ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

В современных условиях качественно новым образом встает проблема развития и использования человеческого потенциала. Предъявляются более высокие требования к самостоятельности, инициативе, предприимчивости человека, вызванные происходящими в обществе изменениями. Б. Г. Ананьев неоднократно отмечал усиление влияния человеческого фактора на различные стороны действительности. Все это обусловливает возрастание актуальности проблемы самореализации личности.

Термин «самореализация» используется в отечественной и зарубежной психологической, педагогической, философской, социологической и другой общественно-научной литературе. В отечественных психологических и педагогических исследованиях он начал употребляться в последние годы, в социологических и других общественно-научных — в период строительства коммунизма. В философских исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, использование понятия «самореализация» и идей, положенных в его основу, уходит вглубь веков. В общенаучных исследованиях, прежде всего общефилософских, применение данного термина происходило как в рамках диалектической философии, так и с метафизических позиций.

Наряду с тем, что термин «самореализация» нередко используется в том числе и в названиях отечественных кандидатских диссертаций по психологии, социологии, педагогике (а чаще кандидатских и несколько реже докторских диссертаций по философии), в отечественной психологической, социологической, педагогической, философской и другой справочной литературе (энциклопедиях, словарях и пр.) дефиниции этого термина отсутствуют. Не приводятся они и в больших энциклопедиях, в толковых словарях русского языка.

Термин «самореализация» (self-realisation) впервые приводится в Словаре по философии и психологии, изданном в 1902 году в Лондоне: «Самореализация — осуществление возможностей развития «Я». Такое определение соответствует доктрине, согласно которой высшим конечным результатом развития является самореализация или самоосуществление. Эта идея прошла путь от древней до современной этической мысли. Самый ранний и важнейший ее представитель — Аристотель, для которого добро — это актуализация гуманной или рациональной души. Особенно отчетливо термин «самореализация» выделяли неогегельянцы» (Dictionary Psychology and Philosophy / Ed. by J. M. Baldwin. Vol. II. London, 1902, p. 512). В переизданном в 1957 г. указанном словаре дефиниция «самореализация» дословно повторяется.

В Оксфордском словаре приводится следующее определение: «Самореализация — реализация собственных усилий человека, возможностей развития «Я». Этот процесс может быть назван самореализацией (или развитием)… Согласно христианским воззрениям, это не вершина достижений, но божий дар» (The Oxford English Dictionary. Second edition / Prepared by J. A. Simpson and S. C. Wein. Vol. XIV. Oxford, 1989, p. 921).

В психологическом и психоаналитическом словаре дается следующее определение: «Самореализация — сбалансированное и гармоничное раскрытие всех аспектов личности; развитие генетических и личностных возможностей» (A Comprehensive Dictionary of psychological and psychoanalytical terms a gwide to usage / Ed. by B. Horacl. New York; London; Toronto, 1958, p. 488).

Наиболее близкими к понятию «самореализация» являются понятия «самоактуализация» и «самоосуществление». Понятие «самоактуализация», как правило, описывается в психологической литературе со ссылкой на работы А. Маслоу. В зарубежных психологических и философских словарях термин «самоосуществление» (self-fulfillment) чаще трактуется как свершившийся, конечный результат самореализации, полная реализация возможностей личности.

На наш взгляд, самореализация — это осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, содеятелъности, сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом.

‘Грудно назвать такую пауку о человеке, в которой тем или иным образом не затрагивалась бы проблема самореализации. На разных этапах эволюции человечества и развития системы наук эта проблема повсеместно вставала перед умами мыслителей.

Идея самореализации имеет давнюю историю в философии. «В качестве высшей ценности самореализация трактуется в философии Упанишад (с VIII в. до V в. до P. X.) и в даосизме (VI-V вв. до P. X.).

На Западе учение о самореализации восходит, по крайней мере, к Аристотелю и отчасти Платону, представляя собой не только теоретический анализ этого феномена, но и практические рекомендации путей и способов индивидуального самоосуществления» [Цырева Л. А., 1992, с. 3]. В конце XIX — начале XX века в англоамериканских теориях, в особенности у представителей идеализма, принцип самореализации обретает характер этической заповеди. По мнению многих философов, данная тенденция сохраняется в XX веке в философии экзистенциализма.

Л. В. Рябова, рассматривая философский аспект самореализации человека, указывает на наличие существенных отличий в понимании самореализации на Западе и Востоке. «Человек Запада активно овладевает внешним миром, ведет себя в этом мире как деятель и преобразователь, изменяя и подчиняя себе мир, западный человек утверждает себя. Восток действует иначе, он устремляется прямо к высшим ценностям и смыслам бытия, а выход к этим ценностям мыслится через самоуглубление, замыкание в себе, через экстаз.

Человек Востока ищет абсолют» [Рябова Л. В., 1993, с. 12]. Он, погружаясь в глубины своего сознания, ориентируется на идеал, который находится за пределами внешнего, чувственного, реального мира, рассматривая реальный мир как неподлинный.

Эти различия вызваны прежде всего не только разными культурными основаниями самореализации человека Запада и Востока, но и различной ролью культурных ценностей в процессе самореализации. Предпочитаемые ценности во многом обусловливают особенности ментальности того или другого народа. Так, например, для американцев наиболее ценными являются личная свобода и демократия. Для народов Азии и Африки это не столь важные ценности. Они могут отказаться от этих ценностей в пользу диктаторов.

Итак, философский аспект рассмотрения проблемы самореализации имеет наиболее давнюю историю, но в сравнении с другими науками, он многосторонен и затрагивает обширный культурный план, анализ которого выходит за рамки нашей задачи. В настоящее время проблема самореализации наиболее подробно изучена с позиций социальной философии, отдельные вопросы самореализации рассматривались в социальной психологии, что и определило развитие представлений о самореализации в целом.

Многие философы указывают, что самореализация личности — проблема не только междисциплинарная, но и межпарадигмальная, в силу того что в настоящее время не существует единой парадигмы представления о самореализации личности. Данная проблема также отличается маргинальным характером, поскольку охватывает темы, входящие в проблемное поле различных наук. Все это осложняет рассмотрение проблемы самореализации личности и предъявляет повышенные требования к ее многостороннему охвату.

В основе исследования проблемы самореализации, несомненно, лежит изучение представления о самореализации личности и его эволюции. Другими словами, особое значение приобретает рассмотрение развития представлений о самореализации личности. Развитие представлений о самореализации и ее особенности в значительной степени связаны с феноменальностью человеческого существования, с изменяющимися взаимодействиями индивида и рода в онтогенезе человека, поскольку «самореализация — это социально-индивидуальный процесс осознанного целеполагающего опредмечивания сущностных сил на основе жизнедеятельности данного конкретного человека» [Исаев А. К., 1993, с. 16].

Кратко остановимся на описываемых А. К. Исаевым культурно-исторических типах самореализации личности. В них начинают оформляться предпосылки тенденций развития представлений о самореализации личности.

Для античного времени характерно «телесное» представление о личности. Проблема «личность — общество» еще не возникает, так как существует синкретическая картина этих явлений, которая связана с космополитично-стью восприятия. Имеет место проблема самоосуществления человека — насколько индивид соответствует общественно одобряемому образцу. Жизнь такого человека зависела больше от одобрения или осуждения окружающими («культура стыда»), т. е. самореализация подменялась реализацией, зависимостью от внешних условий.

Постепенно, в христианстве, происходит переход от «телесной души» к моральной духовной личности. Утверждается ценность души «внутреннего человека» через просветление. Возникает «культура вины», культура совести. Содержание самореализации обретает черты индивидуальной выраженности.

В восточных типах самореализации преобладает утверждение, что Я как такового нет, оно не сущностно. Так, в даосизме наличие индивидуального Я — это признак некультурности. Источником идентичности является дао. Сущность человека отождествлялась с дао, с предельным выражением закономерности функционирования Вселенной. Дзибун означает, что представления о самореализации совпадают с принятыми в обществе путями обретения своего статуса. Прямая противоположность Я в индивидуалистической модели западного человека. В конфуцианстве утверждается перестройка личности, связанная с изживанием Эго: «преодоление себя» — путь к подлинному себе, реализация себя.

Далее, в средневековой восточной традиции проводится идея самореализации в понимании стремления к «просветлению», «всезнанию», стать Буддой, центром Вселенной, т. е. под просветлением подразумевается развитие Вселенной.

В отличие от приведенных типов самореализации в эпоху Возрождения человек уже осознает себя как отдельное существо. Это уже не родовая личность античности и не сословная средневековья. Самореализация основана на том, что человек сам принимает решение о значимости и достоинстве своих обязанностей. Имеет место факт самообретения и самоосуществления.

В результате Реформации самореализация начинает обретать контекст служения чему-то возвышенному, а именно Богу.

Понятие «самореализация» как центральное понятие начинает рассматриваться в философии в конце 1970-х — начале 1980-х годов. В ряде диссертационных работ по социальной философии самореализация становится предметом специального исследования. Начинается разработка понятийного аппарата, с помощью которого самореализации придается статус философской проблемы.

Л. А. Цырева отмечает, что несмотря на разноплановость работ, в них обнаруживается общая позиция. Основным понятием в определении исследуемого феномена является представление о сущностных силах человека. Самореализация с этой точки зрения определяется как раскрытие в деятельности человека его сущностных сил. Правда, у авторов, употребляющих понятие сущностной силы, нет единства мнений по вопросу о том, что включить в его содержание [Цырева Л. А., 1992].

Ряд философов, в том числе Л. А. Цырева и А. К. Исаев, анализируя историко-философский контекст, выделяют два философских подхода к проблеме самореализации. Отмечается, что в трактовке самореализации обнаруживается наличие двух различных философских ориентации: эссенциалистиче-ской и экзистенциалистической. Эти ориентации основываются на противоположных концепциях человека и человеческой свободы.

К эссенциалистической концепции относятся взгляды Аристотеля и его последователей, которые считали, что «самореализации подлежат те черты, свойства или способности человека, которые конституируют его сущностную природу. Самореализация в конечном счете понимается как реализация человеческой сущностной природы, объективно предшествующей личностному бытию и нередко противостоящей реальному индивиду в качестве идеала, достижимого и реализуемого при соответствующих условиях и обстоятельствах. При этом возникает проблема независимого критерия выбора тех или иных человеческих качеств, конституирующих человеческую сущностную природу. Подобная трактовка стремится включить лишь положительные, морально приемлемые способности и потребности человека, который, несомненно, обладает и отрицательными качествами… Она не учитывает высшие потребности человека… которые не могут быть удовлетворены простым переустройством социальных условий…» [Цырева Л. А., 1992, с. 8]. Эссенциалистический подход, таким образом, лишает человеческое бытие личностного измерения и отрицает право личности на авторство своей жизни.

Противоположный подход является оппозицией объективистскому видению человека. Фокус перемещается на онтологическую интерпретацию человеческих проблем.

Экзистенциалистическое направление возникло из философии жизни и затем нашло свое развитие в экзистенциализме и персонализме. Исходным положением экзистенциализма является не человеческая природа, а само человеческое существование. Такое противопоставление появилось уже в античной философии. Еще Сократ и стоики утверждали, что человеческую природу следует изучать иным путем, не так, как природу физических вещей, т. е. иначе, чем с точки зрения ее объективных свойств. Рассматриваемый подход к проблеме самореалиации основывается на субъективистски ориентированной современной философии. Один из ее ведущих представителей — Сартр — считает, что субъективность человека «предполагает, что он изначально лишен какой-либо природы, определяющей его личностное бытие. Человек является таким, каким он сделает сам себя. Он является не чем иным, как проектом самого себя, и существует лишь настолько, насколько он сам себя осуществляет, т. е. человек не существует в каком-то уже установленном порядке, но пребывает в мире, который организуется вокруг проектов, им самим произвольно избираемых. Важным моментом данной концепции является отрицание каких бы то ни было объективных ценностей и норм… на которые бы человек мог опереться» [Цырева Л. А., 1992, с. 10]. С точки зрения Сартра, поскольку понятие индивида оказывается вне общества и обладает абсолютной автономией и свободой, самореализация становится неизбежной в силу самого факта его существования. Таким образом, согласно экзистенциалистическому подходу человек должен определять себя и свое формирование сам.

Представления о самореализации особенно интенсивно развиваются в социальной философии в конце 1980-х и в 1990-е годы. Так, в работе И. Г. Чевтаевой связывается воедино производство нового знания и саморазвитие личности по схеме «средства — способности — знание». И. Ведин говорит о самореализации как о реализации личности в мире, реализации ее творческих возможностей силами самой личности. Исследуя созидание и самосозидание, он рассматривает сочетания: 1) хочу и могу; 2) не хочу и не могу; 3) хочу, но не могу; 4) могу, но не хочу.

И. А. Идинов , обращаясь к проблеме самореализации, отмечает, что саморазвитие является своеобразным аккумулированием себя, накоплениєм в себе энергии, умений, навыков, способностей, а самореализация представляет.собой выделение из себя всего этого, аккумулирование накопленного, выработанного самим человеком для демонстрации своего Я. Самореализация рассматривается как основной способ реализации личности. И. А. Идинов выделяет фазы самореализации: актуализация — напряжение — снятие. Фаза актуализации имеет место постольку, поскольку потребность в самореализации выступает одновременно и как цель, а для ее удовлетворения важен интерес, являющийся основным мотивом. Напряжение является следствием мотивации, а осуществление мотива приводит к снятию напряжения. Потом цикл повторяется. Для реализации интереса необходимо наличие свободной воли, которая выступает движущей силой процесса самореализации и осуществляется в конечной фазе. На каждой из фаз, по мнению И. А. Идинова, включается ряд «само-процессов», например: самопознание, самосознание, самоцель, самомодель, самовыбор, самоконтроль, самоанализ. Деятельность личности, в процессе которой удовлетворяются потребности в самореализации, является творческой деятельностью. Удовлетворяя потребности в самореализации, человек формирует и развивает свои потенции.

В более поздних работах описываются различные варианты самореализации. Предполагается либо отрицание возможности самореализации, либо убеждение в том, что самореализация существует всегда. В первом случае влияния макроуровня (социальная система, исторические обстоятельства, природно-географические условия и др.) и микроуровня (судьба, первичная социальная среда, случай и др.) расцениваются как так или иначе контролирующие и направляющие деятельность человека. Во втором случае человек рассматривается как хозяин своей жизни. Он осознает свою ценность и считается с реальностью достижения собственных целей, которые помогают ему возвыситься над обстоятельствами и собой и воплотить свою самость [Исаев А. К., 1993]. ‘

Ранее, в советской общественной системе проблема самореализации игнорировалась. Существовали обязательные, канонизированные формы самореализации личности, в основе которых лежала система идеалов и ценностей, дающая ответы на все духовные и мировоззренческие вопросы. Такая канонизированная, жесткая форма самореализации избавляла от тревоги в ходе поиска своего места в жизни и обеспечивала иллюзорную защищенность.

Изменения в обществе повлекли за собой совершенно иной социальный запрос — на принятие человеком самостоятельных, индивидуально выверенных решений. Все это создало условия для подлинной самореализации, основным признаком которой является альтернативность, возможность выбора [Исаев А. К., 1993].

Многие исследователи отмечают, что сложности самореализации связаны прежде всего с феноменальностью человеческого существования. Так, невозможно исчерпывающее самопланирование, а также создание условий для позитивной направленности проявлений спонтанной активности человека.

Г. К. Чернявская в докторской диссертации по социальной философии выделяет цепочку «самопознание — самосознание — самомодель — самосовершенствование — саморегуляция». Она ставит проблему самореализации личности с позиций нравственных принципов индивида, трактуя самореализацию как единство самоутверждения и самоотрицания.

При исследовании вопросов самообразования и самовоспитания Г. К. Чернявская исходит из понимания последних как явлений самодеятельности и социальной активности личности. В качестве необходимых элементов самообразования и самовоспитания она рассматривает самодисциплину и самоконтроль и ставит вопрос о самореализации и самоограничении личности в свете их диалектического единства и противоположности.

Попытка систематизировать категории, характеризующие «самость» личности, состоит в разделении их на три блока, условно названных: когнитив-

ный, поведенческий и регулятивный.

В первый блок включены понятия, отвечающие на сформулированный И. Кантом вопрос «что я могу знать?»: самоощущение, самонаблюдение, самопознание, самооценка и самомодель. Ко второму блоку, отвечающему на кантовский вопрос «что я должен делать?», отнесены самоподготовка, самообразование, самовоспитание, саморазвитие. Эти понятия скорее относятся к регулятивному блоку, поскольку отражают средства регуляции процесса самореализации. Так, например, исследуя самовоспитание, чаще всего применяют такие понятия, как: самовнушение, самонаказание, самоприказ, самоуговаривание, самопоощрение, самоутешение и т. д. Третий выделяемый Г. К. Чернявской блок связан с вопросом Канта «на что я могу надеяться?». Этот блок формируется на основе первых двух блоков личности, но в то же время оказывает регулирующее действие на эти блоки. К третьему блоку относятся самоконтроль, саморегуляция и самодисциплина. Ведущая роль отводится самодисциплине, которая способствует стабильности выполнения предписаний и постоянному контролю выполнения жизненных планов и программ. Вошедшие в блоки понятия не только взаимосвязаны, но и взаимопроникают друг в друга. Самомодель, выступая концентрированным результатом самопознания собственного Я, позволяет сравнить степень соответствия своих реальных действий идеалам, принципам, желаниям.

«Под самореализацией… понимается практическое осуществление человеком его задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для самого себя, коллектива и общества в целом… самореализация… продолжается всю… жизнь, но в ней можно выделить ряд конкретных актов — «пиков» глубоко индивидуального процесса самореализации…» [Чернявская Г. К., 1994, с. 31].

Наиболее сложной проблемой является сочетание внутренних стимулов и внешних условий саморазвития. С одной стороны, далеко не всегда даже наличие идеальных условий соответствует развитию человека. С другой — развитие человека может происходить в самых экстремальных, неблагоприятных внешних условиях.

Самореализация пронизывает всю деятельность человека и, прежде всего, рассматривается в ракурсе человека созидающего, человека-творца. Самореализация, самоосуществление личности предполагает реализацию человеком своих потенций: способностей, умений, навыков и др.

Феномен самореализации имеет явно выраженный сложный междисциплинарный характер. Он представляет интерес как для педагогов, социологов, философов, социальных работников, медиков, так и для представителей других, не менее важных наук о человеке. Тем не менее несомненно, что проблема самореализации личности имеет прежде всего психологическую природу, и многие особенности и закономерности самореализации личности могут быть выявлены посредством психологической науки с привлечением междисциплинарных знаний.

Самореализация как междисциплинарный феномен не может исследо-ваться без использования научного знания, полученного не только в смежных, но и, на первый взгляд, в далеко стоящих друг от друга фундаментальных математических, физико-математических, естественных и других науках.

Так, рассматривая самореализацию личности как процесс и как результат, следует отдавать себе отчет в том, что мы имеем дело со сверхсложной системой — личностью, которая взаимодействует с другими людьми, социумом. Для описания объекта не только требуется привлечение знаний, полученных в теориях систем, необходимо уметь описывать динамику развития этих систем, их организацию и управление ими. Говоря о самореализации, целесообразно вести речь о самопроектировании, самоуправлении, самоорганизации. Если самопроектирование и самоуправление целесообразно рассматривать используя теорию распознавания образов и кибернетику, то самоорганизация относится к проблеме синергетики.

Синергетика— это дисциплина, которая находится на стыке ряда наук (физики, химии, биологии и т. д.). Синергетика является междисциплинарным направлением научных исследований, возникшим в 70-е годы XX века. Ее основная задача— познание общих закономерностей и принципов процессов самоорганизации различной природы. «В рамках синергетики изучается такое совместное действие отдельных частей какой-либо неупорядоченной системы, в результате которого происходит самоорганизация — возникают макроскопические, пространственные, временные или пространственно-временные структуры, причем рассматриваются как детерминированные, так и стохастические процессы» [Хакен Г., 1980, с. 4].

Термин «синергетика» ввел Г. Хакен (Штутгартский университет, ФРГ). Он происходит от греческого- «synergeia» — совместное или кооперативное действие. Другими словами, рассматривается процесс самоорганизации, происходящий в системах, состоящих из большого числа объектов, и определяющийся совокупным кооперативным действием. Эффект самореализации заключается в самопроизвольном, спонтанном образовании упорядоченных структур в неупорядоченных стохастических системах; самоорганизующаяся система способна изменять внутреннюю структуру и способы поведения. «…Процесс самоорганизации представляет собой автоматический процесс, при котором выживают комбинации, выгодные с точки зрения адаптации» [Хакен Г., 1980, с. ‘5].

Г. Хакен отмечает, что кибернетика играет важную роль в изучении общих принципов самоорганизации и предоставляет метод конструирования различных типов самоорганизующихся систем управления, обмена и переработки информации. Однако кибернетика не исследует физические процессы, происходящие в ходе самоорганизации таких сложных систем, так как не учитывает природу процессов самоорганизации. Синергетика описывает класс систем и процессы, подпадающие под феномен самореализации. Синергетика исследует принципы эволюции сложных, открытых, динамичных систем. Соответственно и феномен самореализации должен рассматриваться в свете синергетической парадигмы.

С точки зрения синергетики самоосуществление личности, включающее в себя процесс самоорганизации, невозможно без упорядоченности, не предполагающей воздействие извне. Вступает в силу фактор эволюции системы, связанный с антиэнтропийным характером, обусловленным накоплением структурной информации, которая способствует устойчивому развитию личности, продуктивной самореализации в ходе жизнедеятельности.

Результаты, полученные в науках физико-биолого-кибернетического направления, позволяют разрабатывать важные методологические положения. Рассматривая самоорганизацию как общенаучную проблему, В. Г. Пушкин отмечает следующие условия самоорганизации: наличие подходящего окружения, которое проистекает из необходимости взаимодействия системы со средой, втягивание в синхронизм, образование единого ритма работы, многочисленных и разрозненных до этого элементов системы (Н. Винер). Важным условием самоорганизации также является достижение порядка через флуктуацию. Это проявляется в том, что при определенных условиях возможно спонтанное образование и самоподдержание структур [Пушкин В. Г., 1987]. При этом действует закон комплементарности— важнейший закон саморазвития.

Все это позволяет сделать возможным понимание сложных объектов психологической природы, к которым относится феномен самореализации. Личность является сложной самоорганизующейся системой, которой нельзя навязать пути ее развития. Необходимо понять, как способствовать ее собственным тенденциям развития. Синергетика позволяет рассмотреть категории случая и выбора в виде возможности саморазвития.

Е. Н. Князева и С. П. Курдюмов, обращаясь к синергетике как новому ми-ровидению, отмечают, что «для сложных систем существует несколько альтернативных путей развития. Хотя путей эволюции целей развития много, но с выбором пути в точках ветвления (точках бифурикации), т. е. на определенных этапах эволюции, проявляет себя некоторая предрасположенность, преддетерминированность развертывания процессов. Настоящее состояние системы определяется не только ее прошлым, ее историей, но и строится, формируется из будущего, в соответствии с грядущим порядком. Что касается человека, то именно явные осознанные и скрытые подсознательные установки определяют его поведение сегодня» [Князева Е. Н., Курдюмов С. П., 1992, с. 3].

Развитие — самоорганизующийся процесс. Самодвижение обусловлено процессом жизнедеятельности, самодетерминации субъекта, расширением спектра возникающих противоречий на жизненном пути.

Говоря о самоорганизации жизненного пути личности, В. И. Краснопёрое сосредоточивает внимание «на биографии и выявлении в ней самоорганизации как специфического механизма саморазвертывания жизненного пути личности». Конституирование биографии обусловлено всеми способами существования Я на протяжении жизненного пути индивида. «Самоорганизация… выступает способом саморазвертывания и самореализации меры совершенствования личности. Предопределение есть одна из форм самоорганизации, а сам жизненный путь является самоорганизующейся системой, в которой роль самоорганизующихся центров играют судьбоносные черты. Специфика этой системы в том, что центр ее самоорганизации — человек, он, перемещаясь во времени, сохраняет вместе с тем содержание пройденного жизненного пути в виде жизненного опыта, влияющего и на степень самосовершенства личности и выступающего как новый судьбоносный фактор в самореализации личности» [Красноперов В. И., 1987, с. 131].

Взаимодействуя с социальным окружением, человек на своем жизненном пути в процессе самореализации осуществляет как профессиональный выбор, так и выбор профессионального окружения, в наибольшей степени способствующий продуктивности и удовлетворенности; отдавая предпочтение

тем или иным путям своего развития, субъект основывается на более удачном опыте применения своих способностей в своих личных устремлениях. Самореализация включает в себя самопроектирование, т. е. представление о том, каким человек хочет видеть себя в ближайшем и отдаленном будущем. Посредством самоорганизации и самоуправления субъект осуществляет достижение поставленных целей, саморазвертывание своего жизненного пути. Самореализация тогда приобретает продуктивный характер, когда она направлена на развитие личности и использует адекватные субъективные стратегии [КоростылеваЛ.А, 1996 а, б; 1997а; 2000а].

Поскольку проблема самореализации в целом имеет комплексный, междисциплинарный характер, целесообразно остановиться на особенностях использования понятия «самореализация» в таких науках, как педагогика, социология, философия, которые оказали влияние на теоретико-методологические предпосылки становления проблемы самореализации личности в психологии.

В педагогических науках наиболее близкими понятиями к «самореализации» являются «самосовершенствование» и «самовоспитание». Причем термин «самосовершенствование» используется в основном применительно к взрослым людям: педагогам, воспитателям, родителям, а «самовоспитание» — по отношению к подросткам, в плане формирования личности.

Долгое время проблема самосовершенствования педагога не исследовалась, так как в силу существовавшего стереотипа предпочитали видеть педагога непогрешимым и не сомневаться в его совершенстве. В рамках тоталитарной системы применительно к педагогу самосовершенствование подменялось повышением квалификации, что нередко носило формальный, схоластический характер.

Термин «самовоспитание» постоянно присутствовал в трудах наиболее прогрессивных педагогов,. им пользовался еще К. Д. Ушинский.

А. С. Макаренко помимо этого понятия использовал термин «самоуправление», что и пытался осуществить на практике. Однако последний термин обрел иной, более социальный смысл, поскольку включал в себя самоуправление группой самими воспитанниками. Макаренко в близком контексте употребляет термин «самостоятельность», понимая под ним ответственность за свои решения и свое поведение. В таком применении в опубликованных педагогических трудах и в практическом использовании в созданных и руководимых им колониях «самостоятельность» включает в себя осуществление выбора самим воспитанником и претворение его в жизнь.

Современные педагоги-новаторы наряду с данными понятиями используют также термин «самодеятельность». Если раньше ему был присущ прежде всего досуговый аспект, включающий в себя элементы досугового творчества, то в последнее время он наполняется все более «творческим смыслом». В последние годы в педагогических исследованиях начал использоваться термин «самореализация» по отношению к педагогам. Чаще всего он употребляется в связи с удовлетворенностью (точнее — неудовлетворенностью самореализацией в основном из-за ухудшившихся социальных условий).

Однако в условиях происходящих инноваций в сфере образования, в первую очередь при попытках гуманизации, усиливается интерес к психологическим знаниям, к личности педагога и учащегося. Понятие самореализации и близкие к нему понятия становятся все более персонифицированными. Сказывается также влияние таких направлений в педагогической деятельности, как педагогика сотрудничества, педагогика сотворчества. Признание за декларируемым ранее индивидуальным подходом к учащимся необходимого интереса к личности учащегося со стороны педагога и к своей собственной личности вносит новый смысл в педагогическую деятельность.

В социально-политической литературе термин «самореализация» наряду с термином «самоутверждение» начинает применяться более или менее широко в 1970-е годы, хотя эпизодически он использовался и ранее. Так, в социологических статьях существовали обращения к этому термину в связи с «обликом строителя коммунизма» и акцент ставился прежде всего на «активности строителя коммунизма». Несколько позднее термин «самореализация» употреблялся применительно к профессиональной самореализации, в социальных исследованиях склонности молодежи к обретению той или иной профессии. В конце 1980-х — начале 1990-х годов социальный аспект понятия самореализации был задействован в исследовании безработных — клиентов службы занятости. При этом отмечалось, что в результате анализа данных анкетирования выявлена направленность на самореализацию (в контексте профессиональной самореализации) только у молодых мужчин. Таким образом, содержание понятия «самореализация» явно сужалось и «приземлялось».

В это же время термин «самореализация» стал использоваться в политических науках, в связи с частными вопросами. Однако здесь он в первую очередь применялся как синоним «успешности». Вероятно, это объяснялось сложностью использования понятий «успешности» и «эффективности» относительно политической деятельности в силу возникающего при этом ощущения пристрастности исследователя, снижающего объективность исследования.

Современное направление социологии — социальная кибернетика — позволяет вместе с применением синергетики исследовать проблемы самореализации личности в социологическом аспекте, сквозь призму общественных и личностных отношений, с точки зрения управления обществом, общественного человека.

Весьма плодотворным для раскрытия содержания проблемы самореализации личности мог бы стать ряд идей относительно устройства общества и закономерностей взаимодействия человека и общества, высказанных с позиций социологии. Так, например, Р. Миллс рассматривал социологическое воображение и мышление как возможность наведения мостов между индивидуальной жизнью и обществом, другими словами, как перевод личных проблем на уровень общественных, а также общественных на язык, понятный всем. По мнению Э. Дюркгейма, общество может быть представлено в виде устойчивой, равновесной модели, основу которой составляют общие ценности. Б. К. Малиновский представляет общество как социальную систему, состоящую из компонентов, связанных с возможностью удовлетворения основных потребностей людей. Р. Мертон выделяет функции, используемые в различных смыслах. Из них он отмечает профессиональные, ролевые, моти-вационные.

Представляет интерес концепция «жизненного мира» А. Шутца. В работах социологов также встречается другое ее название — «социология повседневности». (Эту концепцию поддерживают такие наиболее цитируемые в настоящее время социологи, как В. Томас и Ю. Хаберман.) Социальная категория жизненного мира восходит к феноменологической парадигме, сущность которой в том, что люди классифицируют и осмысливают окружающий мир определенными способами, базирующимися на типизированных структурах знания, способствующих решению проблем в обыденной жизни. В такой «рациональный» набор средств входят стереотипы и привычки. Определенный стимул их актуализирует, и включается цепочка когнитивных ассоциаций. Реализуются определенный сценарий и схема действия [Schutz А., 1962].

Сказанное выше свидетельствует о многообразии взглядов и позиций социологов. Все это может явиться предпосылками постановки проблемы самореализации личности в социальном аспекте.

Итак, проблема самореализации занимает важное место в системе наук о человеке. В силу ее актуальности и значимости в поисках ответа на вопрос о раскрытии человеческого потенциала к ней обращаются представители разных наук. В связи со сложившейся ситуацией спонтанного ввода в научный оборот понятия «самореализация», что свидетельствует об актуализации потребности в его использовании, возникает необходимость обоснования и всестороннего научного толкования термина в целях его корректного применения. Очевидно, что проблема самореализации должна рассматриваться в системе наук о человеке. Эта проблема носит комплексный, междисциплинарный характер. Она отличается многоаспектностью, наукоемкостью и мар-гинальностью. Вместе с тем проблема самореализации личности, бывшая ранее прерогативой философского исследования, в своей сущности является современной, сверхсложной психологической проблемой. Постановка проблемы самореализации как предмета психологического исследования [Ко-ростылева Л. А., 1994а, б; 19966; 19976, в] дает возможность выявить новые подходы к ее раскрытию.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
2.3. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ КАК СУБЪЕКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.2. ЧЕЛОВЕК И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СРЕДА: ВОЗМОЖНОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
Гордеева Елена Геннадьевна ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
2. ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ: МОДЕЛИ И СТРАТЕГИИ
5. ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В БРАЧНО- СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ
2.2. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ В ДИАГНОСТИКЕ И ИЗМЕНЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА (ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИИ, СОЦИОЛОГИИ, МЕДИЦИНЫ И ДРУГИХ НАУК)
3. О ЧЕЛОВЕКЕ: ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
10.3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМАХ «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА», «ЧЕЛОВЕК-ЗНАК», «ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
Самореализация как способ самопребывания человека
1.5. Место психологии труда в системе наук. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия
Добавить комментарий