Превращенная исгерия

Зтот психоневроз был гораздо более распространен во времена Фрейда, нежели теперь, и сыграл важную роль в истории и развитии психоанализа. Несколько пациентов самого Фрейда и многие пациенты его последователей принадлежали именно к зтой диагносгической категории. Превращенная исгерияимела богатую и цветисгую симптоматологию и была, в соответствии с психоаналитической схемой психогенеза, тесно связана с группой фобий, или тревожной исгерией. А зто означало, что базовая фиксация зтого рассгройсгва связывалась с фаллической сгадией развития полового влечения, и что психо-сексуальная травма, которая лежала в его основе, происходила в то время, когда ребенок находился под сильным влиянием комплексов Здипа или Злекгры. Из нескольких защитных механизмов, вовлеченных в психогенез истерии, самым характерним являлось превращение, которое и дало зтому виду истерии своє название. И понятие зто обозначает символическое преобразование бессознательныхпротиворечий и инсгинктивных побуждений в физические СИМПТОМЫ.

Примерами же истерического пораження двигательных функций являются паралич рук или ног, потеря речи (афония) и рвота. Превращение, направленное на органи чувсгв и их деятельность, может приводить к временной слепоте, глухоте или психогенной анестезин. Превращенная исгерия может создавать также и некое сочетание симптомов, которое убедительно изображает беременносгь. Такая ложная беременность, или псевдокизия, включает в себя прекращение месячных и заметное увеличение полости живота, вызванное, по крайней мере часгично, удерживанием газов в кишечнике. Релитиозные стигмати, изображающие раны Хрисга, также подчас толковались как исгерические превращения.

Фрейд утверждал, что при исгерическом превращении вытесненные сексуальные мысли и влечения находят своє замещающее выражение в изменении физических функций, а предрасположенный к зтому орган «сексуализируется», то єсть становится символическим замесгителем полових органов. Например, гиперемия и опухание различных органов может символизировать зрекцию, а неесгественные ощущения в зтих органах могуг изображать генитальные ощущения. В отдельных случаях проявление памяти обо всей травматической ситуации может быть замещено какими-нибудь физическими ощущениями, переживаемыми индивидом в то время.

Наиболее сложное и отличительное проявление истерии — особый вид психосоматического припадка, о котором говорится как о базовом исгерическом приступе. Зто сосгояние, связываемое с перемежающимися плачем и смехом, откровенными зротическими движениями и чрезмерным дугообразным выгибанием тела (агсіїе сегс/е). Согласно Фрейду, исгерические приступи являются МИМИТИЧЄСКИМИ вираженнями воспоминаний о забытых событиях детства и вымышленных историях, созданных вокруг зтих событий. Подобные припадки предсгавляют собою замаскированные сексуальные темы, связанные с комплексами Здипа и Злектры или их производными. Фрейд указывал, что поведение пациентов во время исгерических присгупов явно выдает их половую природу. И он сравнивал потерю сознания на пике припадка с кратковременной лотерей сознания во время полового оргазма.

Но данные наблюдений о холотропных со стояннях показывают, что превращенная истерия вдополнение к биографическим определителям имеет также значимые околородовые и надличностные корни. Лежащие в ее основе явлення превращения вообще, и исгерические присгупы в часгносги, являются мощными би ознергети ческим и блоки ровками и взаимопротиворечащими возбуждениями, связанными со взаимодейсгвием сил БПМ-3. Поведение людей, переживающих последние стадии зтой перинатальной матрицы, особенно характерний загиб шеи и чрезмерное выгибание тела, часто напоминает истерический приступ.

Природа и временная привязка биографического материала, вовлеченного в психогенез превращенной истерии, находится в базовом соответствии с фрейдовской теорией. Ибо раб ота с переживанием, как правило, обнажает психосексуальные травмы из времени детства, когда пациент досгигал фаллической стадии развития и находился под влияниєм комплексов Здипа или Злектры. И, как зто можно было бы показать, движения исгерического присгупа представляют в дополнение к вышеупомянутым околородовым сосгавляющим также и символичные намеки на некоторые конкретные сторони лежащей в основе его детской травмы.

Сексуальное содержание травматических воспоминаний, связанных с превращенной исгерией, обьясняет, почему они являются часгью СКО, которая также включает сексуальную грань БПМ-3. И если бы мы не были знакомы с тем обсгоятельсгвом, что память рождения включает в себя сильную сексуальную сосгавляющую, было бы легко проглядеть долю, вносимую в генезис превращенной исгерии событиями биологического рождения, и отнесги зто рассгройсгво целиком на счет послеродовых воздейсгвий. В зтой связи интересно упомянуть и о собственном наблюдении и предположении Фрейда, что ведущими темами, лежащими в основе исгерического присгупа, часто бывают не половое совращение или совокупление, но беременность или деторождение.

Вовлечение БПМ-3 в психогенез превращенной истерии проясняет многие важные сторони зтого рассгройсгва, которое сголь часто на разные лады склонялось, но никогда надлежащим образом не было обьяснено в психоаналитической литературе.

Прежде всего, не было обьяснено то обсгоятельсгво, что анализ исгерических симптомов обнажает не только их взаимосвязь с позивами полового влечения и оргазмом, но также и с «зрекцией», распросграняющейся на все тело (родовой оргазм), и их совершенно явную связь с деторождением и беременносгью. То же самое относится и к тем сгранным узам, которые сущесгвуют в превращенной

истерии между сексуальностью, агрессией и смертью.

Побудительная основа превращенной истерии полносгью схожа с побудительной основой депрессии беспокойсгва. Зто становится очевидним, когда мы обращаем внимание на наиболее полное выражение зтого рассгройсгва — базовой исгерический приступ. Вообще-то, депрессия беспокойсгва — более тяжелое рассгройсгво, чем превращенная исгерия, и содержание и движущие силы БПМ-3 она проявляет в гораздо более чисгом виде. Наблюдение за выражением лица и поведением пациента с депрессией беспокойсгва не осгавляют никакого сомнения, что для тяжелого беспокойсгва сущесгвуют причини. Високий показатель количесгва самоубийсгв и даже самоубийсгв в сочетании с убийством среди таких пациентов служит дополнительным основанием для подобного впечатления.

Базовий исгерический приступ на поверхносгный взгляд выказывает сходсгво с депрессией беспокойсгва. Однако его общая картина выглядит гораздо менее тяжелой и ей явно не хватает глубины отчаяния. Приступ кажется етилизованным, надуманным и имеет яркие театральные черты с неизменными сексуальними обертонами. Вообще исгерический припадок имеет много базових признаков БПМ-3: чрезмерное напряжение, психомоторное волнение и возбуждение, смесь депрессии и агрессии, громкий крик, нарушение дыхания и драматическое выгибание. Тем не менее, образец переживаний проявляетея здесь в значительно более смазанном виде, чем в случае депрессии беспокойсгва, он сущесгвенно видоизменен и окрашен позднейшими травматическими собьггиями.

Функциональное сродство между превращенной исгерией, депрессией беспокойсгва и БПМ-3 становится совершенно очевидним в ходе глубокой терапии переживання. Прежде всего, у холотропных состояний имеетея склонносгь запускать в дейсгвие или усиливать исгерические симптоми, и пациенты открывают их исгоки в конкретних психосексуальных травмах из времени детства. Но последующие сеанси, как правило, все больше и больше напоминают депрессию беспокойсгва и, в конце концов, выявляют лежащие в их основе злементы БПМ-3. И тогда последующее проживание памяти о рождении и связи с БПМ-4 приводит к облегчению или даже исчезновению симптомов. Самые же глубокие корни исгерических превращений могут залегать и на надпичносгном уровне, принимая вид кармических воспоминаний или архетипических тем.

Исгерический паралич рук или ног, неспособносгь стоять на ногах (.абазия), потеря речи (афония) и иная превращенная симптоматика также имеет сильные околородовые сосгавляющие. Зти состояния вызываютея не отеугетвием двигательных побуждений, но функциональным противодейсгвием противоположных двигательных побуждений, которые перекрывают друг друга. Исгоком подобного положення является болезненный и напряженный опыт из момента деторождения, на который организм ребенка отвечает чрезмерным хаотическим порождением нервных импульсов, для которых не находится никакой насгоящей разрядки.

Подобное толкование симптомов исгерического превращения впервые высказал Отто Ранк в своей новаторской работе «Травма рождения» (1929). И если Фрейд рассматривал превращения как проявлення психологического противоречия, выраженного на языке тела, то Ранк полагал, что их насгоящая основа была физиологической, то есгь отражающей то изначальное положение, которое сущесгвовало во время рождения. Для Фрейда вопрос заключался в том, как проблема по своей суги психологическая могла быть переведена в какой-нибудь физический симптом. А Ранк сголкнулся с противоположной трудносгью — обьяснить, как феномен по преимущесгву соматический мог посредсгвом вторичной переработки получить психологическое содержание и сим воли ческое значение.

Некоторые серьезные проявлення истерии, которые граничат с психозами, такие, как психогенний ступор, непроизвольные грезы и обманчивое воображение действительности (рзеиіїоіодіа їапіазііса), по всей видимосги, функционально связаны с БПМ-1. Они отражают глубинную потребносгь воссгановить то блаженное чувсгвенное сосгояние, которое характерно для безмятежного внугриматочного существования и символического единства с матерью. И если та доля чувсгвенного и физического удовлетворения, которое вовлечено в зти состояния, может быть с легкосгью определена как заменитель чаемой «доброй матки» и благоприятной ситуации кормления, то среди конкретного содержания грез и фантазий присутствуют темы и злементы, которые связаны со временем детсгва, отрочества и взрослой жизни индивида.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Воплощение и превращения
ПУТИ ПРЕВРАЩЕНИЯ
12.4.2. Собственно превращения
ПРЕВРАЩЕНИЯ ПОЗИТИВНОСТИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ПРЕВРАЩЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ
2.3. Превращение психотехнической схемы в теорию психики
Критика работы Юнга «Превращения и символы либидо»
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ТЕЛА, ДВЕ ЛИНИИ
ТЕМА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СОЧЕТАНИЯ «ФИГУРА—ФОН»
Изменения состава: химические реакции, смеси, сплавы
Операторы синектики
НЕПРЯМОЙ КОНТАКТ С КЛИЕНТАМИ
Петровичева Екатерина Владимировна ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УВЕРЕННОСТЬ И ПОЛИМОДАЛЬНОЕ «Я»
Направленность, желания
12.5. Переходные процессы
Основна література:
Добавить комментарий