ПРЕДИСЛОВИЕ

Мысль о создании этого пособия родилась несколько лет тому назад, когда мы вместе с Е.Брушевской, А.Корвин-Шимановской, Т.Ржепой и Й.Адельт работали над темой значения системы жизненных ценностей в процессе принятия решения и выбора линии поведения. Тогда я поняла, что существует потребность в пособии, которое помогло бы психологам, воспитателям, социальным работникам, родителям и, прежде всего, самой молодежи открыть и познать мир жизненных ценностей — как тех, которые почти всеми признаны и реализуются, так и тех, которые уже забыты или реализуются лишь немногими. С тех пор многое изменилось, проблематика ценностей не только обрела значимость в глазах психологов и педагогов, но и стала предметом публичных обсуждений, острой полемики и критики. В подобных дискуссиях часто теряется либо искажается сущность ценностей и их значение в личной и общественной жизни. Этот факт послужил отправной точкой для реализации того, что д-р Мириам Стоппард1 определяет как использование каждой ситуации для выявления ценностей, которые в современном мире часто искажаются. В то же время, во мне зрело убеждение, что на основе накопленных научных знаний и продолжающихся наблюдений видно, что люди обычно не слишком отличаются друг от друга в стремлении к добру, красоте, счастью, любви, справедливости и успеху, т.е. не отличаются желанием реализации определенных ценностей. Различие между ними состоит в том, в какой степени они реализуют эти ценности и каким способом. Часто оказывается, что путь к достижению желаемой ценности ошибочен и приводит к другому, часто противоположному результату. Можно сказать, что неясность в вопросе о ценностях, которую отмечают многие, образуется за счет предложения различных способов достижения той или иной ценности. Люди, декларируя принятие и желание достичь определенных ценностей, довольно часто в своем поведении обнаруживают явление, которое социологи называют «расхождением между словом и делом». Основная проблема в этом случае заключается в том, что, объявляя важность для себя каких-то жизненных ценностей, одни люди строят свою жизнь в соответствии с их содержанием, а другие — как бы «рядом», или даже «вопреки».

Если принять, что человек обычно руководствуется стремлением к достижению максимального успеха, следует также принять, что расхождения между словами и делами могут иметь источником своего происхождения: недостаточную степень открытия и распознания ценностей, уже реализованных и оцененных; не систему жизненных ценностей, а другие особенности личности, например, способность к сопереживанию и выражению эмоциональных состояний; умственные и исполнительные способности; уровень знаний о себе и окружающем мире.

В то же время, как наблюдения, так и систематические научные исследования показывают, что хотя люди и ставят высоко много разных ценностей, но реализуют более или менее лишь одну-другую из них. Таким образом, одна, две или три ценности играют роль основных элементов личности — фундаментальных, определяющих, организующих и мотивирующих деятельность. Обнаружение этих специфических ценностей и их системы позволит выделить несколько типов таких систем и, тем самым, типов личности. Обычное сравнительное исследование системы ценностей, направленное на определение межличностного сходства или различия, «затемняет» эту неповторимую, единственную в своем роде, специфическую систему жизненных ценностей, которую реализует отдельная личность. Следует помнить, что даже при стремлении к достижению одних и тех же ценностей, в зависимости от степени их реализации и взаимоотношений, в каждом отдельном случае возникает уникальный, свойственных только данной личности тип системы ценностей. Человек, для которого необычайно важны справедливость и порядок, будет отличаться от человека, который ценит справедливость, но больше порядка ценит милосердие. Первый может оказаться надоедливым ригористом, строгим к себе и другим стражем справедливости и порядка. Второй же будет мягким, сострадающим, сердечным гарантом справедливого отношения к другим людям и распределения благ. Разница определяется внутренним пониманием содержания ценностей, входящих в систему. Так, человек, высоко ценящий свободу и независимость, но не ценящий ответственности, реализуя на деле свободу без ответственности, может оказаться легкомысленным, не признающим для себя никаких ограничений человеком. Значит, важно не только то, какие ценности реализует человек, но и какова их взаимная связь, насколько гармонично они соотносятся друг с другом, другими словами, о какой системе ценностей идет речь.

Теория систем определяет некоторые требования относительно того, можно ли группу каких-то элементов, единиц считать системой. Должны, конечно, существовать четко выраженные элементы данной системы, т.е., в нашем случае, должны присутствовать признанные и реализуемые ценности. Некоторое количество подобных элементов образует основу системы, служит фундаментом, на котором выстраиваются другие элементы — ценности. Другими словами, о системе ценностей какой-либо личности можно говорить тогда, когда имеется определенное количество основных ценностей, над которыми «надстроены» другие, что можно представить в форме «пирамиды» связей, это позволяет обнаружить структуру системы. В системе существует также ясная иерархия управления, порядок происходящих процессов. Одна ценность доминирует над другой, влияет на условия ее осуществления, к тому же в системе допускается некоторая гибкость, способность к перемещению отдельных элементов, либо целых их групп. И последняя особенность такой системы — открытость. В ней могут появляться и ассимилироваться новые элементы.

Эти принципы теории систем, в применении к системе жизненных ценностей личности, позволяют определить ее как иерархическую, выделить динамическую структуру, перемены в которой могут происходить как по причине внутренних перемен в системе ценностей, так и под внешним воздействием. Каждая система стремится к совершенству, т.е. оптимальному функционированию, обеспечивающему успех, достижение цели, для которой данная система и существует. В моем понимании система ценностей служит более полному развитию того, что в человеке самое человеческое, что отличает его от остальных живых существ.

Данная книга предлагает упражнения, цель которых — помощь людям:

— в обновлении их собственной системы ценностей;

— в открытии общечеловеческих ценностей;

— в осмыслении того, что действительно для меня ценно, т.е. помощь в распознавании показателей ценностей и отличии этих показателей от самих ценностей;

— в обучении различным формам реализации ценностей;

— в открытии новых ценностей.

Чтение этой книги может также послужить стимулом к размышлениям читателей о мире ценностей и побудить их к действиям, направленным на достижение ценностей, важных для них.

Искать и реализовать ценности

Авторы доклада Римского Клуба «Первая Глобальная Революция»2 в заключении пишут: «Мы хотим обратить внимание на два противоположных явления настоящего времени. С одной стороны, у отдельных личностей наблюдается ослабление интуитивного распознавания моральных ценностей, поскольку они чувствуют себя обманутыми и разочарованными. Рухнула этическая структура, которая служила точкой опоры и которой они добровольно подчинялись. Более того, они оказались перед современными опасностями, настолько ужасными, что страх заставил их стать равнодушными и уйти в себя. С другой стороны, в людях растет общее сознание больших, старых и новых проблем мира… Духовный и этический аспект этих проблем уже не является предметом презрения или равнодушия — к нему относятся как к неизбежной составной нового мышления, которое откроет путь новому гуманизму».

Таким образом, размышление о ценностях и жизнь в соответствии с системой ценностей является своего рода signumtemporis (знаком времени).

Чем являются ценности?

В зависимости от того, кто отвечает на этот вопрос, философ, социолог, психолог или экономист, ответ будет разным.

Социолог скажет: «ценностью является то, что движет человеческой мотивацией»; «предмет, вызывающий желание, заслуживающий принятия»; «общий критерий отношения к различным вещам, определяющим нашу позицию по отношению к данному объекту»3.

Философ скажет: «1. Ценность, рассматриваемая «сама в себе», вторична; 2. Реализация ценностей некоторым образом возможна; 3. Вследствие их реализации действительность подлежит переменам, становясь чем-то «ценным»»4.

Другой философ, Й.Бохеньский, считает: «То, благодаря чему данный предмет является ценным, называется «ценностью»; бывают также, в другом смысле, так называемые, менее точно, ценные предметы»5.

Обычно философы согласны относительно того, что, говоря о ценностях, можно иметь несколько видов суждений: быть ценностью, иметь ценность, быть чем-то ценным. Быть ценностью, по их мнению, означает быть ценностью и ничем иным, существовать как ценность, независимо от чего-либо другого. Ценность, так понятая, «должна пониматься и испытываться «сама в себе»; в своей — не побоимся этого слова — трансценденции по отношению ко всему, что имеет ценность либо ценностью является»6.

По мнению В.Стружевского, реализовать ценность — значит создать возможность (условия) для того, чтобы ценность, например, правда, любовь, доброта, святость, могла проявиться в соответствующей ему реальной форме, в жизни разных людей. Благодаря этим аналогам, в действительности мы можем познавать ценности, а также испытывать «смешение ценностей», когда действительность расходится с реальными ценностями.

Психолог, говоря о ценностях, имеет в виду сам процесс оценки, его условия, осуществление ценностей конкретными людьми и группами: он говорит об уровне осознанности и открытия людьми ценностей, а также о процессе соотнесения людей, событий и предметов с ценностями и уровне их интеграции. М.Рокич определяет ценности как «твердое убеждение в том, что определенное поведение либо цель жизни индивидуально и социально в целом более привлекательны, нежели другие способы поведения или другие жизненные цели…, таким образом, это некоторые стандарты, управляющие человеческой деятельностью»7.

Эту точку зрения разделяют и другие психологи, для которых ценности являются «убеждением в том, что является желанным, организующим опыт и направляющим поведение по отношению к определенным событиям».

В литературе можно встретить описание процесса осознания человеком мира и самого себя, и в связи с этим акцентирования определенных ценностей:

Первый этап — это видение окружающего мира как враждебного, угрожающего, результатом чего становится акцентирование ценности безопасности, защиты, самозащиты, индивидуализма.

Вторым этапом является представление мира и себя как проблемы, задачи, которую надо разрешить, с которой надо бороться — это приводит к акцентированию таких ценностей, как своего престижа, достижений, обязанностей, порядка, успеха, планирования и пр.

Третий этап — это видение мира и себя самого в творческом процессе, что ведет к акцентированию ценности справедливости, свободы, независимости.

На четвертом этапе мир представляется в виде дороги, сцены, на которой живут и работают много людей, стремящихся к достижению определенной цели. В данном случае реализация цели достигается в сотрудничестве и взаимной помощи. Это ведет к признанию жизни как основной ценности, а также независимости как фактора, ведущего к свободному сотрудничеству и реализации личностных идеалов.

Психологи обычно согласны в том, что у разных людей на протяжении жизни система ценностей изменяется, развивается и совершенствуется. Ценности, согласно тому, что пишет Б.Холл, понимаются отдельными личностями как результат их опыта, видения себя и окружающего мира. К.Роджерс8 подчеркивает роль родителей, учителей, лидеров религиозных движений и других в формировании системы жизненных ценностей человека.

Роль домашнего и школьного воспитания в формировании системы ценностей подчеркивает также М.Смит и его коллеги9. Эти авторы чаще всего не определяют понятия ценности, концентрируясь скорее на открытии того, что вызывает те или иные чувства, поведение, суждения и мышление. Они считают, что открытие этих источников поможет определить правила, по которым личность живет и действует. Другими словами, ценностями для них являются источники мысли, чувств, поступков.

Если же ценности являются источником мотивации, убеждений, поступков, следует согласиться с тем, что они существуют, ибо то, что не существует, не может служить причиной чего-то другого. Из этого следует, что если они существуют, то их переносят, воспроизводят с некоего образца, из одной действительности в другую, при помощи образов, моделей, более или менее точных копий. Однако для этого должны быть выполнены определенные условия. Первым, необходимым условием должно быть обнаружение и распознание правильного первообраза, а для этого необходимо располагать средствами познания. Вторым условием является способность и возможность воспроизведения. Другими словами, надо знать, что, зачем и как воспроизводить, копировать. Человек должен понять, что для него важно, желаемо, ценно, затем надо понять, в чем эта ценность состоит, чтобы верно ее реализовать в жизни. В процессе реализации всегда можно понять, насколько верно данная ценность осуществляется, т.е., насколько мы становимся справедливыми, добрыми, правдолюбивыми, честными и т.д. Только психолог настолько подготовлен и настолько компетентен, чтобы сказать, каким образом человек может войти в мир ценностей, как он может начать мыслить и действовать согласно своей системе ценностей. Ценности не только привлекают человека, становясь причиной его деятельности, но являются также критерием оценки себя, других, всего окружающего мира.

В предыдущих моих работах принималось, что система ценностей личности — это совокупность ее отношений (чувств, суждений, действий в соответствии с некоторыми ценностями). Не отказываясь от этой концепции, хочу принять как следствие, что реализация ценностей — это развитие отношений таким образом, что они становятся неотъемлемыми элементами личности. В результате этого процесса создается целостный образ личности, о которой уже можно сказать: справедливая, честная и т.п.

Мотивирующая и регулирующая роль ценности прямо зависит от воздействия этой ценности и появившегося отношения к ней, что непосредственно влияет на уровень реализации ценности. Отношение имеет специфическое содержание, является сознательным выбором чего-то «ценного», что я хочу реализовать. Наше отношение является нитью, соединяющей мир ценностей с реальным миром личности, оно становится причиной того, что человек задает себе труд воспроизведения той или иной ценности, придания ей реальности в своей жизни; оно ведет к тому, что, ценя справедливость, мы начинаем мыслить категориями справедливости, действовать справедливо, приобретать черты справедливого человека, но при этом мы не являемся справедливостью.

Система ценностей личности или группы — это, согласно общим положениям теории систем, иерархически упорядоченное множество отношений данной личности ко всем тем ценностям, которые с точки зрения ее существования и реализации жизненных задач, возникающих из личного существования, являются важными, обязательными; ценными и желаемыми.

Джон Милсум10 перечисляет следующие условия, необходимые для того, чтобы некое множество стало системой:

а) должны существовать основные элементы системы, на которых надстраиваются другие, чаще всего в виде пирамиды. Элементы вступают во взаимоотношения, становится видна их структура — т.е., элементы упорядочены;

б) должна быть ярко выражена иерархичность управления (порядок процессов);

в) должна сохраняться некоторая подвижность элементов системы.

В то же время М.Любаньский11 пишет, что т.н. большая система характеризуется следующими чертами:

а) существуют подсистемы;

б) каждая из подсистем имеет собственную цель действия, эффективность которой оценивается на уровне центрального управления;

в) вся система имеет общую цель действия, эффективность которой оценивается анализом действия подсистем;

г) в подсистемах, как и между ними, возникает обратная связь;

д) существует иерархическая система управления;

е) направленное функционирование и оптимизация системы обеспечиваются разветвленной информационной сетью.

В общем можно сказать, что система представляет собой гармоническое единство с иерархической структурой, стремящееся к цели различными средствами в зависимости от разных исходных условий.

Относительно системы ценностей конкретной личности можно принять, что она представляет собой гармоническое единство отношений этой личности к определенной группе (группам) объектов, с определенной иерархией, имеющее целью регулирование, мотивирование и модификацию поведения личности или группы лиц, служащее индивидуальному развитию. В то же время такая система ценностей является постоянной структурой, несмотря на то, что отдельные ее элементы могут изменяться в зависимости от уровня развития и изменения потребностей.

Определяя цели, которые стоят перед каждой личностью по отношению к ней самой, другим людям и остальному миру, можно выделить следующие три модели иерархии ценностей (учитывая, что это не единственные реализуемые модели):

По отношению к себе, в своем индивидуальном бытии, перед отдельной личностью стоит цель все более полного развития, достижения полноты человечности, выражающейся в гармоничном и иерархическом удовлетворениибиологических, психологических, общественных и духовных потребностей.

По отношению к другим людям целью личности является сотрудничество с ними для реализации их полного развития и создания новых межчеловеческих структур, служащих человеку.

По отношению к миру, «космосу» в широком понимании, заданием личности является сознательное участие в его гармонии, чтобы сохранить и умножить его достояние.

Рисунок 1. Модель системы ценностей, помогающая в достижении человеческого совершенства.

Совершенство

Свобода — Достоинство

Самодисциплина — Принятие себя — Ответственность

Активность — Забота о себе и других — Устремленность, постоянство — Страсть

Поиск постоянства в изменчивости — Рефлексия по отношению к себе — Определение задач и целей — Открытость по отношению к другим — Открытость по отношению к окружающему миру

Принятие собственного бытия — Согласие с законами роста — Согласие с необходимостью перешагивания через себя — Сотрудничество с другими — Признание собственной недостаточности — Жизнь как задание

Рисунок 2. Модель системы ценностей, помогающая в сотрудничестве с другими

Любовь

Свобода — Ответственность

Дружба — Товарищество — Партнерство

Признание свободы других — Солидарность с другими — Лояльность по отношению к другим — Принятие других

Доброта — Терпимость — Уважение к другим — Доверие к другим — Альтруизм

Признание общности — Признание индивидуальности и разнообразия каждого — Признание жизни других — Признание потребности личного пространства — Признание истины как основы жизни общества

Рисунок 3. Модель системы ценностей, позволяющая реализовать цель участия в жизни вселенной («космоса»)

Связь с окружающим миром

Ответственность — Признание необходимости подчинения

Воздействие на окружение — Сотрудничество с окружением — Создание новых качеств

Признание прав окружения — Поддержание связи с окружением — Признание собственной малости — Признание необходимости включения в «космос»

Обуздывание эксплуататорских тенденций — Признание прав окружения на существование и развитие — Признание за собой обязанностей перед окружением — Признание разнородности в окружающем мире — Признание того, что окружающая действительность служит потребностям всех выделенных в ней областей

Приведенные выше три модели систем отношения к ценностям неполны, т.к. не включают в себя ценности «инструментальные», т.е. те, которые подчинены отмеченным в пирамиде. По мнению Джона Милсума число т.н. «помощников» в иерархической системе должно составлять 10. Приняв это, можно было бы представить разветвления на уровне каждой из ценностей так, чтобы видно было, что ее реализация зависит от десяти других, причем, по принципу «переплетающейся» иерархии, некоторые ценности могли бы появляться в разных конфигурациях, как например: справедливость, сочувствие, совестливость, семья, разумность, мудрость и т.п.

В представленных моделях в качестве основных ценностей показаны совершенство, любовь, связь с окружающим миром, а также свобода, достоинство, ответственность, подчинение. В качестве основной ценности в системе самостановления личности я приняла совершенство (или, вернее, процесс совершенствования).

В словаре польского языка говорится, что «совершенствоваться» значит «становиться лучше, более совершенным в каком-то смысле, прогрессировать»12. В предлагаемой модели за основу принято, что личность признает важность и необходимость развития, изживания недостатков и пороков относительно своих структур, биологической, психологической и духовной, которые и образуют индивидуум, как и относительно функционирования этих структур. Ценности совершенствования подчинены другие ценности, в т.ч. достоинство и свобода. Свобода при этом направлена «на» принятие решений, ведущих к развитию, совершенству, и в то же время «от» всего того, что может затруднить прогресс, движение к лучшему, качественно и функционально.

Р.Ингарден13 выделяет четыре значения понятия «ответственность». Личность может быть ответственной за что-либо, например, за принятое решение о нанесении вреда окружающей среде; может принимать на себя ответственность, например, воспитательница в летнем детском лагере за порученных ее попечению детей; может быть привлечена к ответственности, как преступник перед судом; может действовать ответственно — чувствовать свою ответственность.

Четвертое из выделенных Ингарденом значений ответственности необычайно важно для предлагаемых мной здесь систем ценностей. Действовать ответственно — это чувствовать ответственность личности за то, что она думает, что делает для других, что она планирует делать и что позволяет другим по отношению к себе.

Любовь является эмоциональной связью одного человека с другим, что, по мнению Е.Фромма14, выражается заботой о благополучии и развитии любимого человека.

Связь с окружающим миром я не определилакак любовь, т.к. использую это понятие для личностных, человеческих отношений, но также, как и в случае любви, я имела здесь в виду необходимость проявления заботы об окружающем мире.

Ценности, расположенные ниже вершины модели-пирамиды, подчинены стоящим выше. Согласно теории систем это обеспечивает возможность управления системой и реализации цели и приводит к желаемой гармонии.

В шестидесятых-семидесятых годах в Польше велось много исследований на тему того, что люди ценят, к чему стремятся, что им дорого, близко, какими они хотели бы стать. Другими словами, исследования должны были определить, какие ценности имеются у современного человека, на какие ценности он ориентируется в современной жизни. Эти исследования однозначно подтверждают, что люди не различаются между собой в том, что они ценят, к чему стремятся, кем хотели бы они быть, чего достичь, что реализовать, и между ними нет принципиальных различий в предпочтениях некоторых основных ценностей. Достаточно вспомнить, что все люди высоко ценят счастье, любовь, семью, знания, дружбу, материальные блага, мудрость, здоровье, независимо от того, каков их общественных статус, где они живут, чем занимаются, в каких они отношениях с законом. Наблюдаемые различия состоят в степени реализации этих ценностей в жизни и эмоциональном отношении к ним в межчеловеческой системе реализации ценностей.

Если принять, что каждая эпоха выдвигает свои ценности, оставляя в тени другие, и что это вызвано объективными причинами, то следует признать, что современность признает прежде всего ценность свободы. В целом можно признать существование двух тенденций. С одной стороны, подчеркивается свобода, или даже независимость, полная автономия, и это, скорее, результат размышлений о человеческом делании в целом и о человеческой идентичности. С другой — акцентирование любви, к которой стремятся одинокие, покинутые, обманутые, жаждущие эмоционального переживания опыта любви. Начинается этап цивилизации любви, когда главным станет сотрудничество, а не соперничество, прощение, а не желание настоять на своем, уважение к другому человеку, а не использование его. Речь идет о достижении гармонии с миром людей, природой и с самим собой15 и о нейтрализации разрушительных сил.

Открытие определенных ценностей связано именно с этой гипотезой, а упражнения должны помочь в открытии таких ценностей, как любовь, дружба, солидарность, прощение, помощь другим — тех ценностей, которые определяют наши взаимоотношения с окружающим миром.

Идея подчеркивания общечеловеческих ценностей опирается на то, что человек является неотъемлемой частью окружающей его действительности: людей, природы, мира идей, Бога; благодаря своим интеллектуальным и эмоциональным способностям он в состоянии сам познать мир и свое в нем место. Основой этого убеждения является признание ценности жизни, а особенно жизни человеческой. Именно человек, обладающий способностью влиять на жизнь свою и других существ, стал причиной возникновения угрозы для жизни, а также свел на нет способность природы задействовать свои защитные механизмы. Так из хозяина человек стал покорителем. Во время засухи не так давно я наблюдала за тем, как липовое дерево обеспечивает сохранение вида. Сначала оно сбрасывает листья, поскольку они не несут генетическую информацию, и сохраняет семена, используя накопленные запасы воды и микроэлементов. Хорошие семена дадут всходы, даже если само дерево погибнет. Это биологических механизм защиты в неблагополучных условиях. Среди людей, однако, мы нередко наблюдаем обратное явление — молодое поколение, даже если охраняется, то без перспективы влияния на сохранение и развитие человеческого рода.

Во многих серьезных работах в области психологии и социологии часто приводятся списки особенностей, отличающих «зрелую» личность, однако редко можно встретить советы относительно того, что и как надо делать, чтобы добиться подобного результата.

На занятиях по межличностному общению обучают приемам, которые могут облегчить общение с другими, выражение своих чувств и т.п. Цель данной книги иная — служить познанию «ценностей», их достижению, и тем самым привлечь к их реализации. В то же время, поскольку каждый из нас реализует какие-то ценности, ибо такова природа человеческая, наша книга должна помочь открыть реализуемые нами ценности и влиять на их принятие, изменение и отвержение. Все упражнения служат самосовершенствованию на пути развития и достижения полной человечности.

В нашей книге описываются различные упражнения, при выполнении которых участники сами открывают ценности и степень их реализации у себя. Участники также должны понять, как эмоции, суждения, мысли и высказывания могут указывать на то, что для нас ценно и важно. Благодаря групповым упражнениям участники могут понять, в чем они схожи, а в чем отличаются друг от друга.

Первое упражнение, «Что важно, что необходимо», должно показать, что необходимо выработать для себя определенную иерархию ценностей, чтобы быть в состоянии определить, что важно, а что нет, что надо реализовать в первую очередь, а что потом. Кроме того, хотя есть ценности фундаментальные, общие для всех живых существ — жизнь, развитие и т.д., есть также и ценности, свойственные только человеку, которые помогают ему стать более человечным.

Упражнение «Окружающий мир» должно показать значение мира природы, показать, чем являются для человека цветок, дерево, камень, вода, трава, воздух. Показать, что природа, существуя для человека, помогая ему в развитии, нуждается в его заботе и защите.

Упражнение «Лестница» показывает ценность Бога в жизни человека, ценность трансцендентального мира. Оно показывает иное качество этого мира, его специфику, но в то же время дает понять, что полнота человечности достигается лишь благодаря включенности человека в этот трансцендентальный мир.

Упражнение «Для меня, для других» должно показать, что существует потребность в определенных принципах, нормах — люди сами создают разные нормы и принципы, но могут руководствоваться разными мотивами, вводя определенные принципы, а также действуя потом в соответствии с ними. Можно руководствоваться личными выгодами (например, собственными удобствами, удовольствиями, успехом и т.д.) или благом других и развитием деятельности группы как целого. В этом упражнении можно обнаружить также установки по отношению к другим людям, устройству и порядку в мире, организации общественной жизни.

Упражнение «Цели и средства» должно показать, что нечто, что мы ценим, что является для нас ценностью, мы можем реализовать разными способами, но одновременно оно само может помочь в осуществлении ценностей, так, как художник или строитель может выбрать плохой строительный материал или цвет для реализации своего видения образа или дома. Чем лучше знаешь материал — средство, его разнообразные свойства, тем уверенней можно его использовать или решительнее отбросить. Упражнение должно возбудить потребность испытывать и познавать средства, ведущие к реализации собственного мира ценностей.

Упражнение «Слова и поступки» было задумано как такое, которое поможет в открытии отношений между словом и делом. Мы живем в мире, в котором произносится много слов, много обещаний и, как кажется, некоторые думают, что само слово уже является обещанным действием. Между тем слово есть только предупреждение о действии, приглашение к действию, способ межличностной коммуникации. Понять, чем является ответственность за слово, высказанное или написанное, — сущность этого упражнения.

Упражнение «Перечень любимых вещей» должно показать, что вещи, которыми мы окружены, которыми хотим обладать, о которых тоскуем, которые доставляют нам неприятности, о которых мы заботимся, выражают наш мир ценностей — символизируют то, что для нас важно, ценно. Их ценность вытекает из нашего мира ценностей, нашей иерархии ценностей.

Упражнение «Лабиринт» должно показать ценность труда, усилия, преодолевающего препятствия, встречаемые на дороге к избранной цели. Одновременно это упражнение должно побуждать к размышлению над тем, что некоторые трудности и препятствия можно предвидеть, а раз так, то можно подготовить разные возможности справиться с ними или выбрать другие пути.

Целью упражнения «Я — другие» является прежде всего чуткость к другому человеку, здесь важно показать, что сам человек является ценностью. Однако наше видение других бывает искажено из-за нашей с ними связи, то есть физической или психической близостью с ними. Речь идет о развитии психической близости, опирающейся на общечеловеческие свойства. Упражнение должно показать, что чаще всего мы иначе подходим к кому-то, кого считаем близким, похожим на нас, чем к людям, которых считаем незнакомыми.

Упражнение «Постижение собственных возможностей» служит пониманию ценности самопознания и дает возможность открыть, в какой степени знание о себе и своих возможностях помогает реализовать новые ценности, и прежде всего осуществить ценность развития и совершенства (в смысле святости).

Упражнение «Жизнь» должно побудить к размышлению над смыслом и ценностью жизни. Оно должно показать, почему важно и нужно охранять жизнь; а также показать, что на самом деле каждый может переживать минуты сомнения, имеет ли его конкретная жизнь ценность, однако тогда целесообразно обратиться к другим ценностям, которые могут быть реализованы именно благодаря признанию жизни этой конкретной личности. Упражнение должно показать, что благодаря признанию жизни фундаментальной, основной ценностью, возможна ее реализация. Если бы не было жизни, не могла бы быть реализована ни любовь, ни истина, ни доброта, ни справедливость, ни красота.

Следующее упражнение, «Ценность и смысл жизни», указывает другой аспект жизни как ценности. Оно должно показать молодым людям, каким образом мы можем открыть, что жизнь является фундаментальной ценностью. Сравнение конкретной жизни с деревом, которое растет, набирается крепости, несмотря на разнообразные внешние условия, и служит другим, благодаря своему труду, развитию и т.д., должно показать, что мы сами не в состоянии оценить и познать ценность своей жизни. Это могут оценить другие, но всегда благодаря тому, что мы живем, мы есть, развиваемся, трудимся, преодолеваем препятствия — выполняем какую-то роль в нашем окружении, мы нужны другим, в чем-то им помогаем. Мы можем также и мешать им, но должны сознавать, что мы всегда являемся и вызовом для других, и примером, убежищем, защитой, радостью.

Упражнение «Пустыня» ставит себе целью открыть то, что мы действительно ценим, о чем тоскуем, что нам близко и дорого: люди, вещи, идеи, мы сами, Бог. Человек в пустыне лишен всего того, что окружает его ежедневно; перед лицом неуверенности и страха, что с ним будет, он может заглянуть внутрь себя и открыть свой мир ценностей, увидеть, каков этот мир, можно ли быть им довольным, тот ли это мир ценностей, который позволяет перенести разные тяжелые минуты, такие, например, как непредвиденная остановка в пустыне, и позволит ли этот мир победно выйти из этого испытания.

Также и упражнение «Таинственный документ» имеет целью показать те ценности, которыми мы руководствуемся в жизни, но которые, может быть, не осознаем. Интерпретация видения будущего может показать, вращаемся ли мы в мире позитивных ценностей или антиценностей. Она может показать также, как глубоко мы верим, что возможно выполнить то, что мы ценим, любим, чего желаем. Это упражнение может быть хорошей основой для многих дискуссий на тему условий осуществления ценностей.

Современный человек ожидает солидарности от других людей. Упражнение «Солидарность» как раз и должно показать ее значение, возбуждая чуткость к этой ценности. Солидарность с другими людьми — это не что иное, как подтверждение того, что каждый человек является ценностью, что люди создают единую общину, и единство между людьми — это часть реализации принципа любви к ближнему. В чем можно, а в чем нельзя быть солидарным? Почему? Это смысл упражнения: открыть сущность солидарности, ее служебную роль по отношению к любви к другому человеку.

Не подлежит сомнению, что время имеет свою ценность, что оно является ценностью. Говорят, что мы имеем данное время, которое мы жертвуем другим, время, которое продаем, время, которое зря растрачиваем и которое используем для себя и других. Упражнение «Время» должно показать молодым людям ценность времени, которое дано и задано, показать его цену. Сегодня мы очень часто слышим, что другие люди жаждут, чтобы кто-то посвятил им немного времени, пожертвовал им свое время как дар. Время, наше время является тем, чем мы сами можем распоряжаться. Добиваться свободы, независимости — значит добиваться свободного распоряжения собственным временем. В то же время технический прогресс приводит к тому, что у людей прибавляется все больше времени, которым они сами могут распоряжаться. Это упражнение должно показать, что с самых ранних лет жизни надо учиться распоряжаться даром времени, так, чтобы эта ценность служила нам самим, другим и Богу.

Человек живет в общине, он появляется на свет в самой маленькой общине, которой является семья. Человеческая община развивается, опираясь на то, чему человек научился в семейной общине, поскольку в ней он пребывает дольше всего, в ней испытывает любовь, тепло сердечности, удовлетворение своих потребностей. Если происходит по-иному, человек тоскует о тепле и сердечности семейного очага. Семья является ценностью благодаря специфическим отношениям между создающими ее людьми. Упражнение «Я и моя семья» должно показать, с одной стороны, то, что семья является для нас ценностью, а с другой стороны, что осуществление ценности семьи зависит от нас самих, поскольку мы сами создаем качество семейных отношений. Это упражнение должно также побудить к размышлению над тем, что недостаточно только ценить и желать, но нужно деятельно участвовать в создании этого блага.

Для многих людей в настоящее время деньги стали ценностью самой в себе. Упражнение «Деньги» должно показать, что хотя уклад общественных отношений, государственная структура общественной жизни таковы, что деньги позволяют удовлетворить много потребностей, реализовать определенные ценности, их роль в осуществлении мира ценностей ограничена. Упражнение должно показать, что есть ценности, такие, как любовь, уважение, достоинство, терпение и даже здоровье, которых не купить за деньги. Христос сказал, смотря на римскую монету: «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу» (Мк 12, 17). Сегодня можно, интерпретируя эти слова, сказать: «Увидь, человек, что ты можешь получить благодаря деньгам, но увидь также, что ты из-за них теряешь, когда только они являются для тебя ценностью». Может, ты теряешь свободу, может, достоинство, может, справедливость и честность, может, правдивость, может, солидарность с другими, может, любовь ближнего и т.п. Список наверняка длинный.

Упражнение «Открытие увлечений» имеет две цели. Первая — это показать ценность чувств, эмоций, другая — открыть, что эти разные увлечения являются показателями мира ценностей — более всего общих, например, правды, красоты, любви. Увлечение как очень эмоциональное, сознательное и деятельное включение во что-то, является одной из характерных черт личности великих людей, мыслителей, открывателей, общественных деятелей, святых. Чаще всего оно является определенной опорой их разнообразных стремлений, ему подчиняют дела, ради него переносят труды и неудобства. Может ли молодой человек иметь какое-нибудь увлечение? Это смысл упражнения. Служат ли наши увлечения нам или другим?

О работе много говорится, много пишется, особенно сегодня, когда достаточно большое число людей не имеет работы, которая приносит им определенные материальные выгоды — заработную плату. Упражнение «Работа» имеет несколько иную цель, а именно открыть и показать такие признаки, которые действительно доказывают, что мы ценим и признаем саму работу, а не другие вещи, например, деньги, амбиции и т.п. Работа как человеческий труд, усилие, активность направлена на то, чтобы творить добро в себе, вне себя, для себя, для других. Упражнение это должно также показать определенную разницу между работой и удовольствием. Работу можно представить в виде удовольствия, но само удовольствие в своей сущности является чем-то иным. Нужно достигать удовольствия и отдыха, активизируя иные психические структуры человека, а не работу.

Справедливость как ценность указана в двух упражнениях: «Как наказывать справедливо» и «Как справедливо делить». Наказание и распределение чаще всего используется людьми при реализации справедливости как определенного блага — ценности. Оба упражнения должны показать сложность этих действий и тем самым трудность осуществления справедливости. Изображая те плоскости, действия и процессы, которые выступают при награждении и распределении, упражнение показывает, благодаря чему мы можем быть более справедливы.

Упражнение «Ценности и жизненное пространство» выполняет иную цель — оно должно показать, что открыть себя на мир ценностей значит расширить само человеческое естество, распространить его единичное бытие как бы в бесконечность, временную и пространственную. Одновременно оно говорит, что это вступление в бесконечность совершается благодаря переменам в способе мышления, чувствования, суждения, оценивания и действия. Упражнение должно также показать, какие из ценностей облегчают расширение своего «я».

Для многих людей власть становится определенной ценностью, ее желают, стремятся к ней, ревнуют к ней других. Упражнение «Власть» должно наглядно показать нам определенные опасности, связанные с обладанием властью. Иными словами, оно предостерегает, что власть из ценности позитивной, служащей другим людям, организуя их, руководя ими, стимулируя к развитию, может превратиться в антиценность, которая служит подчинению других, унижению и пренебрежению ими и реализации только собственного, эгоистичного блага.

Одновременно это упражнение показывает механизмы деятельности и организации людей вокруг ценности «власти». С каждой властью тесно связана ответственность, но не только. Ответственность как ценность — это определенное идеальное состояние, которое должно всегда осуществляться тогда, когда что-то дано и задано. Можно сказать, что жизнь нам дана, и поэтому мы несем за нее ответственность. Одновременно она нам задана, и поэтому только по отношению к себе мы несем ответственность, которая охватывает то, что мы делаем с нашими биологическими, психическими, духовными задатками, со всем, что создает наше «я». Жизнь как задание — это использование возможностей, заключенных в окружающем мире, это сотрудничество с людьми, природой, трансценденция с Богом, и это есть другой род ответственности. Мы можем быть обременены ответственностью за зло или неполное использование наших возможностей, умений, можем быть ответственны за то, что другие нам доверяют, за людей, группы, общество, например, за будущее мира.

Упражнение «Ответственность» должно показать разного рода ответственность, должно одновременно возбудить чуткость к этой сегодня полностью забытой ценности.

Упражнение «Похожи ли мы друг на друга?» имеет целью показать, что существует мир ценностей, разделяемых разными людьми, независимо от того, сообщаются ли они об этом или нет, и замечаем ли мы, что другие люди признают те же самые ценности, что и мы. Этим упражнением я хочу показать и углубить единство и общность с другими в плоскости ценностей, а также пригласить к развитию этого типа отношений. Может быть, мы различаемся не тем, что ценим, но тем, как выражаем наши ценности, и благодаря этому сохраняем нашу индивидуальность и красоту мира.

Дружба является той ценностью, которую многие люди ценят больше всего. Мы хотим иметь друзей и хотим, чтобы нас называли друзьями. На чем основывается дружба, какова ее сущность, что может указывать на дружеские отношения с другими, что надо развивать и совершенствовать в дружбе — все это показывает упражнение «Дружба».

Упражнение «Знания» показывает, что интерес, который мы проявляем, — это, с одной стороны, показатель нашего мира ценностей, но он также может быть и показателем того, являются ли для нас ценностью знания, мудрость. Это упражнение сосредотачивается на втором из этих аспектов. Оно должно сначала показать, ищем ли мы вообще знания, а потом, какого знания и о чем мы разыскиваем.

Утрата достоинства, неуважение чьего-то достоинства является самым мучительным опытом, с которым сталкивается ребенок, молодой человек, взрослый. Другими словами, на каждом этапе нашего развития мы признаем достоинство ценностью, добиваемся его осуществления по отношению к нам. Упражнение, названное «Достоинство», должно показать, когда и каким образом может бытьнарушено достоинство, как мы себя чувствуем, когда кто-то нас унижает, и обратить внимание на определенные существенные элементы в межличностных отношениях, нарушение которых означает нарушениедостоинства.Попрание достоинства — это лишение человека чего-то. Сущностью упражнения является открыть, чем является это «что-то». Упражнение это должно разбудить чуткостьк ценности достоинства человека, к уважению к нему через уважение к тем свойствам, чертам, вещам, которые создают интегральную целость, названную «я», «личность».

Символика правой, левой стороны, центра (середины) стала основой для указания на ценность чувств, разума (рассудка) и принципа «середины». Упражнение «Право, лево, центр» должно показать, что вносит в нашу жизнь разум, что сердце, чувства, а что связь сердца и разума. Оно должно показать также определенные опасности, вытекающие из крайностей, и побудить к реализации чувств в гармоничной связи с разумом.

Быть дающим или берущим — вот вопрос. К сожалению, пожалуй, фальшивый. Человек с самого начала своего существования является и тем, кто одаривает, и тем, кто получает (берет). Маленькое существо, развивающееся под сердцем матери, — сколько же оно доставляет ей радости, побуждая ее к прекрасным мыслям, поступкам, восторгу. Конечно, оно не раз является источником страха, но и эти чувства не всегда должны вести к разрушению; они могут высвобождать новые инициативы, помогать найти дружественных людей и т.п. Мы думаем только о том, что этот ребенок от нас берет, что мы себя ему посвящаем, жертвуем. Подумаем, однако, спокойно и по существу, неужели он не дал нам ничего в плане ценностей.

Мы можем давать, поскольку получаем от других. Два упражнения, «Давать» и «Брать», служат тому, чтобы показать, каким образом мы реализуемся как дающие, а каким образом как берущие. Упражнения показывают также важность обоих действий. Чтобы мочь давать, надо в первую очередь доставать, брать. С тем, чтобы давать и брать, тесно связана также ценность благодарности, в процессе этих упражнений можно показать, для чего нужна благодарность и каким образом мы можем ее выражать, оказывать. Упражнения подчеркивают также, как важно быть благодарным.

Широкие ценности добра и зла можно приблизить с помощью символики темноты и света, ночи и дня. И одно из упражнений носит название «День — ночь». Оно должно представить различные показатели, с помощью которых мы познаем добро и зло, показать, как мы отличаем добро от зла.

Совершенство как самую высшую ценность, к которой человек должен стремиться и которую должен осуществлять, представляет упражнение, названное «Продвижение «вверх»». Это упражнение должно показать, какие есть выгоды от преодоления себя, переламывания собственных слабостей, восхождения «ввысь», что делается, когда человек идет дорогой прогресса, личного развития. Оно должно простым способом представить механизмы расширения собственного «я» и перемены перспективы видения себя и мира.

Упражнение «Какой я, что чувствую, как мыслю и оцениваю» имеет одну цель: подсказать, каким образом можно начать работу над собой и процесс самопознания. Другое упражнение, «Автобиография», служит открытию, после многих предыдущих опытов, того, в какой степени моя предыдущая жизнь является реализацией тех ценностей, о которых говорилось во время упражнений, которые я принимаю, ценю и о которых замечаю, что хочу жить в соответствии с ними. Упражнение должно показать, что хорошо было бы изменить, о чем по-прежнему заботиться, что совершенствовать.

Говорится, что чувство самоидентичности — это не что иное, как степень внутренней интеграции вокруг того, что я считаю собственным, отличным от других, что определяет специфическую индивидуальность и позволяет отличать эту личность от другой и ей самой дает такое чувство отличия.

Идентичность, обладание идентичностью является чем-то, к чему люди стремятся, что ценят. Таково название одного из упражнений. А целью этого упражнения является именно показать и открыть, как можно понимать чувство идентичности, что создает собственную идентичность. Упражнение показывает также, почему важно развитие чувства идентичности, кристаллизация и интеграция идентичности. Можно сказать, что идентичность — это не что иное, как способ, каким данная личность осуществляет мир общечеловеческих ценностей.

Упражнение «Любовь» должно показать разного рода выражения любви, от обычного желания, связанного с удовлетворением сексуального влечения, до любви бескорыстной, полной отдачи, любви к данной личности ради нее самой, поскольку именно эта единственная, избранная, становится первой ценностью среди целого нашего мира ценностей, это есть та личность, которая помогает нам и благодаря которой мы осуществляем наш мир ценностей. Не разрушает, но помогает и строит вместе с нами. Любовь матери, жены, брата, сестры, вообще человека выражается разными способами, но есть нечто, что решает, что это называется любовью. Упражнение должно помочь открыть молодым сущность любви терпеливой, незахватнической, прощающей, заботливой и ответственной. Любви созидательной, любви, которая является искусством и которая требует учиться и совершенствоваться в ней.

Все без исключения упражнения имеют задачу возбудить воображение и размышление о ценностях, дают возможность познать эмоции, суждения и поведение разных людей, и тем самым делают возможным открыть богатства показателей ценностей и самих ценностей. Упражнения служат прежде всего познанию себя и поэтому не могут быть истолкованы в категориях диагноза, хотя иногда, в ситуациях школьных терапевтических групп, этот аспект может также выступать, но однако как второстепенный эффект.

Первостепенным же является раздумье, поощрение к размышлению и фантазированию о ценностях — вход в мир ценностей. Поэтому каждое упражнение будет удачным, если участники познают что-то новое, расширят свои горизонты, откроют в себе или других что-то захватывающее, притягательное. Групповой характер упражнений должен показать также общественный аспект человеческой жизни, показать сотрудничество с другими как ценность.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Предисловие
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предисловие
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предисловие
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Добавить комментарий