лишь при взаимодействии довольно большой группы людей. Мы постарались представить наиболее полную картину социальных взаимодействий, а отношения, возникшие между двумя акторами, характеризуются соответствующими элементами схемы.

В нашей схеме присутствуют следующие элементы:

1) «Продюсеры» – акторы, продуцирующие в среду определённые идеи, культурные смыслы — кусочки мозаики для выстраивания «собственной» картины мира другими личностями.

В повседневной жизни на личность, как правило, оказывают воздействие несколько продюсеров, но лишь один из них является доминирующим в определенной ситуации. Как мы уже отмечали, акторы наделены не равными возможностями доступа к ресурсам, а ведь именно преобладание ресурсов (авторитет, физическая сила, закон или голоса электората) обеспечивают продюсеру доминантную позицию. В ходе борьбы за обладания благами ситуация может измениться: утратив часть былой силы, продюсер из доминирующего становиться оппозиционным (или «контрпродюсером»), что, соответственно, снижает его возможности влиять на социализацию других акторов.

2) «Ресиверы» — социализирующиеся личности, люди, воспринимающие информацию от продюсеров. Большинство из них обращены к доминирующему продюсеру, в силу обладания им большинства ресурсов. Как показывает история, многие ресиверы довольно быстро адаптируются к смене доминирующего продюсера и способны почти кардинально изменять «собственную» точку зрения, а значит, и кар-тину мира. Однако существуют и «нонресивиры» – личности принимающие доминирующей культуры в лице продюсера(ов). Такие лич-ности из-за индивидуальных особенностей или уже сложившейся картины мира могут либо быть подвержены воздействию оппозицион-ного продюсера (контрпродюсера), либо пытаться избежать реальности (наркоманы), либо предпринимают попытки стать продюсером для самого себя.

Таким образом, можно выделить четыре типа взаимодействия в социальном пространстве. Первый, «продюсер — ресивер», включаю-щий как взаимодействие доминирующего продюсера и ресивера, так и контрпродюсера и нонресивира. Это типичный и наиболее распространенный способ взаимодействия в любом обществе. Второй, «продюсер — продюсер». Такие взаимоотношения можно часто наблюдать в теледебатах, организованных, для борьбы за ресурсы. Однако более активная борьба ведётся с помощью ресиверов. Третий тип, «ресивер — ресивер», включающий и взаимодействие нонресиверов одного толка. Обмениваясь одинаковыми культурными значениями, представленными их продюсерами, они идентифицируют себя друг с другом и продюсером (организация, собщество). И, наконец, четвёртый тип, «ресивер — нонресивер», когда борьба за ресурсы приобретает форму открытых столкновений между привер-женцами различных идей.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПОСАДСКИЙ А.В. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Курчигина О. Л. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
4.2.2. «Пространства» социальной действительности
8.1. О пространстве мира индивидуальности c точки зрения социальной действительности
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Анализ методологии исследований социальных представлений
Латынов В.В. Социальные представления и массовая коммуникация
ЧАСТОЕДОВА А.А. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГЕ И ЕГО КЛИЕНТЕ
Юркова Е.В. ДРУЖБА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
2.5. Социальные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ О ПЕРСПЕКТИВЕ БУДУЩЕГО
Гришин В.В. Иррациональные идеи в социальных представлениях российских избирателей
2.3. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОМ СТАТУСЕ И ПРАВАХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ, В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНЧЕСКИХ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ИНИЦИАТИВ: ОПЫТ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Добавить комментарий