Пробуждение Кундалини

Проявлення зтого вида духовно-психических кризисов напоминает те описання пробуждения Кундалини, или Змеиной силы, которые встречаются в индийской литературе. Согласно последователям йоги, Кундалини — зто порождающая космическая знергия, по при роде своей женская, которой космос обязан своим творением. В спящем виде она пребывает в оснований позвоночника человека в его тонком, или знергетическом, теле, которое является неким полем, пронизывающим, наполняющим и даже окружающим тело физическое. Зта скрытая знергия может быть пробуждена медитацией, особыми упражнениями, воздейсгвием совершенного духовного учителя (гурУ) или какими-либо иными неведомыми причинами.

Пробужденная Кундалини, называемая шакги, поднимается по нади, токам или нитям тонкого тела. Поднимаясь, она вычищает все травматические отпечатки и распускает узлы психической знергии, называемые чакрами. Такое движение, хоть и высоко ценимое и считающееся благотворним в ЙОГИЧЄСКОЙ традиции, не лишено опасносги и требует опытного водительсгва гуру, чья Кундалини полносгью пробуждена и уже приобрела усгойчивосгь. Самыми волнующими знаками пробуждения Кундалини являются физические и психологические проявлення, називаєм ые крий я.

Крийя включают в себя сильные ощущения знергии и тепла, сгруящихся вверх по позвоночнику, которые могут быть связаны с напряженной дрожью, судорогами и скручивающими движениями. Мощнейшие волны, на посгоронний взгляд, ничем не побуждаемых чувсгв, таких, как тревога, страх, печаль, радосгь и иссгупленный восгорг, могут всплывать на поверхносгь и временами заполонять психику. Зто может сопровождаться видениями сияющего света или разнообразных архегипических сущесгв и множеством внутренне воспринимаемых звуков. У многих вовлеченных в зто собьггие людей происходят также и мощные переживання прошлыхжизней. Дополняют картину види непроизвольного и зачастую неуправляемого поведения: говорение на неизвесгных языках, пение неведомых песен или священних призиваний (маитр), принятие йогических поз (асан) и жесгов (мудр) или произнесение и исполнение множесгва звуков и движений, характерних для животных.

К.Г. Юнг и его сотрудники посвятили зтому феномену ряд особых семинаров рипд, 1996), причем воззрения Юнга на Кундалини оказались из всей его работы, наверное, самим его замечательным заблуждением. Он сделал вывод, что пробуждение Кундалини является феноменом, присущим исключительно Восгоку, и предсказал, что потребуется по крайней мере тисяча лет, перед тем как зта знергия сможет прийти в движение на Западе, как плод развития глубинной психологии. Но за последние десятилетия несомненные признаки пробуждения Кундалини наблюдались у тисяч представителей Запада. И заслуга в привлечении внимания к зтому феномену принадпежит калифорнийскому психиатру и офтальмологу Ли Саннелле, в одиночку изучившему около тысячи таких случаев и подытожившему свои открытия в книге «Переживание Кундалини: психоз или превосхождение»

(БаппеІІа, 1987).

Состояния сознания, соединяющего с божественним («вершинные переживання»)

Американский психолог Абрахам Маслоу обследовал несколько сот людей, у которых происходили мисгические переживання единения с божественным, и придумал для таких состояний термин вершинные переживання (Мазіом, 1964). По отношению к западной психиатрии он высказывал очень резкие критические замечания за ее склонность смешивать такие состояния с душевными заболеваниями. Согласно его представленням, их следует рассматривать не как ненормальные явлення, а, скорее, как сверхнормальные. Ведь зти состояния, если не препятствовать им и позволить протекать своим чередом, зачасгую ведут к улучшению качества жизни, к «исполнению себя», то єсть к способности «сбыться», более полно выразить свои творческие возможности и прожить более стоящую и плодотворную жизнь.

Психиатр и исследователь сознания Уолтер Панке выработал список характерних черт ТИПИЧНОГО вершинного переживання, основывающийся на работе А Маслоу и У.Т.

Стейс. Для описання зтих состояний ума он использовал следующие критерии (РаЬпке апсі КісЬагсіз, 1966):

Единение (внутреннее и внешнее).

Сильное благодатное чувство.

Превосхождение времени и пространства.

Ощущение святости (чудесности).

Парадоксальная природа.

Обьективность и действительность озарений.

Невыразимость.

Благоприятные последсгвия.

Как показывает зто перечисление, когда с нами случается такое вершинное переживание, у нас возникает чувство преодоления обычного распадения тела и ума и ощущение, что мы достигли состояния полноты и единства. Причем мы превосходим обыденное различение между субьектом и обьектом и переживаем исступленное единение с человечеством, с природой, вселенной и Богом. Все зто связано с чувством радости, блаженства, отрешенности и внутреннего покоя. В такого рода мистическом переживании у нас возникает ощущение, что обыденную действительность, где у пространства три измерения, а время однолинейно, мы оставили, вирвавшись в метафизическое царство превосходящего, к которому уже больше не приложимы подобные категории, притом что в зтом состояний характерные свойства чудесного не обнаруживают ничего общего с религиозными верованиями, которые прежде имелись у индивида, ибо они выражают непосредственное постижение божественной природы действительности.

Обычно описання вершинных переживаний полны парадоксов. Сами переживання описываются «бессодержательными, и все-таки всевмещающими», ибо не имеют в себе никакого конкретного содержания, но в виде возможносги содержат все. У нас возникает ощущение, что одновременно мы все и ничто. И потому, что исчезла наша личная самобытность и наше ограниченное зго, мы чувствуем, что распространились настолько, что бьггие наше превзошло вселенную. И позтому же мы можем внезапно воспринять все формы пустими, а саму пустоту — как обремененную формами. Мы способны достичь состояния, в котором явственно видим, что мир в одно и то же мгновение и сущесгвует, и не сущесгвует.

Вершинное переживание, по всей видимосги, может передать то, что єсть изначальная мудрость и такое постижение вселенских вопросов, которое Упанишады описывают как «познание Того, знание чего дает знание всего». И узнанное нами в миг подобного переживання — невыразимо, ибо словами неописуемо. Поскольку, кажется, что сама природа и структура нашего языка не пригодна для зтой цели. И все же такое переживание производит глубочайшее воздействие на весь строй наших ценностей и стратегию нашего существования.

В общем-то, благодаря благодатной природе и благоприятным возможностям высших переживаний зто такая категория духовных обострений, по поводу которой возникает наименьшее количество затруднений, ибо подобные переживання по своей природе является преходящими и ограниченными в себе. Потому нет никакой причины, почему у них должны быть неблагоприятные последсгвия. И все-таки и из-за низкого уровня нашей культуры, и из-за ложных представлений психиатрического сообщества относительно вопросов духовности множесгво людей, переживших такие состояния, в конце концов оказались в лечебницах, усмиренные транквилизаторами и заклейменные патологическими ярлыками.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПРОБУЖДЕНИЕ.
обновления и пробуждения в природе и осенний диссонанс сил – плодоношения и увядания.
ЗРАЧКОВЫЙ РЕФЛЕКС
КОНФИГУРАЦИЯ «Я В МИРЕ»
ИПСТЕНИКИ
Разновидности духовных обострений
На следующее утро
Как возникает потребность в сне
ПОСЫЛЫ К АГРЕССИИ: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ
НАРУШЕНИЯ СНА (SLEEP DISORDERS)
БИБЛИОТЕРАПИЯ (BIBLIOTHERAPY)
Подготовка к новому дню
ВЫРАЖЕНИЕ УДИВЛЕНИЯ.
Сон или галлюцинация
Совершенствование
Причины, вызывающие духовные обострения
ДЫХАНИЕ И ГОЛОВНОЙ МОЗГ
Остановка развития
БЕЛАЯ ГОРЯЧКА (DELIRIUM TREMENS)
5.1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РОССИЯ РОДИНОЙ ЭРГОНОМИКИ?
Добавить комментарий