Природа, наделенная душой, и царство архетипов

Как мы ранее видели, в холотропных состояниях у нас могут быть досговерные и убедительные переживання осознаваемого отождесгвления с животными, расгениями и даже неорганическими вещесгвами. После таких переживаний наше видение мира, как правило, расширяется, и мы начинаем п они мать верования анимисгических культур, которые видят всю вселенную как наделенную душой. С их точки зрения, не только животные, но и деревья, реки, горы, солнце, луна и звезды оказываются сознательными существами. Разумеется, зто не означает, что мы возвращаемся в мировоззрение любой из зтих культур со всеми его гранями и полносгью забываем или просто уже не хотим знать обо всех открытиях материалисгической науки. Однако мы вынуждены прибавить в наше видение мира одно важное змпирическое обсгоятельсгво: все, что бы мы ни переживали в хилотропном сосгоянии в качестве обьекга, в холотропном сосгоянии имеет переживаемую субьекгивную сторону.

Холотропные состояния сознания также могут приносить глубокие озарения в мировидение культур, которые верят, что космос населен мифологическими существами и что им правят разнообразные радостные и яростные божества. В зтих состояниях мы можем получить в переживаний прямой доступ в архетипический мир богов, демонов, легендарних героев, сверхчеловеческих сущносгей и духов-водителей. Мы посещаем царства мифической действительности, волшебные края и обласги потусгороннего. Образносгь таких переживаний заимствуется из коллективного бессознательного и рисует мифологические прообразы и темы, черпаемые из любой культури за всю исгорию человечесгва.

Если мы чувствуем замешательсгво, вызванное нашим открьггием, то можем предпочесгь использование современной терминологии, например, дивное, то єсть нуминозное вмесго священного, или архетипические прообрази вместо божеств и демонов. Но мы все равно не в СОСГОЯНИИ больше отмахиваться от зтих переживаний как просто от галлюцинаций или фантазий. Глубокие личные переживання зтого царства помогают нам понять, что образы космоса, находимые в доиндустриальных обществах, основаны не на предрассудке, первобытном «магическом мышлении» или психотических видениях, а на достоверных переживаннях чередующихся действительностей. Исследования холотропных состояний предоставили вполне достаточные свидетельсгва того, что имеются какие-то не явленные непосредственному наблюдению измерения существования, которые ОНТОЛОГИЧЄСКИ действительны, и что зачастую могут выдерживать полную проверку на согласованное подтверждение. Чтобы отличать зти феномени от галлюцинационных ИЛИ воображаемых переживаний, под которыми нет никакого обьективного основания, некоторые психологи-юнгианцы говорят об зтих данных не в непосредсгвенном ощущении дейсгвительностях, как о «имагинальных».

В холотропных состояниях мы открываем, что у нашей психики єсть доступ к целому пантеону мифологических прообразов, так же как и к областям, в которых они обитают. В особенносги убедительным доказательством досговерносги зтих переживаний является то обсгоятельсгво, что, подоб но другим надпичностным феноменам, они могут предоставлять нам новые и точные сведения о затронутых прообразах и царствах. Природа, пределы и свойсгва зтих сведений зачасгую намного превосходят наши предварительные интеллекгуальные знання относительно соответсгвующих мифологий. Наблюдения такого рода привели К.Г. Юнга к предположению, что помимо индивидуального бессознательного, такого, как оно изображалось Зигмундом Фрейдом, у нас єсть еще и коллективное бессознательное, которое связывает нас со всем культурным наследием человечесгва. Согласно Юнгу, именно проявлення изначальных всеобщих прообразов предсгавляют внутренние составляющие коллективного бессознательного рипд, 1959).

Архетипические прообразы подразделяются на две различные категории. Первая категория включает в себя существа, воплощающие разнообразные конкретные всеобщие роли и предназначения.

Самые извесгные среди них: Великая Богиня-Мать, Ужасная Богиня-Мать, Мудрый Сгарец, Вечная Юность (Вечный Мальчик — Риег Еіетіз и Вечная Девочка — РиеІІа Еіегпа), Любовники, Неумолимый Жнец и Хитрец. Юнг также обнаружил, что мужчины таят в своем бессознательном обобщенное представление о женском начале, которое он назвал Анимой. Ее двойником, обобщенным предсгавлением мужского начала в бессознательном женщин выступает Анимус. Бессознательное представление темной, разрушительной стороны человеческой личносги в юнгианской психологии называется Тенью.

Архетипические прообразы второй категории предсгавляют разнообразных божеств и демонов, связанных с отдельными культурами, географическими областями и историческими периодами. К примеру, вмесго обобщенного мирового образа Великой Боги ни-Матери мы можем переживать один из его конкретних, связанных с определенной культурой образов, таких, как Дева Мария, индуисгские богини Лакшми и Парвати, египетская Исида, греческая Гера и множесгво других. Точно так же конкретними примерами Ужасной Богини-Матери будут являться индийская Кали, змееголовая Коатликуз доколумбовой Америки или львиноголовая Сехмет из Древнего Египта. Важно подчеркнуть, что зти образы не сгоит ограничивать нашим собсгвенным зтническим и культурним наследием. Они могуг заимсгвоваться из мифологии любого человеческого сообщества, даже если о нем прежде мы ничего не слышали.

Встречи с зти ми архетипическими прообразами производят большое впечатление и зачастую приносят новые и подробные сведения, которые не зависят от расового, культурного и образовательного облика субьекга и от его прежнего интеллектуального знання соответсгвующей мифологии. В зависимости от характера вовлеченных божеств зти переживання сопровождаются чрезвычайно сильными змоциями: от иссгупленного восторга, до цепенящего метафизического ужаса. Люди, переживающие такие встречи, обычно смотрят на зти архетипические прообразы с великим трепетом и благоговением, как на сущесгв, принадпежащих высшему порядку, наделенных необычайной сил ой и знергией и обладающих способносгью создавать собьггия в нашем материальном мире. Таким образом, подобные субьекгы испытывают к ним то же отношение, как и люди многих доиндустриальных культур, которые верили в сущесгвование богов и демонов.

Однако люди, у которых бывают такие переживання, обычно не смешивают архетипи ческие прообразы с высшим началом вселенной и не выдвигают притязаний на то, что обрели окончательное понимание сущего. Как правило, они переживают зтих божеств как творення высшей силы, которая превосходит их. Такое понимание созвучно мисли Джозефа Кемпбелла о том, что божества должны быть «прозрачны превосходящему». ОНИ должны служить мостом к божественному исгоку, а не смешиваться с ним. Когда мы вовлечены в целенаправленное самоосвоение или духовное делание, важно не попасгь в западню, сделав какого-то отдельного бога непроницаемым и рассматривая его как базовую космическую силу, а не как окно в Безусловное.

Ошибочное принятие конкретного архетипического образа за первичный исток творення или за его единственную исгинную репрезентацию ведет к идолопоклонничеству — опасной, вызывающей рознь ошибке, широко распросграненной в истории религий и культур. Оно может обьединять людей, разделяющих ту же самую веру, но противопоставляет зто сообщество другим людям, избравшим какой-то отличный образ божества. И тогда первые пытаются обратить вторых в свою веру либо же завоевать и уничтожить их. В отличие от зтого настоящая религия является вселенской, всепринимающей и всеохватной. Она должна превосходить конкретные культурно ограниченные архетипи ческие образы и сосредотоачиваться на первичном исгоке всех образов. Стало быть, самим важним вопросом в мире религии является вопрос о природе высшего начала вселенной.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
АРХЕТИПЫ
АРХЕТИПЫ (ARCHETYPES)
Царство животных.
Царство растений.
Царство камней и минералов.
ЦАРСТВО ПРОБЛЕМ
У ТРЕТЬОМУ РОЗДІЛІ “ПСИХО-ІСТОРИЧНА РЕКОНСТРУКЦІЯ ГЛОБАЛЬНИХ ТА ЕТНІЧНИХ ВИМІРІВ АРХЕТИПУ СВІТОВОГО ДЕРЕВА: СТРУКТУРА ТА РЕЗУЛЬТАТИ СИСТЕМНОГО ПРИКЛАДНОГО ДОСЛІДЖЕННЯ”
Природа интеллекта
ПРИРОДА ИНТЕЛЛЕКТА
ПРИРОДА СТЫДА.
ГЛАВА 8. ПРИРОДА ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ОТЛИЧИЯ В СПОСОБНОСТЯХ И ИХ ПРИРОДА
ЛОГОС — ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ
СТАТИСТИКА ОБЪЕКТОВ НЕЧИСЛОВОЙ ПРИРОДЫ.
ПРИРОДА ЦВЕТА
ПРИРОДА ХАРАКТЕРА
Добавить комментарий