ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

В нашей стране необычайно возрастает интерес к проблеме человеческой личности. В прошлом он сдерживался рамками марксистской идеологии, «воинствующим материализмом». Но уже с 80-х пошла реакция в виде тяги к самым разнообразным учениям, проливающим, как кажется, свет на тайну человеческой личности, судьбы, мировой истории.

Сегодня прилавки завалены психологической и эзотерической литературой, причем множество читателей не делает различия между научными школами, а чаще — псевдонаучными, лежащими в основе предлагаемых рецептов улучшения своего состояния, качества жизни, своей природы. Цели такой литературы, по сути своей, как правило, близки к работам известного Дейла Карнеги о преуспеянии в обществе.

В Библии, правда, успех в обществе не представляется несомненным признаком чего-то по-настоящему хорошего и ценного. Христианская европейская культура проникнута напряженным отношением к мирскому успеху. В XX веке эта тема в психологии трансформировалась в проблематику «иметь или быть» — вопрос формирования подлинных ценностей.

Предлагаемая читателю книга профессора Кристины Островской не является в строгом смысле религиозной. Хотя в предлагаемых упражнениях Бог и выступает как фундаментальная человеческая ценность, в книге не найти разговора о религиозных ценностях. В этом отношении при поверхностном взгляде упражнения и ролевые игры, представленные в книге, напоминают процедуры гештальт-терапии или гуманистической психологии. В действительности это не так.

Самой Кристине Островской близок так называемый диспозициональный (dispositional) подход (наиболее популярным представителем которого является Олпорт), где человек представляется весьма рациональным существом. В этом подходе чрезвычайно высоко ставится ответственность человека за вырабатывание разумных отношений с миром, собой и другими. Личность понимает ценности как ценности и «присваивает их», формирует их у себя. Кстати, в томизме, важнейшем систематическом наследии католической Церкви, собственно, главным достижением человека считается «блаженное видение Всевышнего». Оно рассматривается как познание Бога. При жизни человек восходит к этому познанию через понимание мира и вырабатывание правильных отношений с миром.

Это видение развивающейся личности как системы черт, образующих ее установки, и связанной с ценностями, которые эта личность для себя открывает, достаточно оптимистично.

Оно оставляет на втором плане иррациональные аспекты человеческой природы.

В книге представлены упражнения, направленные на развитие в подростке или уже взрослом человеке системы базовых ценностей, которые позволяют на их основе развивать собственно религиозные ценности.

Упражнения разнородны по применяемым методам. Некоторые представляют собой разновидность ролевых игр, другие связаны преимущественно с индивидуальными размышлениями и обменом мнениями в группе.

Упражнения связаны в систему. Возможно использование отдельных упражнений по выбору ведущего или самой группы, но комплекс упражнений, по замыслу автора, выражает системный подход к формированию зрелой личности.

В работах, описывающих национальный характер поляков, указывается, что в целом логика не является их сильной стороной, мышление более практическое, отличается нелюбовью к отвлеченным рассуждениям. В целом, вероятно, то же можно сказать и о русском народе, но важно иметь в виду, что все же польский народ находился и в значительной мере продолжает находиться под влиянием католицизма, в разных формах. Чрезвычайно важно религиозное обучение в школе, католический катехизис с его ясными логическими формулировками, воспитывающий с детства способность к пониманию и принятию моральных и религиозных ценностей.

Хотя не следует идеализировать успешность реального религиозного воспитания, все же следует подразумевать адаптацию упражнений к ментальности российской аудитории и, учитывая многообразие культурных и социальных условий в регионах России, — решать задачу адаптации упражнений вообще к любой конкретной группе.

Думается, что квалифицированный и творческий катехизатор может получить заметное продвижение катехизируемой группы за счет применения предлагаемых упражнений.

Мы выражаем благодарность профессору Кристине Островской за ее любезное разрешение публиковать этот труд для русскоязычных читателей.

С.Николенко

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Предисловие к русскому изданию
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ 1986 Г.
ПОСЛЕСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Предисловие ко второму изданию
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
ПРЕДИСЛОВИЕ ко второму изданию
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КО ВТОРОМУ НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ
ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА РОССИЙСКОГО ИЗДАНИЯ
Предисловие к русскому переводу
Предисловие к изданию 1996 года
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ПЕРВОМУ НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ
Добавить комментарий