Предисловие редактора

Среди вершин современного знання о человеке єсть очевидные, если так можно сказать, «восьмитысячники». Так на языке альпинистов называют вершины, которые приближаются по высоте к восьми тисячам метров ИЛИ превосходят их. Одна из таких вершин — Станислав Гроф, которого, наряду с Фрейдом и Юнгом, можно назвать великим новатором и масгером современной психологии и психотерапии.

Мне посчастливилось встретиться с Грофом в 1989 году, когда он в третий раз приехал в Москву для проведення трехдневного семи нар а по холотропному дыханию и трансперсональной психологии. До зтого моя первая заочная встреча с Грофом произошла в 1980 году, когда я познакомился с «самиздатовской» книгой «Обпасти человеческого 6 ессознзтельного», которую затем мне было суждено издать и официально. Человек, который впоследствии стал на многие годы, вплоть до своей смерти, моим близким другом, Виталий Николаевич Михейкин, один из подвижников «самиздата» и подпольной психологии, подарил мне рукопись своего перевода зтой книги, после чего я, как и многие, после прочтения труда Грофа ходил, как ошеломленный. Мне казалось, что Гроф нашел концы многих ускользающих тайн человеческого существования и тайн космоса, связал воєдино ниточки миров науки и миров зкзистенциальных и таинственных.

Гроф действительно нащ/пал что-то чрезвычайно важное: каждый человек может иметь переживання необычайной интенсивности и насыщенности, каждый представляет собой сгусток мифов, историй, преданий, он та «точка алеф» Борхеса, где все сходится в одном, где начало и конец всего, где каждый может освободиться и существует путь освобождения, обоснованный современными данными. Я тогда понял, что четыре перинатальные матрицы Грофа, описанные в его картографии психики, — зто что-то вроде стражей на пуги к свободе.

Мы рождаемся, и из-за родовых мук нам сужден человеческий удел. Те из нас, кому удасгся повернуть время вспять и обрести второе рождение, которое в каком-то смысле наследует первое, развеивают чары, навеянные человеческим рождением, зтой жизнью, зтим воспитанием, зтими травмами, освобождаются от того, что делало нас закрьггыми, застывшими, обособленными от мира. Все зто может рассеяться, и перед ними предстанет другой мир, знакомый по воспоминаниям детства, по героическим историям, — мир свободы и озарения, мир просветления, радости, счастья и исследования.

Гроф очаровал нас возможностью свободы и пробуждения. И мы стали изучать все, что было связано с трансперсональной психологией, одним из виднейших основателей которой он стал. Он начал свою медицинскую карьеру в 1956 году врачом-психизгром, классическим психоаналитиком, который верил в то, что психоделические вещесгва, применяемые в психиатрии в контролируемых условиях, могут значительно ускорять процесс психоанализа. Однако вскоре беспрецедентное богатсгво и диапазон переживаний во время сессий ЛСД-психотерапии убедили его в теоретической ограниченности Фрейдовой модели психики и лежащего в ее основе механисгического мировоззрения. Возникшая в результате зтих исследований новая картография психики состоит из трех областей: 1) (Фрейдового) личного и биографического бессознательного; 2) трансперсонального (надпичностного) бессознательного (которое включает в себя и более узкие представлення Юнга об архетипичном или коллективном бессознательном); 3) перинатального (околородового) бессознательного, являющегося мостом между личным и надличносгным бессознательным и наполненным символизмом и конкретними переживаннями смерти и возрождения. Зта область бессознательного несет в себе наибольшие возможности к Преображенню.

В своих последних работах Гроф постоянно подчеркивает, что перинатальное не ограничено внутриутробной жизнью и процессом родов, но образует всеохватывающ/ю структуру психодуховной трансформации, справедпивой для всех стадий развития сознания. Громадный клинический опыт самого Грофа и его учеников, а также запротоколированный опыт мировых духовных традиций свидетельствует о том, что регрессия к перинатальному уровню зачастую является необходимым условием для доступа к трансперсональному. Гроф сам ассисгировал во время сеансов психоделической психотерапии, а их было около четырех тысяч, и через его семинары по холотропному дыханию прошли десятки тысяч людей во многих странах мира и на разных континентах.

Сформулируем вкратце итоги исследований Грофа, последовательно изложенные в главах зтой книги.

Гроф зкспериментально показал возможность для любого человека иметь переживання необычайной интенсивности и насыщенности, что, как правило, характерно для зкстремальных ситуаций человеческой жизни, связанных с переживаннями зкстаза, катастрофу, смерти, духовного Преображення. Необычные состояния сознания широко практиковались во всех традиционных культурах и сопровождали любое значимое изменение в индивиде и обществе. Среди зтих состояний выделяются холотропные, или целостные, состояния сознания (от Иоіоз — «целый» и Ігереіп — «двигаться к…»), обладающие особо мощным терапевти ческим и обновляющим потенциалом. Они определяются по отношению к обычным, или хилотропным, сосгояниям (Ыіе — «земля»). Европейская картезианская наука основана на опыте хилотропных состояний, возникающая новая научная парадигма основывается на опыте холотропных состояний.

Развитая Грофом расширенная картография психического вбирает в себя не только большинсгво картографий западной психологии, но и соответствует практически всем извесгным ВОСТОЧНЫМ, в том числе мистическим, картографиям. Универсальность грофовской картографии сосгоит в том, что независимо от того, каким путем духовно-философского развития следует человек, ему неизбежно приходится решать одни и те же задачи с точки зрения овладения определенным уровнем знергии. В «знергетической антропологии» Грофа степень осознавания прямо связана с уровнем досгупной знергии и сгепенью проработки блоков на пути ее освоєння в качестве привычного уровня.

Результати исследования холотропных состояний сознания показывают, что змоциональные и психосоматические заболевания, включая множесгво состояний, которые диагностируются сегодня как психозы, не могут быть адекватно обьяснены, исходя из проблем послеродового развития, называются ли зти проблеми ОТКЛОНЄНИЯМИ в развитии либидо или искажениями в формировании обьективных взаимоотношений. В соответствии с исследованиями Грофа, зти заболевания имеют многоуровневую структуру, уходящую корнями как в перинатальную, так и в трансперсональную области. Таким образом, психопатология наиболее полно обьясняется с учетом не только биографической, но также перинатальной и трансперсональной динамики.

Принятие зтих данных во внимание открывает новую, более полную картину психопатологии, а также более успешную стратегию лечения.

Неосознаваемые переживання, связанные с рождением, образуют матрицы сложных змоций и телесных ощущений, которые образуют потенциальный источник для различных форм психопатологии. Чтобы не остаться вечным просителем у врат града сознания, необходимо сделать усилие, чтобы вспомнить себя. По сути дела вся стратегия вхождения в мир Грофа основана на сверхусилии, особого рода вспоминании о том, что с нами было, и понимании того, кто мы єсть сейчас.

Холотропная стратегия в психотерапии основывается на данных изучения необычных состояний сознания и представляет собой важную альтернативу психотерапевтическим методам различных школ глубинной психологии, которые подчеркивают вербальную коммуникацию между терапевтом и клиентом и змпирической психотерапией, проводимой в обычных состояниях сознания. Главная цель холотропной терапии состоит в том, чтобы активировать бессознательное, освободить знергию, содержащуюся в змоциональных и пси хосо мати ческих симптомах и трансформировать зти симптомы В ПОТОК переживання. Роль терапевта, или фасилитатора, в холотропной терапии состоит в том, чтобы поддерживать процесс переживання с полной верой в него и без попыток управлять им или изменять его.

Множество состояний, диагносцируемых сегодня как психозы и лечимых медикаментозними средствами, в дейсгвительности являются кризисами духовного роста и психодуховной трансформации. Если правильно понять их смысл и поддерживать их раскрытие, то они могут развиваться в процесс змоционального и психосоматического исцеления, личностного роста и развития.

По Грофу, травма рождения, смерть и рождение, мистерия смерти — зто прототип (или фундаментальная психологическая структура), который активируется всякий раз, когда мы сталкиваемся с ситуацией угрозы жизни или проходим любые другие зкстремальные переживання. Зта структура активи руется в нас каждый раз, когда мы делаем некое сверхусилие к тому, что называют ростом, индивидуацией, раскрьггием, творчеством. Пройдя через перинатальный опыт, мы подключаемся к гигантским полям переживаний, которые не случались с нами конкретно как с отдельными существами, но происходили с нами, как с принадпежащими к роду Человек, роду Живых, к роду существ, населяющих зту планету, в которых в свернутом виде содержится вся история живого и неживого.

Понимание природы реальности, вытекающее из изучения холотропных состояний, находится в резком конфликте с воззрениями материалисгической науки. Грофовская реальность єсть «Космическая Игра» Абсолютного сознания, подобного абсолютному принципу великих мистических традиций мира.

Выживание человечєства и решение им глобальных проблем в значительной степени связано с освоением им опыта холотропных состояний.

Основанная на богатейшем клиническом опыте (столь масштабном, что, по мнению критиков, трудно предположить, что кто-то еще может иметь сравнимый опыт для адекватного критического сопоставления) Грофовская картография сформулировала правила вхождения в холотропный мир и условия переживання чего-то, что адекватно моменту рождения, в смысле наполненности знергией, сим воли кой и богатством возможн остей переживання, условия подключения к виртуальному сверхполю человеческого знання. По Грофу, наша психика устроенатак, что, входя в разные состояния, которые являются своего рода стоянками, устойчивыми месгами в топологии развивающегося сознания, мы можем передвигаться в них без усилий и комфортно. Каждое такое состояние связано с раскрывающимися в нем

вйденьем изнанием.

Находящийся за пределами слов и мышления холотропный мир для нас в каком-то смысле нем, бессловесен, синкретичен. Стратегия вхождения в зтот мир — воздержание от злоупотребления вербальным языком. Сгремление к целосгносги, к счасгью присуще каждому из нас. При знергизации нашей психики, когда взбадриваются наши латентные сосгояния, происходит авто мати ческое воссгановление целостной коммуникативной ткани нашего сознания, как сознания Божественного. Парадоксально, но для того чтобы быть более целосгным, свободным и счасгливым, требуется меньше напряжения, зто сосгояние более есгесгвенно для каждого человека, и он о не требует для своего продолжения тех сил, того напряжения, которые необходимы для поддержания нашего обычного сущесгвования. Величайшая ирония, величайший парадокс человеческой природы заключается втом, что для того чтобы быть несчасгным, замкнутим, нецелосгным, нам приходится постоянно затрачивать гигантские неосознаваемые усилия. По сути дела, зти усилия и составляют жизнь и организацию того, что является человеческим бессознательным. Как только мы пересгаем подпитывать свои травмы, настаивать на перцептивных структурах нашего опыта, мы воссганавливаем целостную коммуникативную ткань сознания и одновременно начинаем жить более расслаблено, спокойно и свободно.

Так вкратце можно описать научные результати Грофа, изложенные в зтой книге. Таково его напугсгвие «психологам будущего».

Учась у Грофа на протяжении трех лет, с 1990-го по 1993-й, и издав на русском языке его основиые книги, сегодня я вижу в нем не только выдающего клиницисга, исследователя и психолога-классика, но и сталкера — человека, который открывает и прокладывает новые тропы в мир будущего. Но Гроф — зто не только сгалкер, он еще и гид, штурман, навигатор, то єсть тот, кто ведет других. И зто еще одно измерение, сосгавляющее его талант. И, наконец, он — визионер, человек, который видит намного дальше других, и лишь часть его виПденья, его понимания откладывается, как некий осадок, как результат его взаимодейсгвия с людьми, в его книгах, сгатьях, беседах, нових семинарах, нових твореннях. Одновременно с зтой книгой выходит первая книга фантастики Грофа «Зов ягуара», где автор сопровождает нас в головокружительных путешествиях по виртуальной реальности и древним мирам.

В книге «Психологію будущего» Гроф делится результатами своих почти полувековых исследований «внутренних пространств». Мы много больше, чем зто отражается в нашей обьективной биографии, мы сокровенно связаны с земним миром и космосом, наши возможносги к совершенсгвованию колоссальны, и если мы будем опираться на них, они помогут нам справиться с

мировыми проблемами.

В заключение виражаю свою признательносгь Александру Попову, Петре Слоан, Кену Слоан и Алексею Купцову, чья своевременная и ощутимая помощь способсгвовала скорейшему выходу зтой книги.

Владимир Майков

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА РОССИЙСКОГО ИЗДАНИЯ
4.5. Текстовые редакторы с расширенными возможностями
ГЛАВА 4 ТЕКСТОВЫЕ РЕДАКТОРЫ
4.1. РАЗНООБРАЗИЕ ТИПОВ ТЕКСТОВЫХ РЕДАКТОРОВ
4.5.1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ РЕДАКТОРОВ
ОТ РЕДАКТОРОВ
4.2.1. СВЯЗЬ ТЕКСТОВОГО РЕДАКТОРА С ДРУГИМИ ПРОГРАММАМИ
4.2.3, КОМАНДНЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ ТЕКСТОВЫХ РЕДАКТОРОВ
ПОСЛЕСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
4.6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ РЕДАКТОРОВ
4.1.2. ВЛИЯНИЕ АППАРАТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА СТРУКТУРУ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕКСТОВЫХ РЕДАКТОРОВ
Предисловие
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Добавить комментарий