Послесловие

Как показывает наш достаточно подробный анализ, шаманизм, как традиция, является выражением мировоззрения и религиозных тенденций минувших эпох. Большинство из нас, живет в индустриальных городах, в окружении множества сложных технических приборов. Более того, в отличие от странствующего шамана, чье пропитание зависит от капризов погоды и смены времен года, мы ведем относительно стабильное существование и в основном покупаем свою пищу в супермаркетах или магазинах. Шаманизм зародился в сравнительно изолированных дописьменных обществах, и, конечно, любой проект перенесения мира шамана в нашу современную обстановку в буквальном смысле — является чистой фантазией.

Из этого следует признать тот факт, что мы никак не можем причислить себя к древнему искусству шаманизма. Мы не можем это сделать хотя бы потому, что для реальной передачи шаманской традиции, знаний и силы, нужно учиться у конкретного носителя такой традиции. Чтобы чему-то серьезному научиться у шамана, хотя бы у одного, надо с ним одним безвылазно провести как минимум лет десять в его таежной землянке, чуме или вигваме. Тогда можно поверить, что человек чему-то научился, или хотя бы что-то узнал. Нельзя изучать шаманизм, на неделю-две съездив куда-то и с кем-то поговорив. Шаманизм невозможно освоить на выездном семинаре, так же, как невозможно изучить повадки зверей, сходив однажды в зоопарк.

В последние годы появилось огромное количество «белых шаманов», которых сами шаманы называют «пластиковыми». Предприимчивые люди объявляют себя шаманами и проводят шаманские тренинги, где за неделю обучают всех желающих сокровенным шаманским практикам, а потом объявляют шаманами и их тоже. Но, скажите, стал бы разумный человек, заинтересовавшийся христианством, будизмом или иудаизмом, платить тому, кто предложит после обучения на двухнедельном семинаре сделать его епископом, ламой или раввином? Едва ли. Но желающих стать за пару недель настоящими шаманами год от года становится все больше и больше.

Отношение к ним самих индейцев великолепно выражено в словах индеанки из племени нискуолли Дженнет Макклауд (194): «Неожиданно появилось огромное количество беспринципных идиотов, бегающих вокруг и утверждающих, что они — шаманы, и научат вас церемониям баксов за пятьдесят. Это не просто плохо, это непристойно.… Эти люди появляются в резервациях якобы потерянными и утратившими надежду, поистине жалкими, и какой-нибудь добрый старец может сжалиться над ними. И чем эти люди отплатят за его великодушие? Через пятнадцать минут общения с духовным лидером, они считают себя «сертифицированными» шаманами, и «несут слово истинное»… за деньги. Некоторые из них даже объявляют себя «официальными духовными представителями» различных индейских народов. Я говорю о таких людях, как Дхьяни Иваху и Линн Эндрюс. Это отвратительно. Среди нас есть и индейцы, поступающие также. У нас есть Солнечный Медведь, Воллес Черный Лось и другие, готовые продать родную мать, если появится возможность быстро получить деньги… Они продажные воры, и сами знают об этом. А потому на наших традиционных встречах и собраниях вы никогда не увидите ни Солнечного Медведя, ни ему подобных».

Людям нравится экзотика и тайна, заключенная в слове «шаман». Люди любят разукрашивать себя «предметами Силы», волчьими когтями и кожаными фенечками, разрисовываться татуировками и плясать по бубен или барабан. Они не любят думать самостоятельно, анализировать и сравнивать. И самое важное, они не хотят отказаться от привычной и уютной матки своего Эго и начать воспринимать, видеть мир оком шамана.

Цель этой книги не в том, чтобы показать вам Путь Шамана, но в том, чтобы направить читателя к размышлениям по поводу своей собственной силы и судьбы. Важно постараться прийти к осознанию своего неповторимого Пути, к самоактуализации, проявлению своего ресурса, решению персональных жизненных задач и смыслов.

Вполне возможно, что упражнения, описанные в этом пособии, могут помочь это сделать. Также, вполне понятно, что прийти к самому себе можно и вообще без всяких практик, в том числе и шаманских.

Главное – идти, опираясь на свое понимание, свои чувства, волю и осознание.

Как известно, Свобода требует выдержки, дисциплины и самоконтроля. Казалось бы – свобода на то и свобода, что бы ничего не требовать, не хотеть и не делать. На практике, все оказывается несколько сложнее. Как указывал Фридрих Ницше, есть два вида Свободы: «Свобода от…» и «Свобода для…».

«Свобода от» — это свобода от тех ограничений, которые мешают мне делать выбор из разных вариантов, которые принуждают меня делать что-то одно, а я, может, хотел бы делать что-то другое. «Свобода для» — это ценностное обоснование, которое, казалось бы, ограничивает мою свободу, но на самом деле оно дает мне истинное понимание сути вещей, истинное знание.

Еще 60 лет назад Эрих Фромм (213) описал феномен массовой невротизации человечества, как феномен «бегства от свободы». Бегство от свободы, писал Фромм, — это бегство от ответственности. Никто не возражал бы особенно против свободы, если бы не ответственность.

В 1980-е гг. Ролло Мэй сходным образом объяснял колоссальную популярность утопического романа Б.Ф.Скиннера «Уолден 2», утопии операционально обусловленного общества, где все люди контролируются, реагируют на стимулы правильным образом и получают нужные подкрепления. Мэй говорил, что большинство людей только мечтают о том, чтобы им сказали, что свобода — это фикция, сознание — это фикция, успокойтесь, расслабьтесь и делайте то, что вам говорят, и все будет хорошо. Это мечта для большинства людей, поэтому они с таким воодушевлением и реагируют на утопическую модель Скиннера.

Если вы хотите чего-то большего, нужно остановиться, точнее, «остановить мир» и свое бегство от себя самого.

Как это сделать? Идите в Лес, танцуйте танцы Стихий и путешествуйте по мирам. В конце концов, вы откроете для себя тончайшие оттенки Жизни.

Единственным рецептом «остановки мира», является рецепт осознания Красоты этого мира. Красота есть во всем. В каком-то смысле, даже уродство скрывает красоту. Красота, как и Любовь – это не внешнее качество предмета, это способность души.

Трудно воспринимать жизнь в ее полноте, со всеми случайностями и проблемами. Но именно в этом то и заключается уникальность пути каждого человека, именно в этом и заключена процессуальная красота каждого момента, каждой капли бытия. Научитесь воспринимать красоту проживаемой минуты жизни, и вы поймете смысл слова «счастье».

У природы и в природе все совершенно и сообразно гармонии, и в лесу и в горах и в поле каждая вещь на своём месте.

Возьмите картину великого Шишкина, поставьте ее в сосновом бору и сравните. Вы поймете, что – вот Лес, а вот – кусок холста с небольшим количеством краски, которая должна бы изображать лес.

Искусство может научить человека чему-то новому, стойкости перед обстоятельствами. Но, искусству никогда не сравниться с оригиналом.

Все искусство рассыпается как карточный домик, перед простой веткой дерева.

Любой веткой, любого дерева.

Если присмотреться к нашей жизни, то окажется, что Вечность встречается намного чаще, чем Конечность. Попробуйте видеть все вокруг сквозь магическое стекло Вечности, и вы вернете свою вторую сторону, вы поймете, что такое Красота, Вы увидите танец красоты сквозь колейдоскоп серых буден.

Это и есть око шамана, когда простой цветок смотрит тебе в очи глазами Духа.

Но не смотрите долго, чтобы не быть проглоченным Вечностью

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Послесловие
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Послесловие
ПОСЛЕСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
ПОСЛЕСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
Вместо послесловия (накануне продолжения)
ПРЕДИСЛОВИЕ ко второму изданию
ЛИТЕРАТУРА
ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КАТЕГОРИИ «ПЕРЕЖИВАНИЕ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
ДИАЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ
Кристофер Лукас ПЕРЕЖИВШИЕ САМОУБИЙСТВО: РОДСТВЕННИКИ, ДРУЗЬЯ, ВРАЧИ И ДРУГИЕ
1.4. Основные методы психологических исследований
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
Добавить комментарий