ПОЯВЛЕНИЕ ПАРАДИГМ ДОСУГА

В последнее время появилось неск. всесторонних трактовок психол. природы досуга. Мак- Дауэлл привел аргументы в пользу того, что досуговый опыт относится к типичному «правополушарному мышлению», тогда как трудовое сознание имеет характер «левополушарного мышления». Кроме того, им сформулировано понятие досугового благополучия, к-рое он определяет как «эстетический, доставляющий удовольствие, отвечающий потребностям, полезный для здоровья и динамичный стиль досуга». Мак-Дауэлл полагает, что досуговое благополучие включает в себя четыре осн. компонента самопомощи: совладание, сознавание— понимание, осведомленность и притязания.

С. Айсо-Ахола считает, что существуют четыре наиболее важные детерминанты восприятия опыта как досуга: а) сознаваемая свобода участия в деятельности, б) внутренняя мотивация участия в деятельности, в) то, относится ли деятельность к повседневной работе, а тж г) то, направлена ли деятельность на достижение конечных или инструментальных целей. Есть определенные доказательства того, что при уже имеющемся высоком уровне интереса к деятельности ожидаемое внешнее вознаграждение за участие в ней может на самом деле снизить дальнейшее участие чел. в этой деятельности.

Феномен досуга был тж рассмотрен с позиций теории атрибуции. Под атрибуцией понимаются процессы, посредством к-рых индивид приписывает причины событиям, поведению и конечным рез- там, пытаясь конструировать каузальное значение ситуаций. Было установлено, что атрибуция имеет три измерения: интернальность — экстернальность (заключена ли данная причина в самом чел. или нет); устойчивость — неустойчивость (яв-ся ли причина устойчивой во времени); и глобальность — специфичность (яв-ся ли причина общей для мн. ситуаций). Существует достаточно высокая положительная связь между сознаваемой свободой и внутренней (интервальной) причинностью, поэтому люди склонны определять досуг как те занятия, к-рые обусловлены действием внутренних устойчивых причин.

Может иметь место и интернально неустойчивая атрибуция, когда индивидуум увлекается новыми занятиями, в к-рых его компетенция подтверждается от случая к случаю. В такой ситуации следует помочь чел. связать свои успехи с внутренними, а не с внешними факторами, чтобы поддержать его участие в данной деятельности и не дать ей превратиться для него в «работу».

Измерение глобальность — специфичность относится к атрибуциям собственной компетентности (либо некомпетентности) в сфере досуговых занятий относительно воспринимаемой компетентности др.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОСУГА
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА.
МОДЕЛИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ДОСУГА
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ ДОСУГА (LEISURE COUNSELING)
ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ДОСУГА
Глава 4. Полноценно жить в приходящей Культуре Досуга
4.3. КУЛЬТУРА ДОСУГА
ПОЯВЛЕНИЕ Я-ИДЕНТИЧНОСТИ.
ПОЯВЛЕНИЕ ПЕЧАЛИ
4.4. ЕДИНСТВО УМЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ ДОСУГА
ЦЕЛИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ДОСУГА
Добавить комментарий