Потапова Ольга Авинировна МЕТАФОРА КАК СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ЦЕЛОСТНОСТИ ВНУТРЕННЕГО МИРА

Внутренний мир — категория, обобщающая все многообразие психического. Данный термин все чаще используется не только в обыденной

речи, но и в науке. Однако сам феномен внутреннего мира мало изучен. Нами в предыдущих работах (Е.В.Левченко, А.Е.Деменева, О.А.Потапова) было выявлено, что большой удельный вес при свободных описаниях собственного внутреннего мира приходится на образы и метафоры.

Уже в античности было замечено, что метафора обращает наше внимание на сходство между двумя и более предметами, часто новое и неожиданное, и, кроме того, передает целостный образ предмета.

Э.Кассирер говорит о том, что метафору можно представить себе как сознательный перенос названия одного предмета на другое представление (в другую сферу), при этом, оба предмета определены и самостоятельны.

В.К.Харченко, рассматривая функции метафор, выделяет номинативную и информационную функции. Номинативная функция (метафора в названиях) заключается в том, что каждое слово в той или иной степени обладает образностью. Оценка этой образности разными людьми в большинстве случаев совпадает. Информационная функция (особенности метафорической информации) имеет несколько особенностей. Первая особенность информации, передаваемой посредством метафоры — целостность, панорамность образа. Второе уникальное свойство — присутствие в образе бессознательной, интуитивной, «подводной» части психики. И третье свойство метафоры — плюрализм, «множественность образного прочтения ситуации».

Д.Дэвидсон пишет, что метафора — «это греза, сон языка (dreamwork of language)», справедливо отмечая, что толкование метафор (как и толкование сновидений) несет на себе отпечаток и творца, и интерпретатора.

В 2004 году нами было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого выяснялось, каким образом метафоры используются для отображения внутреннего мира. Исследование проведено на выборке из 60 человек (30 юношей и 30 девушек), в возрасте от 16 до 18 лет. Средний возраст составляет 16,9 лет. Использовался метод самонаблюдения.

В результате контент-анализа полученных данных были выделены следующие категории определения внутреннего мира посредством метафоры:

1.

Метафоры, в которых внутренний мир характеризуется дискретностью, обособленностью; в которых называется конкретный объект, вещество, однокачественное образование, определенное чувство или ощущение. Основной признак — возможность определить границы и отсутствие внутреннего пространства. Данная категория была названа «вещество». Например, «Небесное светило», «Узел души, чувств», «Вулкан мыслей», «Огонь».

2. Метафоры, в которых внутренний мир предстает как «вместилище», емкость (заполненное или незаполненное). Основной признак — наличие границ и внутреннего пространства. Данная категория была названа «вместилище». Например, «Ад», «Вселенная», «Хранилище энергии», «Убежище», «Дом, в котором живут те, кто я хочу, чтобы в нем жил».

3. Метафоры, в которых указывается на бесконечность внутреннего мира, его неопределенность, непознаваемость. Основной признак — невозможность определить границы, отсутствие границ. Данная категория была названа «поле». Например, «Бесконечность», «Неизведанное», «Падение».

Основанием для выделения категорий являются основные виды материи («вещество» и «поле»). Вводится понятие «вместилище» (Д.Лакофф, М.Джонсон). «Вместилище» понимается как категория, находящаяся на стыке между категориями «вещество» и «поле».

Анализ полученных данных показал, что наибольшее количество человек определяют свой внутренний мир как обладающий внутренним пространством и границами («вместилище») (68,3%). Реже внутренний мир представляется обособленным, однокачественным образованием («вещество») (21,7%). Не часто внутренний мир описывают как нечто бесконечное, неизмеряемое (18,3%).

Между юношами и девушками имеют место значимые различия в частоте употребления категории «вещество» (ф=3,89; р<0,001), то есть девушки чаще, чем юноши, определяют свой внутренний мир как одно- качественное, дискретное образование, не имеющее внутреннего пространства.

Таким образом, отображение внутреннего мира с помощью метафоры позволяет передать целостность его образа.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБУЧАЕМОСТИ НА ОСНОВЕ МЕТАФОРЫ «ЗОЛОТОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ»
УДК 159.А. А. БОЧАВЕР ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КАК МЕТАФОРА РАССМАТРИВАЕТСЯ ПОНЯТИЕ «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ» — КАК МЕТАФОРА, НЕРАЗРЫВНО СВЯЗЫВАЮЩАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ С ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОСТРАНСТВА.
ЧЕРТА КАК «НЕЙРОПСИХИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ»
Богова Юлия Валерьевна Гончар Ольга Владимировна Серова Ольга Александровна Кислицына Ольга Владимировна НЕРОЖДЕННЫЕ ДЕТИ: ТАКТИКИ САМООБВИНЕНИЯ И САМООПРАВДАНИЯ МАТЕРЕЙ.
ПУТЕШЕСТВИЕ КАК МЕТАФОРА.
М.О. Аванесян РИСОВАННЫЕ МЕТАФОРЫ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕЖПОКОЛЕННАЯ ПЕРЕДАЧА КАК ФАКТОР СЕМЕЙНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
2.2. Целостный человек как предмет психологического исследования. Философия и психология многомерности
Куторкина Е.Ю. МЕТАФОРА КОМАНДЫ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ
Лещинский Андрей Владимирович ДИАЛОГ КАК ПРОСТРАНСТВО ПЕРЕДАЧИ СМЫСЛОВ
УДК 159.А. А. БОЧАВЕР ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КАК МЕТАФОРА
12. Компьютер как вариант «органопроекции» человеческого интеллекта и пути обогащения «компьютерной метафоры»
Екимова Ольга Александровна, Даниленко Ольга Ивановна ПРЕДПОЧТЕНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ СУБЪЕКТАМИ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
Потапова О.А. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В САМОНАБЛЮДЕНИИ
ПОТАПОВА О.А. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В САМОНАБЛЮДЕНИИ
Кузьмина Ольга Александровна АГРЕССИВНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
«КАРТИНА МИРА» КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Рудыхина Ольга Валерьевна ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Самореализация как способ самопребывания человека
ЛУКИНА Е.А. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ САМОПРЕБЫВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Добавить комментарий