ПРОЦЕССЫ СРАВНЕНИЯ И ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТОВ

Процессы сравнения и оценки предметов, явлений и принятие решений начинаются очень рано — у грудного малыша на втором полугодии жизни.

Годовалый малыш уже вооружен двумя составляющими механизма творчества — энергопотенциалом и чувствами. Он начинает не только познавать, но и, сравнивая предметы, процессы и явления, оценивать и выражать свое отношение к окружению.

До этого времени у малыша доминировали эмоции. Они проявлялись в форме страха, гнева, удовольствия и радости. Немного позднее, в 8—9 месяцев от рождения на фоне эмоций зарождаются чувства. Чувство симпатии, избирательная благосклонность, доброжелательность, сочувствие (не ко всем людям), свидетельствуют о работе механизма чувств — ребенок оценивает взаимодействие с взрослыми и предметами вокруг себя, в частности, с игрушками.

Чувства рождаются. Каждый раз рождаются, когда человек встречается с новым, неизвестным, непривычным. Как рождаются? Между человеком и предметом (человеком, животным, игрушкой) устанавливается контакт — и возникает канал связи. По каналу что-то должно двигаться. А движется этим каналом энергия и информация или, другими словами, информационно-энергетический потенциал.

Энергия прибывает — человеку приятно, он тянется к ее целебному источнику; энергия «уходит» — ему становится страшно, неприятно, болезненно, поэтому он старается избежать таких отношений, чтобы сберечь свою энергию, сберечь свое приятное состояние.

Чувство — психическое состояние и процессы, в которых отражено: 1) все, что окружает человека; 2) его субъективное переживания событий и отношение к ним; 3) сравнения и оценка: предметов, явлений, событий, людей и самош себя в том числе.

Удовлетворение и неудовлетворение, напряжение и разрядка, возбуждение и успокоение — крайние точки шкалы силы чувств.

Неудовлетворение, напряжение и возбуждение — психические состояния, связанные с затратой или сжиганием энергии внутри человека. А удовлетворение, разрядка и успокоение — с процессами получения энергии или информации извне. Поэтому человек, опираясь на продукты работы своих чувств — результаты сравнения и оценки, стремится к тем источникам, которые питают его энергией, и, наоборот, избегает внутреннего дискомфорта, сжигания энергии.

Исходя из этого, довольно легко выяснить загадочные парадоксы: почему один человек любит определенные вещи, а другие — к ним безразличны; почему кто-то кого-то ненавидит, а другого любит; почему о вкусах не спорят и т.п.

Отношения человека к миру зависят от факторов: 1) состояния развития чувств — способности находить в хаосе источников энергию и информацию, которые питают человека; 2) состояния гармоничности предметов, от чего зависит насыщенность энергией чувств; 3) чувства его ведут туда, где он может пережить радость и удовольствие бт напряжения, возбуждения и периодического неудовлетворения.

Малыш, переживая свое отношение к предметам, сравнивает и оценивает их. И на основании этого выбирает стратегию поведения: нравится, не нравится, действовать так, или иначе и т.п.

Впоследствии — в подростковом возрасте — чувства помогут тонко дифференцировать, сравнения и оценивать мир в широких пределах: 1) известное-неизвестное; 2) моральное-аморальное; 3) гармония-дисгармония. В юности эти сравнения и оценки чувствами приобретают не только познавательное, но и действенное, преобразующее отношение, направленное на гармонизацию окружения.

Чувства рождаются движением информационно-энергетического потенциала, а результат этого движения — переживание предметов и явлений вне нас. Значит, чувство — это переживание сравнений и оценок того, что было отражено. Оценка дихотомически разделяет предмет, процесс, явление или мир на две части: позитивную и негативную.

Впоследствии чувства будут дифференцироваться:

1) познавательные: они — сравнивают, оценивают и регулируют предметные отношения известного и неизвестного в широком диапазоне;

2) моральные, которые разделяют среду, действия и поступки людей на две части — моральное и аморальное или добро или зло;

3) эстетические — чувства разделяют мир так же на две части и оценивают их в диапазоне — гармоничное-дисгармоничное, или дают им интегрированную оценку, свое отношение к тому, что вне человека.

Впоследствии будет расширяться круг сравнений и оценок предметов, их глубина, точность и на этом основании определяется целесообразность действий и деятельности человека.

Отличия чувств у людей по силе и направленности обусловлены, с одной стороны, самими предметами и явлениями, среди которых человек живет, и с другой стороны — перманентными состояниями человека, в которых он пребывает.

С чем же сравнивают и с чем оценивают предметы и явления наши чувства?

Они сравниваются с мерками собственного состояния человека.

Он переживает чувство, которое есть критерием общей меры его состояния и предмета. Состояния родственные, подобные, похожие его состоянию — человек переживает положительные чувства. Родственность состояний человека и предмета их сближает, объединяет, делает их неразличимыми. Они друг другу уподобляются. Человек в состоянии дисгармонии восторгается живописным хаосом. И наоборот: живописный хаос у творческого человека вызывает чувства низменного и безобразного.

Перманентных состояний, как известно, пять. Исходя из этого, легко определить условия зарождения чувств, пользуясь критерием подобия мер состояний человека и предмета:

1) гармония в состоянии зарождения — начальное состояние того, что способно к развитию;

2) гармония, которая развивается — все явления в состоянии становления и развития;

3) совершенная гармония — вершина развития — шедевры ноосферы;

4) гармония в состоянии разрушения — безобразное, низкое, и т.п.;

5) разрушенная гармония человека — извращенное, деструктивное, морально неполноценное, лишенное природного вида, хаотичное и т.п.

Целостность, упорядоченность и согласованность совершенно здорового тела, отвечает понятию «гармония». Человек в этом состоянии будет переживать положительные чувства при встрече с подобными, имеющими с ним общую меру состояниями, предметами и явлениями.

В оптимальном состоянии человека его чувства четко сравнивают и различают в предметах и явлениях: а) известное и неизвестное, б) моральное и аморальное, в) гармоничное (красоту) и дисгармоничное. Они направляют его действия на преобразование неизвестного и дисгармоничного в известное и гармоничное, наделяют предвидением и предупреждают возникновение аморальных действий. И благодаря этому человек направлен на творчество.

У человека, сосредоточенного только на переживаниях известного, морального, приятного и красивого преобладают чувства пассивного потребителя или эрудита. Он все противоположное игнорирует, делает вид, что оно просто не существует, а если с ним и сталкивается, то старается избегать. Человек, у которого наблюдаются отклонения от гармоничного состояния, в контакте с дисгармоничными предметами (неупорядоченность, несогласованность, диспропорция и т. п.), будет переживать, как это не парадоксально, положительные чувства, наслаждаться дисгармонией.

Если мера дисгармоничного предмета подобна мере состояния человека, то он получает от контакта с ним удовольствие, наслаждается его красотой. Он в этом случае облагораживает зло и дисгармонию всюду, где она ему встречается.

Нарушенная гармония становится структурным элементом влечений и установок человека, что и порождает в нем склонность к разрушению или уничтожению гармоничного. Они разрушают все: произведения искусства, архитектуры и чудесных творений гениев человечества. Вспомните Герострата, который сжег чудо мира — храм Артемиды — совершеннейшую рукотворную гармонию. Такой человек склонен и к негативным психическим состояниям, например, панике, эйфории, массовому психозу и т.п.

У людей с разрушенным механизмом чувства красоты м гармонии преобладают внешние влияния, независимо от их модальности, а уничтожение всего, построенною на принципе гармонии, делается ими ради одного — самосохранения неприкосновенным собственного Я. Он — исполнитель и ему довольно далеко до открытий и изобретений.

Чувства связанны с эмоциями и инстинктами, однако отождествлять их нельзя. Чувства по способу протекания, по силе переживаний и психической напряженности подразделяются на 1) настроения, 2) страсти, 3) аффекты и 4) катарсис.

По скромным подсчетам в нашем языке имеется более 6 тысяч слов, которыми названы чувства! Все чувства регулируют наши действия и поступки:

— осознано или вне сознания,

— выполняют функцию координаторов нашей деятельности;

— несут нам информацию и энергию о нашем внешнем окружении и нашем состоянии.

Поэтому чувства не только регуляторы действий и поступков, но и выполняют функции прогноза успешности действий и деятельности. А развитие чувств (познавательных, моральных и эстетических) является компонентом гуманного воспитания.

Следовательно, чувства, в зависимости от уровня их развития, усиливают или уменьшают энергию способностей человека к действию, способствуют или ограничивают его творческий потенциал.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ОБРАЗ ПРЕДМЕТА И ПРОЦЕСС ЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИЗАЦИИ
ОЦЕНКА НЕОСОЗНАВАЕМЫХ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАК ПРОЦЕСС.
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ОППОНЕНТНОГО ПРОЦЕССА.
ИВУШКИНА Н.Ю. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
МЕТОДИКА «ВЕСЕЛЫЙ - ГРУСТНЫЙ» ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДСТОЯЩЕМУ ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
СОЦИАЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ
1. Проблема предмета и метода психологии труда. Этический парадокс предмета психологии труда
1.1. Проблема предмета и метода психологии труда. Этический "парадокс" предмета психологии труда
СОЦИАЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ
МЕНТАЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ.
СРАВНЕНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНИВАНИЯ.
3.3.3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СРАВНЕНИЯ
Непараметрические методы сравнения выборок.
1.8.2. СРАВНЕНИЕ СХОДНЫХ ГРУПП
Добавить комментарий