ПРОЯВЛЕНИЕ СТРАХА.

Мы можем четко проследить проявление страха на всех трех лицевых зонах. Брови приподняты и сведены; глаза расширены, нижнее веко напряжено; уголки губ опущены вниз. Что происходит с бровями при страхе.

Брови приподняты и выпрямлены.

На Рисунке 12 показаны брови при страхе (В) и брови при удивлении (А). Заметьте, что при страхе брови приподняты (1), как и при удивлении, но к тому же они сведены так, что внутренние уголки брови (2) ближе при страхе, чем при удивлении. При страхе сведённые брови более выпрямлены с внешней стороны, нежели при удивлении.

Также брови страха обычно сопровождаются горизонтальными морщинками на лбу (3); но не всегда проходят через весь лоб, как при удивлении (4).

Хоть брови страха обычно сопровождаются соответственным выражением глаз и рта, они могут проявиться и на спокойном лице. При этом лицо выражает признаки страха. На рисунке 13В выражение лица Джона составлено из бровей страха и спокойного лица. Фигура 13A показывает, для сравнения, целиком нейтральное выражение Джона. Когда брови переходят в позиции опасения, как на рисунке 13B, суть выражения — тревога, легкое опасение, или сдержанный страх.

На рисунке 13 снова видно, что изменение единственной области на лице меняет его общий вид. Очевидно, что волнение присутствует в глазах Джона и немного в очертании рта. Но эта фотография составлена из фотографии спокойного лица слева и бровей страха. Если закрыть рукой брови или лоб на обеих снимках, то сходство глаз и рта будет очевидно.

страх в глазах

Во время страха глаза открыты и напряжены, поднимается верхнее веко и напрягается нижнее. На рисунке 14 глаза страха (A), нейтральные глаза (B) и глаза удивления (C). Обратите внимание, что в глазах страха и удивления верхнее веко поднимается, открывая белок над радужной оболочкой (1). Эта особенность общая для страха и удивления, однако нижнее веко напрягается только при страхе (2), а расслабляется при удивлении. Нижнее веко при страхе может быть напряжено и приподнято настолько, чтобы прикрывать часть радужки (3).

Обычно глаза страха сопровождаются соответственным поведением лба и рта, но иногда остальное лицо расслаблено. В этом случае это будет скоротечное выражение, при котором в глазах на мгновение будет появление страха. Если это случается, то это обычно подлинное выражение страха, но страх является или небольшим или управляемым.

Рот открывается в страхе, но губы напряжены и могут быть сильно растянуты. На рисунке 15 Патрисия показывает два вида рта страха (A и B) и для сравнения рот при удивлении (C) и спокойствии (D). Рот при испуге на Рисунке 15А похож на рот при удивлении (15С), но есть важное отличие — губы не расслаблены, как при удивлении; есть напряжение верхней губы и уголки губ начинают отводиться назад. Есть еще один вариант рта при испуге (15В), губы вытянуты и напряжены, уголки губ отведены назад.

И хотя рот при испуге обычно сопровождается глазами и бровями испуга, все они могут проявляться по отдельности, тогда их значение будет разным. На Рисунке 16 у Патриции рот при испуге открыт больше, все остальное лицо нейтральное (справа), и для сравнения слева дается ее нейтральное лицо, где рот показывает удивление.

Лицо справа выражает беспокойство или опасение; это мгновенное чувство в самом начале страха. И наоборот, лицевое выражение слева, которое обсуждалось в предыдущей главе, показывает ошеломленное лицо, которое может появиться, если человек на самом деле ошарашен или притворяется таковым. Более растянутый рот при испуге может быть без вовлечения остальной части лица, но когда это происходит, обычно это мгновенное, быстрое выражение, когда губы вытягиваются назад и возвращаются в прежнее положение. На Рисунке 17 показан вытянутый рот при испуге, когда остальная часть лица нейтральна, для сравнения дается полностью нейтральное лицо Джона. Если это выражение появляется и исчезает быстро на лице, оно может означать, что Джон на самом деле напуган, но старается этого не показать; или Джон ожидает пугающий или болезненный опыт; или Джон не испытывает страха, но ссылается или упоминает какое-то пугающее или вызывающее боль событие. Пример последнего знакового выражения страха — человек, который описывает недавнюю аварию, быстро вытягивая рот, когда ссылается на пережитый страх или боль.

От легкого испуга до сильного страха.

Страх имеет различную интенсивность от легкого беспокойства до ужаса, и на лице отображаются эти нюансы. Интенсивность показывается в глазах, увеличивается подъем верхнего века и напряжение нижнего века с повышением интенсивности страха. Еще более заметны изменения рта при испуге. На Рисунке 18 Патриция показывает увеличение интенсивности страха — рот больше вытягивается и открывается (по часовой стрелке, начиная с Рисунка 18А). И хотя может показаться, что выражение страха сильнее на 18С, чем на 18А, на самом деле это фотомонтаж, где глаза при страхе и лоб совершенно одинаковые; отличается только выражение

рта

рта

Двоякое выражение страха.

Страх можно показать всего двумя областями лица, третья область остается нейтральной. Эти выражения страха при задействовании двух областей лица немного отличаются друг от друга. На Рисунке 19 показано два вида выражения страха. Выражение лица Джона на 19А означает страх с предчувствием чего-то недоброго, будто бы Джон только сейчас начинает понимать нависшую угрозу. Это выражение имеет такое значение, потому что нижняя часть лица нейтральна — страх показан только при помощи бровей и глаз. Сравните выражение Джона на 19А с его выражением на Рисунке 13В.

<

<

На обоих рисунках показано предчувствие, но оно сильнее на Рисунке 19А, чем на Рисунке 13В, потому что на Рисунке 13В страх показан только выражением бровей, а на Рисунке 19А участвуют не только брови, но и глаза.

Лицо Джона на Рисунке 19В выражает более сильный, застывший ужас. Любопытно, что интенсивность этого выражения не снижается из-за того, что брови при этом не участвуют (нейтральные брови). Именно это неучастие бровей приводит к тому, что выражение кажется неподвижным или застывшим.

Патриция показывает эти различные виды выражения страха с некоторыми вариациями. На Рисунке 19С ее выражение показывает страх с предчувствием, потому что при этом задействованы только брови и глаза, рот нейтральный. Это такое же выражение, как и выше у

Джона на Рисунке 19А. На Рисунке 19D Патриция показывает ужас. Выражение похоже на выражение Джона на Рисунке 19В, потому что страх показан только при помощи глаз и рта. Ее выражение отличается от выражения Джона, потому что Патриция при страхе меньше вытягивает рот. Ее лицо больше шокированное, чем напуганное, потому что ее рот при испуге больше напоминает рот при удивлении. Сравните это выражение Патриции (19D) с ее выражением на 16В. Она выглядит только напуганной, а не шокированной на Рисунке 16В, потому что испуг показан только при помощи выражения рта. Элемент шока появляется в ее выражении на Рисунке 19D, когда к нему добавляются и глаза,

показывающие страх

показывающие страх

сочетание страха и удивления.

Страх может возникнуть одновременно с грустью, яростью или отвращением, и на лице может проявляться смешанное выражение, состоящее из страха и одного из этих чувств. Также страх может проявиться и в сочетании со счастливым видом, при этом будет продемонстрировано сочетание выражений. Сочетания страха с печалью, гневом, отвращением или счастьем будут подробно представлены в следующих главах, при рассмотрении каждой из этих эмоций. Наиболее популярное сочетание страха с удивлением, так как часто пугающие события — неожиданные, и вполне можно испытывать одновременно страх и удивление, или почти одновременно. В большинстве этих смешанных выражений, где на одной части лица проявляется удивление, а на другой страх — доминантным выражением является страх.

Рисунок 20 представляет 2 типа сочетаний страха-удивления, и для сравнения — выражения страха на левой стороне фигуры изображенной в анфас. Поочередно смотря на левую и на правую сторону, вы сможете заметить как возрастает удивление смешанное со страхом. Для Джона и Патрисии разница между левой и правой стороной на одной фотографии более заметна, чем разница на соседних фотографиях. Это происходит потому, что отдельные фотографии имеют отличие только в одной лицевой зоне, тогда как на совмещенных фотографиях из двух частей можно найти отличие в двух лицевых зонах. На рисунке 20Б элемент удивления проявляется только на лбу и брови, остальная часть лица показывает страх. Выражение имеет очень тонкое отличие от представленного с левой стороны. На рис. 20Е, удивление опять же заметно в области бровей/лба, а остальная часть лица выражает страх,но разница более очевидна в стравнении с чистым страхом(задействовано все лицо), показанным слева. Разница более различима на примере Патриции, нежели Джона, возможно, потому что у Патриции выражение радости отчетливее виднее на основе микровыражений в области рта.

Также проще видеть элементы удивления при наблюдении различных картинок, ввиду её физиогномических отличий глаз и лба, по сравнению с Джоном. Фотографии в нижнем правом углу на рисунке 20, изображают выражение удивления в линиях бровей/лба и глазах. Выражение страха только в районе рта. Несмотря на похожие выражения как для Патриции, так и для Джона, выражение Джона (20С) содержит больше страха, чем Патриции. И опять, это является следствием различий физиогномики в выражении страха лицевыми мышцами вокруг рта.

Выражение лицевых мышц вокруг рта Джона свойственно проявлению страха, нежели выражению удивления. Выражение же Патриции при чувстве страха более близко к выражению чувства удивления. В случае, если вы считаете, что Патриция сильно удивлена на картинке 20F, причем элемента страха нет, сравните данную иллюстрацию с картинкой 11 и вы поймете разницу.

Рисунок 21 изображает два других типа смешанных эмоций «страх-удивление». Выражение Патриции указывает на удивление только в области рта, в то время как её глаза и брови указывают на страх. Она выглядит напуганной, но не настолько сильно, если посмотреть на рисунок 20Д.

На рисунке 21 выражения страха содержит элемент

На рисунке 21 выражения страха содержит элемент

ошеломленности, что связано с микровыражением удивления в физиогномике рта. Сравните выражение лица Патриции на рисунке 21 и 19С. Положение бровей и глаз одинаково, но замена нейтральное выражение рта (рисунок 19С) на удивление (рисунок 21) добавляет элемент страха и меняет его характер с тревожного (на рисунке 19С) на более сильный, скорее даже тот, в который трудно поверить.

На рисунке 21 выражение лица Джона выражает последнюю стадию, на которой страх и удивление могут быть смешаны (смазаны, являются совместными). В данном примере выражение страха на лице Джона выражается только в области глаз. Только небольшое напряжение в области под глазной костью меняет его выражение удивления на удивление с нотками страха. Сравните выражение Джона на рисунке 21 с его же выражением на рисунке 11, чтобы увидеть разницу между его смесью эмоций страха и удивления и просто страха.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА.
Ефимова Ю.В. ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СНИЖЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ
СТРАХ
Страх
СТРАХ
ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СТРАХОВ.
5. Исследование страха.
ПРИЧИНЫ СТРАХА.
СТРАХ И ТРЕВОГА
ТРЕВОГА И СТРАХ.
СТРАХ И ТРЕВОГА
ПРИОБРЕТЕНИЕ СТРАХА
СТРАХ (FEAR)
ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
ЛЕЧЕБНЫЕ ИГРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СТРАХОВ
СТРАХ ЖЕНЩИН ПЕРЕД УСПЕХОМ.
4.1. Исходные понятия страхов
ДЕНЕЖНЫЕ СТРАХИ
Добавить комментарий