О пространстве мира индивидуальности c точки зрения социальной действительности

Человек изначально включен в общество. Он становится носителем какой-либо культуры, так или иначе воспроизводит ее ценности, традиции, нормы. Тем не менее это совсем не значит, что конкретный человек как индивидуальность (даже если речь идет только о личности) может быть сведен к жизни общества или к его культурным ценностям. Конкретный человек имеет ограниченный круг отношений; он вступает во взаимодействия с ограниченным кругом людей и предметов; обнаруживает чувствительность и избирательность к ограниченному кругу событий; включается в ограниченный круг деятельностей; лишь в некоторых из них способен достичь (чaщe ограниченного) успеха.

Своеобразие мира индивидуальности в том и состоит, что он включает в себя лишь какой-то фрагмент (фрагменты) отношений, установившихся в обществе и закрепленных в его культуре. Принципиальная же неполнота и частичность мира индивидуальности по сравнению с социальной действительностью в целом приводит к необходимости различения способов их организации и существования.

Мир индивидуальности есть особый фрагмент социальной действительности. Он не может быть сведен к тем или иным видам общественных отношений или к различным по количеству и составу группам. Это мир, который структурируется отдельным человеком и вокруг человека. При структурировании этого мира его существование как фрагмента социальной действительности принимается человеком как данность, но не обязательно как необходимость. Приобщаясь к тем или иным общественным отношениям, включаясь в социальные группы, вступая в общение с какими-то людьми, возводя свой дом и приобретая вещи, работая и развлекаясь, человек строит свою собственную жизнь и создает свой собственный мир.

Конкретный человек стоит в центре своего мира. Поэтому законы образования последнего обусловливаются не только тем, что он есть фрагмент социальной действительности, но и тем, что по отношению к своему миру индивидуальность принимает на себя системообразующие функции. Данный мир одновременно есть и фрагмент социальной действительности, и сфера жизнедеятельности индивидуальности.

Он (мир) складывается как из других субъектов, так и объектов.

В силу этих обстоятельств мир индивидуальности не может быть обусловлен каким-либо одним источником детерминации, будь он внешний или внутренний. Напротив, метаиндивидуальный мир попадает под двойную детерминацию; внутренние (ИИ) и внешние (социальная действительность) источники детерминации обусловливают его своеобразие.

Таким образом, мы имеем три различающихся ряда явлений: собственно социальную действительность, ее отдельные фрагменты как мир индивидуальности, ИИ как «организатора» этого мира и самого главного его участника.

Легко заметить, что из этой триады может быть вычленено несколько разных предметов исследования, поскольку в мире индивидуальности акцент может делаться и на том, что этот мир есть фрагмент социальной действительности, и на том, что этот мир принадлежит именно ИИ. В первом случае в поле зрения попадают все три члена триады, а ее своеобразным центром становится метаиндивидуальный мир в своих объектных (отчужденных от ИИ) формах существования. Он обусловлен социальной действительностью и ИИ, но не сводится к ним.

Во втором случае принимается во внимание мир индивидуальности только как фрагмент социальной действительности. Его обусловленность общественным бытием лишь подразумевается. Однако предметом специального исследования становятся взаимодействия ИИ со своим же миром и их взаимообусловленность.

Если принять за точку отсчета социальную действительность, предметом настоящего исследования выступает мир индивидуальности. Мир выступает одним из источников детерминации, способов существования и форм активности индивидуальности. Индивидуальность же выступает как ИИ и, стало быть, как источник детерминации процессов и событий, происходящих в мире. При этом проблема взаимодействий и взаимообусловленности ИИ и ее мира является центральной в исследовании метаиндивидуального мира.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПЕРВИЧНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СООТНОСИТЕЛЬНОЙ НОРМЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ МОТИВАЦИИ
4.2.2. «Пространства» социальной действительности
4.2.1. Интерактивный подход к взаимоотношениям интегральной индивидуальности с социальной действительностью
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛОГОТЕОРИИ
Тик с точки зрения психоанализа
6.2.2. МОТИВАЦИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРИНЦИПА РАВНОВЕСИЯ
ПЕРСПЕКТИВЫ СУЖДЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПАРТНЕРОВ ПО ДЕЙСТВИЮ
В. А. Якунин ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Молодова Е.А. ПСИХОДИАГНОСТИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ НЕНАСИЛИЯ
11.2. ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА МАШИН С ЭРГОНОМИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОЕКТИРОВЩИКА
2.11.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «СИЛОВОЙ ТОЧКИ ПРОСТРАНСТВА»
Добавить комментарий