ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭПИСТОЛЯРНОГО НАСЛЕДИЯ А.С.ПУШКИНА

Цель представленного ниже исследования – выявить особенности психоэмоционального состояния А.С.Пушкина в период с 1830 по 1836 год по материалам его писем к жене, в связи со значимым событием в его жизни — бракосочетанием. Письма Пушкина – один из замечательных документов эпистолярного жанра, драгоценный образец словесного искусства [5, c.98]. Письма к жене являются человеческим документом, ключом к биографии поэта [5, c.88], где Пушкин остается самим собой. Однако исследователи неоднократно отмечали способность Пушкина приноравливаться к адресату, как бы воссоздавать в своих письмах его облик. Е. А. Ляцкий замечает, что особенность этих писем заключается в том, что образ поэта меняется до неузнаваемости, до слияния с чужим образом: с литератором он только литератор, с политиком он – политик, со сплетником – сплетник, с гулякой – только гуляка и ничего более [6, c.141]. А. С. Пушкин в своих письмах выступает и как стилист, и как тонкий психолог, подвергающий анализу порывы своей души. Эти письма, в которых сочетаются «живой голос сердца и романтические красоты стиля», были своеобразным опытным полем для упражнений в духе эпистолярного романа [5, c.265].

А.С.Пушкин написал Наталье Николаевне много писем, 78 из которых известны и опубликованы (20 июля 1830 года — 18 мая 1836 года). В этих письмах рядом с материальными заботами о семье, с деловыми поручениями, а порой и отцовскими наставлениями жене, которая была для него и другом, делившим с ним все житейские трудности, и матерью его детей, и женой – ребенком, ведь он был старше её, вдруг прорывается такая пронзительная тоска по любимой, такая благородная нежность.

Текст писем А.С.Пушкина подвергался контент-анализу (для выявления особенностей Я-образа А.С.Пушкина) и фоносемантическому анализу (с целью оценки их психоэмоционального воздействия). Фоносемантический анализ выполнялся по методике А.П.Журавлёва с использованием прикладной программы анализа текста ВААЛ (И.П. Шалак и М. Дымшиц). Контент-анализ осуществлялся применительно к каждой фразе Пушкина с использованием комплекса характеристик образа человека, предложенного В.Л.Ситниковым , дополненного категориями материальных, смысложизненных характеристик и характеристик, отражающих чувство вины и отношение к слухам. Кроме того, эмоциональные характеристики были детализированы и стали включать в себя характеристики, выражающие радость Эр, грусть Эг, тоску Этс, страх Эст, тревогу Этр, печаль Эп, скуку Эск.

Обработка результатов фоносемантического анализа включала в себя определение характера распределения оценок всех писем в парах диагностических категорий, сформулированных по принципу семантического дифференциала. Реальное распределение оценок писем в пространстве каждой пары категорий аппроксимировалось одним или суммой нескольких нормальных распределений. На рис. 1 изображена совокупность наиболее вероятных оценок ( ), образующая профиль психоэмоциональных характеристик писем А.С. Пушкина.

Рис.1. Профиль психоэмоциональных характеристик А.С. Пушкина

Рис.1. Профиль психоэмоциональных характеристик А.С. Пушкина

Рассмотрение полученных результатов позволяет выделить «пиковые» фоносемантические характеристики: безопасный, округлый, добрый, величественный, нежный, женственный, радостный. Мы предполагаем, что эти характеристики могут отражать жизненные позиции, ценностные ориентации Пушкина.

На втором этапе исследования был выполнен контент-анализ каждой фразы из писем Пушкина и произведено их распределение по категориям. В выборке из 78 писем было представлено в совокупности 1177 основных характеристик, из которых большинство (41 %) – это социальные. На втором месте эмоциональные характеристики (29%), на третьем — деятельностные (10,4%). Далее идут смысложизненные (4,4%), потом волевые характеристики (3,9%), характеристики особенностей поведения личности (3,4%), материальные (2,9%), интеллектуальные характеристики (1,9%). Наиболее редко встречаются характеристики, отражающие чувство вины (0,7%), и конвенциональные определения (0,4%). Более наглядно структура Я-образа Пушкина представлена на рис.2.

Структура Я-образа А.С. Пушкина

 Структура Я-образа А.С. Пушкина

Преобладание социальных характеристик подтверждает тот факт, что Пушкин был достаточно общительным человеком.

Согласно письмам, Пушкин никогда не ощущал одиночества, даже в часы творчества с ним была его муза – Наталья Николаевна. Пушкин ведет «эпистолярные беседы» с увлечением и огнем. Обилие эмоциональных компонентов писем напоминает прежде всего о том, что А.С. Пушкин часто бывал в разлуке с близкими людьми — сначала с невестой, которой в письмах объясняется в любви: «Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу…», потом – с женой. Третьей наиболее выраженной характеристикой являются характеристики особенностей поведения Пушкина, как субъекта деятельности. Он часто отправлялся в путь для сбора материалов, отмеченных печатью истины, на основе которых и писались литературные произведения.

В письмах установлено 342 эмоциональных характеристики, выражающих различные эмоциональные состояния: радость, грусть, тоску, страх, тревогу, печаль, скуку. В наибольшей степени представлены определения, свидетельствующие о непреходящей тревоге (31,5%). Пушкин чаще всего тревожится до свадьбы о том, что свадьбе не бывать, после — о здоровье жены и детей. С тревогой конкурирует состояние радости (30,9%): «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, — а душу твою люблю я еще более твоего лица!». На третьем месте ощущение грусти (17,8%): «…Черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом!»

Печаль, скука, тоска и страх проявлены слабо: 6,4%, 5,9%, 4,1%, 3,3% соответственно. Структура эмоциональной составляющей Я-образа А.С. Пушкина представлена на рис. 3.

Структура эмоциональной составляющей Я-образа А.С. Пушкина

 Структура эмоциональной составляющей Я-образа А.С. Пушкина

В контексте исследования мы рассмотрели изменения, произошедшие в структуре Я-образа Пушкина до свадьбы и после свадьбы.

Структура Я-образа А.С. Пушкина в разные периоды его жизни

 Структура Я-образа А.С. Пушкина в разные периоды его жизни

В целом характер распределения категорий анализа остался прежним, однако соотношение частот социальных и эмоциональных определений изменилось. После свадьбы показатель эмоциональных характеристик возрос, что и не мудрено, поскольку А.С. Пушкин стал главой семейства, следовательно, возросла ответственность за тех людей, которые рядом: за жену, за детей. До свадьбы третью позицию занимали личностно-волевые характеристики (возможно, это связано с тем, что до свадьбы Пушкин мечтал, стремился к неизведанным горизонтам, грезил о великих подвигах), а после свадьбы над волевыми доминируют деятельностные характеристики — писательская деятельность теряет легкость, непринужденность, а приобретает статус обязанности.

В структуре изменений эмоциональных характеристик Я-образа А.С. Пушкина также заметны хронологические изменения.

Эмоциональные характеристики структуры Я-образа А.С. Пушкина в разные периоды его жизни

 Эмоциональные характеристики структуры Я-образа А.С. Пушкина в разные периоды его жизни

До свадьбы ведущими являются эмоциональные характеристики по типу тревоги: «…все мои страхи возобновляются, еще более сильные и мрачные…», а «страхи», тревога связаны с обстоятельствами сватовства Пушкина и его психологическим состоянием после того, как в начале апреля 1830 г. его предложение Н.Н. Гончаровой было принято. Размолвки с тещей, неуверенность в чувствах невесты, материальная неустроенность вызвали у Пушкина сомнения в возможности счастья [7, с.108]. После свадьбы преобладают эмоции радости, грусти и тревоги по известным нам уже причинам. В итоге лонгитюдный контент-анализ писем А.С. Пушкина показал, что беспокойства о будущей судьбе семейства, долги и вечные заботы о существовании проходят красной чертой по всей переписке поэта с Натальей Николаевной.

В заключение уместно привести слова Л.Черкашиной: «… бумажный лист, самый вечный на свете материал, донес в своей первозданности все оттенки чувств, отголоски былых страстей и житейских забот, сохранив легкость и «свободу разговора» [8, с.164].

Выполненное исследование подтверждает правомерность постановки задач психолингвистического исследования эпистолярного наследия. Использованный комплекс методов исследования позволил проверить и подтвердить гипотезу об изменении доминант психоэмоционального состояния А.С.Пушкина в соответствии со значимыми событиями в его жизни.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Иванова О. С. Загорюев А. Л.. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭПИСТОЛЯРНОГО НАСЛЕДИЯ А.С.ПУШКИНА, 2010
Глава 1. О НАУЧНОМ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Б.Г.АНАНЬЕВА
Левченко ВОСПРИЯТИЕ И ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
НАУЧНОЕ НАСЛЕдИЕ Б.Г.АНАНЬЕВА В СВЕТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА АКМЕОЛОГИИ
Пушкин Артем Андреевич ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ
Пушкин А.А., Ганцгорн Е.В. ВЛИЯНИЕ ФАЗОЗАВИСИМОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ НА АЛЬФА-РИТМ ЭЭГ И ЭМОЦИИ ЧЕЛОВЕКА
1. Направление исследовательской деятельности Б.Г. Ананьева и его научное наследие
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ЖЕНЩИН ПОСЛЕРОДОВОГО ПЕРИОДА
Малышев А.И. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ИНВАЛИДОВ
Богдель Юлия Болеславовна ВЛИЯНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ АБИТУРИЕНТОВ
ОЦЕНКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ
Третьякова Т. М. АНАЛИЗ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЛОКАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ МОЗГА
Митяева И.И. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОНКОБОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
Добавить комментарий