Последствия современных исследований сознания для развития психиатрии

Как уже говорилось ранее, западная психиатрия и психология рассматривают холотропные состояния (за исключением сновидений, если они не являются повторяющимися или кошмарними), как патологи ческие в своей основе феномени, не обладающие терапевтическими или звристическими возможностями. Майкл Харнер, антрополог с прекрасной академической репутацией, который к тому же прошел шаманское посвящение во время полевой работы вамазонской сельве, и занимающийся шаманизмом, полагает, что западная психиатрия оказалась в плену предубежцений, что привело к искажениям, по крайней мере, в двух базових направленнях. Она зтноцентрична, то єсть рассматривает собсгвенное ви денне человеческой души и действительности, как единственно правильное и наивысшее по отношению ко всем осгальным, и она когни центрична (может быть, более точно — прагмацентрична), что означает, что она принимает к сведению переживання и наблюдения, имеющие месго лишь в обычных состояниях сознания (Нагпег, 1980).

Отсугсгвие интереса к холотропным состояниям сознания и пренебрежение по отношению к ним привели к культурной усгановке на невосприимчивосгь и ксклонности паталогизировать любой вид деятельносги, который не мог быть предсгавлен в узком контексте материалисгической монистической парадигми. Все зто относится к обрядовой и духовной жизни древних и доиндусгриальных культур, а также ко всей духовной истории человечесгва в целом. В то же время подобиая установка также умышленно запугала и вопрос о том решительном концептуальном опровержении, которое изучение холотропных состояний выдвигает против теории и практики психиатрии.

Если бы мы действительно захотели сисгематически проанализировать данные опытов и наблюдений, связанных с холотропными сосгояниями, зто неизбежно привело бы к коренному пересмотру наших основополагающих представлений о сознании и человеческой душе и принципиально новому подходу к психиатрии, психологии и психотерапии. И перемены, которые нам бы пришлось совершить в нашем мышлении, таким образом, подпадали бы под несколько больших категорий, о которых речь пойдет ниже.

Природа человеческой души и различные измерения сознания

Традиционная академическая психиатрия и психология пользуются моделью, ограничивающейся б йоло ги ей, послеродовой биографией и фрейдовским индивидуальным бессознательным. Но чтобы обьяснить все феномены, происходящие в холотропных СОСГОЯНИЯХ, МЫ должны коренным образом пересмотреть наше предсгавление об измерениях человеческой психики. Ведь кроме послеродового биографического уровня новая расшир енная картография включает две дополнительных обласги: околородовую (относящуюся к травме рождения) и надличносгную (охватывающую все виды наследсгвенной, расовой, коллективной и психогенетической памяти, кармические переживання и архетипические движущие силы).

Природа и архитектоника змоциональных и психосоматических нарушений

Чтобы обьяснить разнообразные нарушения, которые не имеют под собой органической основы (так называемая «психогенная психопатология»), традиционная психиатрия применяет модель, ограничивающуюся изучением биографических травм, происходящих уже после родов, в младенческом и детском возрасге, а также на протяжении последующей жизни.

Новое же понимание предполагает, что корни подобиых нарушений залегают намного глубже и имеют в своем составе доли, происходящие и из дородового уровня (травма рождения), и из надпичностных областей психики (как они были определены выше).

Зффективные терапевтические механизмы

Традиционная психотерапия признает терапевтические механизмы, дейсгвующие лишь на уровне биографического материала, такие, как воспоминание забытых собьггий, раскапывание того, что было вытеснено из сознания, воссоздание прошлого исходя из сновидений и невротических симптомов, повториое переживание травматических воспоминаний и анализ переноса. Холотропные исследования открывают множесгво иных важных механизмов исцеления и Преображення личносги, которые становятся доступними, когда наше сознание досгигает околородового и надпичностного уровней.

Сграгегии психотерапии и самоосвоение

Цель традиционных видов психотерапии сосгояла в том, чтобы сосгавить себе рассудочное предсгавление о том, как действует психика, почему развиваются те или иные симптоми и что они означают. А уже затем подобное понимание сгановится основанием для развития техники, которую терапевти могут задействовать для лечения пациентов. Тяжелой проблемой, связанной с подобной стратегией, является поразительное отсутствие согласия между психологами и психиатрами, когда речь заходит об основополагающих теоретических вопросах и происгекающее отсюда невероятное количесгво школ в психотерапии. Работа с холотропными сосгояниями предоставляет нам неожиданную альтернативу — привлечение глубинных внутренних умсгвенных способносгей пациентов, которые и ведуг процесс исцеления и Преображення.

Роль духовности в человеческой жизни

Западная материалистическая наука не осгавляет месга никакой духовности и рассматривает ее как несовместимую с научным мировоззрением. Современные исследования сознания показывают, что духовное начало является ИСКОННЫМ и есгесгвенным измерением человеческой психики и мироусгроения. Но в данном контексте особенно важно подчеркнуть, что подобные утверждения прим єни мы только к подпинной духовности, а отнюдь не к идеологиям организованных религиозных машин.

Природа реальносги: душа> космос и сознание

Вопросы о необходимых переменах, обсуждавшиеся до зтого пункта, касались в основном теории и практики психиатрии, психологии и психотерапии. Однако результати работы с холотропными сосгояниями выдвигают опровержения и несравненно более фундаментального харакгера. Многие данные, полученные в ходе опытов и наблюдений, были насголько необычными, что просто не могли быть поняты в контексте материалисгического монистического подхода к дейсгвительносги. Мировоззренческое воздейсгвие зтих данных оказалось заходящим столь далеко, что оно подрывает основополагающие исходные метафизические положення западной науки, в частности положення, касающиеся природи сознания и его отношения к материн.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
1.3. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Лекция 8. Процесс и результаты антропогенеза. Их значение для психического развития современного человека.
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ
Для меня это неблагоразумное интервью имело ужасные последствия.
СПЕЦИФИКА НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Станислав Гроф. ПСИХОЛОГИЯ БУДУЩЕГО. Уроки современных исспедований сознания, 2010
Силина А.Н. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ
ТЕМА 21. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ В СТРУКТУРЕ ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Засов для сознания
Ермолаева В.Ю. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД исследования ОТДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОЦЕССА ВНИМАНИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦЕВ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГО ОПРОБИРОВАНИЯ
Уроки холотропных состояний сознания для психологии выживания
ЗОНТИК ДЛЯ СОЗНАНИЯ: ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ СЛЕПОТЫ ПО НЕВНИМАНИЮ ?
2. ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ
Татурина М., Краева Т., Виеру Н., Лаврентьева А., Мослова С., Курочкина Е., Малекова Г., Бармина О., Радина Н.К. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПЕРВОГО СЕКСУАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕВУШЕК
Добавить комментарий