ПРИНЦИП АНТРОПОЦЕНТРИЗМА — ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ТЕМАТИКИ

В настоящее время прямо высказываются мнения ученых относительно целесообразности обращения внимания на конструкции, исходящие от самого человека. В научных кругах на пороге XXI в. современны-ми учеными, в частности, Ф. И. Минюшевым был обозначен девиз, «от социоцентризма к человекоцентриз-му», а Ю. М. Резником: «антропологический поворот». Научное воплощение принципа антропоцентризма представлено во многих социально-гуманитарных дисциплинах, а также в фундаментальной психологии и в направлении психологической антропологии.

Сегодня в соответствии с новыми социокультурными требованиями и современными научными ориен-тирами XXI в., в рамках психологической антропологии ведутся расширенные поиски и переструктурирова-ние информации, чтобы соотнестись с современными научными достижениями. Основная генеральная зада-ча современной психологической антропологии связана с обозначением предметного и проблемного поля науки, что предполагает особую комплектацию материала. Реализация этой задачи, безусловно, затрагивает работу с материалом, накопленным фундаментальной психологией. Однако в настоящее время между фундаментальной психологией и психологической антропологией существует, по мнению различных авторов, «разрыв», «дистанция», «пропасть», «непонимание», «неприемлемость» по ряду позиций. Некоторыми говорится о «полном равнодушии психологов к антропологическим исследованиям», о том, что «имеет место взаимное отчуждение», что «большинство антропологов и большинство психологов утверждают, что области их интересов не пересекаются», что «вряд ли необходим синтез антропологии и психологии, он в обозримом будущем не только нереалистичен, но даже и нежелателен; различия могут быть поучительными и даже творческими». В научном мире сложилась ситуация, когда, антропологи, интересующиеся психологией, пытаются реализовать психологический подход в антропологии. Психологи же пытаются ввести антропоцентрический принцип в психологии, либо составить «проблемное поле» в рамках психологической антропологии. Проблема в том, что последнее связано с разным пониманием научной ниши психологической антропологии. Так, в одних источниках имеется трактовка психологической антропологии как «изучающей культуру с психологической точки зрения». В других — границы предметной области психологической антропологии были обозначены проблемой «этнических различий». В основном, эти позиции были связаны только с заимствованием базы зарубежных источников, не считаясь с развитием антропологических идей, заложенных в психологии отечественными авторами. На наш взгляд, поле культурной антропологии, этнической антропологии все-таки не должно так выходить, нарушая границы, и, практически, заполнять собою нишу, принадлежащую именно психологической антропологии. Таким образом, в настоящее время в психологической антропологии складываются дивергентные тенденции. Одна линия ориентирована на зарубежные исследования, концентрируя их вокруг области культурологии и этнологии. Другое течение психологической антропологии представлено отечественными исследованиями и областью психологии. Так, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев считают, что подлинным предметом психологии человека (психологической антропологии) должна стать человеческая субъективность. Субъективность — это исходное начало в человеке. Конкретным, видимым в реальности способом существования психического в человеке является его субъективность. Л. Б. Филонов, Н. А. Ананьева в центр антропологического анализа ставят индивидуальный опыт и говорят о возможности применения системного подхода. Системный подход позволяет рассматривать человека как самостоятельного, автономного, независимого субъекта со своими границами. Таким образом, в настоящее время имеются проблемы, касающиеся обоснования предмета, обозначения границ современной психологической антропологии (отечественной и зарубежной). При этом плюрализм мнений может оказать-ся целесообразным. Отечественная психологическая антропология нуждается в концептуализации своей предметной области. Достаточно перспективным направлением, отражающим синтез отдельных идей пси-хологической антропологии и особой комплектации материала фундаментальной психологии, может стать, вероятно, выделение области, соединяющей эту информацию в тематику «антропологической психологии» (антропопсихология), в которой все отчетливее должен проявиться антропоцентрический принцип в психо-логии. Как высказался В. Е. Клочко, антропологизация психологического познания уже видна как тенден-ция, но сама эта тенденция еще не понята как выражение закономерностей и механизмов.

Таким образом, несмотря на разногласия в понимании предмета психологической антропологии или в ведении линии антро-пологизации в психологии, все принимают антропологический принцип, под которым в настоящее время в большей мере понимается центрация ученых на чисто человеческих конструкциях (принцип «антропоцен-тризма»).

Обратимся к пониманию антропоцентрического принципа в истории отечественной психологии. Из исто-рии отечественной науки, как известно, введение антропологического принципа связывают с К. Д. Ушинским, который акцентировал внимание на воспитании «человека во всех отношениях». Под антропологическим принципом понималось целостное изучение природы человека и всестороннее его воспитание. Это послужило основой для объединения многих наук, связанных с изучением человека. В отечественной психологии, как известно, Б. Г. Ананьев выступил с идеей комплексного изучения человека через многообразные науки и создание, таким образом, системы наук — синтетического человековедения (человекознания). При этом центральное место отводилось психологии, которая самого человека рассматривает как индивида, личность и индивидуальность. Таким образом, под антропологическим принципом понималось изучение биологической, социальной и индивидуальной природы человека. Подобную картину знаний о человеке (образа человека) возможно было бы представить с помощью синтеза человековедческих наук, которые Б. Г. Ананьев рассматривал сквозь «призму» психологии. Программы комплексных исследований во второй половине XX в. разработаны Б. Г. Ананьевым, исходя из его теории антропологической психологии. Комплексные исследования обогатили теоретические представления Б. Г. Ананьева и способствовали развитию его теории антропологической психологии. Б. Ф. Ломов основным объектом психологического познания полагал центрированность исследований на человеке (антропоцентризм). Природа саморегуляции, самоорганизации и саморазвития человека – главный вопрос, который интересовал исследователя и, отвечая на который, он разработал системный подход. К изучению природы человека рациональным считал применять комплексный, междисциплинарный подход. В настоящее время с учетом достижений современной психологии необходимо реальное внедрение принципа антропоцентризма в психологии. Особенно это становится актуальным сегодня, когда обострилось противостояние, как указывают многие ученые, между естественнонаучной и гуманитарной парадигмами в психологии. Проблема внедрения антропоцентрического принципа в психологии связана с потребностью его объяснения, понимания, в свою очередь, это требует теоретического и методологического анализа. Принцип антропоцентризма в психологии — прежде всего, антропоцентрическая ориентация, заключающаяся в перераспределении акцентов в поле психологической информации и усилении внимания на антропологический фактор. Это информационный аспект психологии — «конструирования и подачи» материала, где генеральная роль отводится антропологическим составляющим. Антропоцентрический принцип в психологии можно объяснить, описать и реально его внедрить путем введения и принятия опре-деленных психологических категорий.

На наш взгляд, основными категориями при реализации антропоцентрического принципа в психологии могут быть: субъективность, произвольность, избирательность, индивидуальность, внутренняя причин-ность, изменчивость, вариативность, интенциональность, свободная инициация, творческость. Все эти психолого-антропологические посылки могут представлять интерес для ряда конкретно-научных психологических направлений: ресурсного подхода, акмеологических теорий, динамический концепций, теорий самодетерминации, теорий саморегуляции, теорий самоконструируемости, теорий самоизменений, теорий системного анализа на основе самоорганизации, моделей построения субъективных семантических пространств. Конкретное воплощение принципа антропоцентризма в психологии при исследовании и анализе психических явлений позволяет выяснить: исходные предпосылки, имеющиеся возможности и потенциалы индивидуума; причины порождения отдельных индивидуальных конструкций, имеющих, главным образом, скрытую, глубинную, т. е. чисто человеческую, природу и др. Таким образом, открывается широкий диапазон антропологических возможностей, т. е. психических составляющих, исходящих от самого человека.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВОПРОСОВ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Власова Е. Ф. Котов А. А. СОЦИАЛЬНОЕ И ПЕРЦЕПТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЙ НОВЫХ СЛОВ
Общие принципы психологической борьбы, легкие для понимания и применения
Б.А. Еремеев ТЕМАТИКА ПУБЛИКАЦИЙ Е.С. КУЗЬМИНА И МАТЕРИАЛОВ «АНАНЬЕВСКИХ ЧТЕНИЙ - 2010»
ОДНОРОДНОСТЬ ТЕМАТИКИ (ЭНДОГЕННОСТЬ) ДЕЙСТВИЯ И ЕГО ЦЕЛИ
6.1. Принципы изучения личностной беспомощности Принцип детерминизма.
ТАБЛИЦА 2.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА АРА ПРИНЦИП А. КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Матчина В.В. Тематика популярных песен как индикатор доминант в общественном со-знании
МАТЧИНА В.В. ТЕМАТИКА ПОПУЛЯРНЫХ ПЕСЕН КАК ИНДИКАТОР ДОМИНАНТ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ
социокультурные основания глобализации картины мира
Глава Основания когнитивной психологии
1.1.4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АКМЕОЛОГИИ
ОБ ОСНОВАНИЯХ “РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ”
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ДЕФИЦИТ ГУМАННОСТИ В ЕЕ ОСНОВАНИИ
СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
Теоретико-методологическим основанием исследования выступают
ОЦЕНКА ГЛУБИНЫ НА ОСНОВАНИИ БИНОКУЛЯРНОЙ ДИСПАРАНТНОСТИ
1.2.2 Вильгельм Вундт и основание психологии
3. Основания сопоставления сознания и квантовых компьютеров.
Добавить комментарий