Психологические средства социального формирования личности

Психологическое содержание социализации. Социальный статус, роли ценностные ориентации как свойства личности. Психологические средства формирования личности.

Если при рассмотрении индивидных свойств человека в психологии основная роль отводится биологическим детерминантам психического развития, то обращаясь к рассмотрению человека как личности в первую очередь обращают внимание на его общественное социальное начало. Индивидные свойства развиваются в ходе онтогенетической эволюции, в основе которой лежит определенная филогенетическая программа, а основная форма развития личностных свойств человека — это жизненный путь, его социальная биография.

Такое соотношение определяет общую методологическую предпосылку, устанавливающую участие психологии в решении практических задач касающихся личностных особенностей человека. Предпосылку которую можно кратко охарактеризовать следующим утверждением: личностью не рождаются, а личностью становятся. Тем самым открывается возможность для целенаправленного формирования личности, использования средств активного психологического воздействия на человека.

Говоря о социальном формировании личности, в психологии принято применять понятие «социализация». При этом понимается процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей», и т.п.

Обобщая можно констатировать, что под социализацией понимается «воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д.».

Важно, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки ориентации. Этот аспект усвоения социального опыта предполагает не просто пассивное его принятие, а активность человека опосредующую процесс социализации. Если считать, что специфической формой человеческой активности является деятельность, то процесс формирования личности, ее социализацию можно трактовать как расширение «каталога деятельностей». То есть освоением человеком все новых и новых видов практический деятельностей в которых человек вступает в контакт с предметами окружающего мира, испытывает их сопротивление и воздействуют на них. Предмет это главное, что отличает одну деятельность от другой, что побуждает деятельность.

При выделении предметно-практических показателей деятельность преимущественно рассматривается через отношение «субъект-объект». Между тем «абстрактной «индивидуальной» деятельности в строгом психологическом смысле слова вообще не существует». Поэтому приоритет при объяснении процессов социализации отдается отношению «субъект-субъект», взаимодействию людей между собой в ходе деятельности, что решающим образом определяет социальное формирование личности. Тогда под деятельностью человека следует понимать «его активность, направленную на достижение определенных осознаваемых им целей с помощью усвоенных им в обществе способов поведения и стимулируемую определенными мотивами. В этом случае деятельностью будут не только игра, учение, производственный и бытовой труд, но и общение людей между собой». Общение обслуживает предметно-практическую деятельность и способствует формированию становящихся типичными для человека общих характеристик, черт личности, ее мировоззрения.

При рассмотрении личности в контексте ее взаимодействия, общения с другими людьми, важное значение приобретают такие понятия как «социальной статус» и «роль». Термином «социальный статус» обозначается «соотносительная (в смысле «выше» — «ниже») позиция в социальной системе, определяемая по ряду признаков, специфичных для данной системы». В частности, к таким признакам могут быть отнесены престиж и авторитет, как мера признания социального положения личности. Следует различать формальный статус, определенный какими-то официальными нормативными требованиями, и статус, отражающий сложившиеся отношений к человеку в результате межличностного взаимодействия, в том числе и на неформальном уровне.

Под ролью в психологии понимается некий относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый разными людьми, занимающими одно и то же положение в некой социальной системе. Следовательно, в роли отражаются социально-типические аспекты поведения, когда обращается внимание на то обстоятельство, что например, занимающие одинаковые должности, имеющие одинаковый статус, совершенно разные люди ведут себя одинаково, как будто их поведение в чем-то заранее задано.

По аналогии со статусом, следует различать роли социальные, обусловленные местом человека в системе объективных социальных отношений (профессиональных, социально-демографических и др.) и роли межличностные, определяемые в системе межличностных отношений. Роль лидера, «души компании» и т.п.

Следовательно, заданность ролевого поведения определяется и специфическими социальными ожиданиями, обращенными к человеку, занимающему определенную позицию в социальной системе. Если поведение человека расходится с ожиданиями (экспектациями) группы, коллектива, тогда он плохо исполняет свою роль. Группа применяет к нему негативные социальные санкции. Тем, кто удовлетворяет экспектациям, окружающие выражают свое одобрение, поддержку и т.п.

В целом, статус отвечает на вопрос: «кто этот человек?», роль — «что он делает?». Поэтому можно сказать, «что роль — это динамический аспект статуса». Это функциональная, операционная сторона взаимодействия человека с другими. В результате таких взаимодействий у человека образуются определенные стереотипы поведения, привычки, склонности. На уровне сознания и самосознания формируется определенная иерархия ценностных ориентаций. Ценностные ориентации обеспечивают у человека становление образа Я, что можно обозначить эффектом социализации, а в самом общем виде даже ее сущностью. Такую операционную, инструментальную форму образования структуры личности можно принять за исходную, на основе и в дополнении которой развивается предметная, смысловая ее составляющая, образующаяся в ходе и результате деятельности.

Признание наличия этих двух форм образования структур определяющих мотивацию общественного поведения человека, дала основание М.Рокичу отдельно выделять обобщенные наборы наиболее часто встречающихся инструментальных и терминальных ценностей ориентации личности. Перечень таких инструментальных ценностей-ориентаций включает:

— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

— воспитанность (хорошие манеры);

— высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

— жизнерадостность (чувство юмора);

— исполнительность (дисциплинированность);

— независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

— непримиримость к недостаткам в себе и других;

— образованность (широта знаний, высокая общая культура);

— ответственность (чувство долга, умение держать слово);

— рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные» рациональные решения);

— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

— смелость в отстаивании своего мнения своих взглядов;

— твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

— терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения;

— широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

— честность (правдивость, искренность);

— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

— чуткость (заботливость).

К терминальным ценностным ориентациям отнесены:

— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыценность жизни);

-жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

— здоровье (физическое и психическое) интересная работа;

— красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

— любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

— материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

— наличие хороших и верных друзей;

— общественное признание (уважение окружающих коллектива, товарищей по работе);

— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

— продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

— развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

— развлечения (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей);

— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

— счастливая семейная жизнь;

— счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

— творчество (возможность творческой деятельности);

— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Оба списка ценностных ориентации используется для диагностики особенностей личности. Для этой цели обследуемому предлагается установить предпочитаемую последовательность предложенных перечней ценностей. Тогда каждая из них займет место от 1-го до 18-го в порядке снижения своей привлекательности для обследуемого.

Для удобства процедуры проведения обследования рекомендуется занести определения ценностей на отдельные карточки.

В целом, выделяется три сферы социализации, становления личности:общение, деятельность, самосознание. Их общей характеристикой является то, что это сферы расширения, умножения социальных связей личности с миром.

Процесс социализации есть единство изменений всех трех обозначенных сфер. Взятые вместе, эти сферы создают для человека «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым, осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений.»

Также можно выделить три стадии социализации, которые с одной стороны, можно обозначить как дотрудовую, трудовую, послетрудовую. А с другой стороны, с позиций ролевых отношений в семье, стадии социализации можно связать с последовательным исполнением функций детей, родителей, дедов.

Дотрудовая стадия схватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия подразделяется на два относительно самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, то есть период детства (именно этот период считается ключевым при психоаналитической трактовке социализации); период обучения, который может завершиться как после окончания школы, так и техникума или вуза. Этот период в значительной мере совпадает со временем образования семьи, появления детей, то есть появления новых забот и обязанностей, что предопределяет необходимость изменения уклада жизни молодых людей, стиля их поведения.

Трудовая стадия социализация охватывает период зрелости человека, когда специфика» общего поведения в значительной мере формируется под влиянием его служебного положения, местом в трудовой иерархии.

Окончание трудовой стадия хронологически обычно происходит несколько позже родительской стадии, завершение которой для родителей связано с относительной самостоятельности их детей, в свою очередь достигших стадии родителей, снятием в определенной мере, ответственности за них, переключением на какие-то новые цели. Наступление пострудовой стадии социализации характеризуется проблемами заполнения времени, ранее занимаемой работой. Для семейных отношений характерна растущая зависимость дедушек и бабушек от своих детей, что отражается на особенностях их поведения.

Таким образом, на всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется не только непосредственно, но и через группы людей, в которых человек приобщается к системам норм и ценностей. Такие группы получили наименование институтов социализации, К основным институтам социализации относятся: семья, дошкольные детские учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив. Социальные детерминанты высокого порядка (общество, культура) как бы преломляются через внутригрупповые отношения, групповые формы воздействия на личность. Группа оказывается «микрокосмосом, обществом в миниатюре, отражающим внешний мир…». В том числе в каждой группе проявляются «сквозные» закономерности, свойственные замкнутым системам межличностного взаимодействия и общения людей между собой.

Если обратиться к собственно психологическим закономерностям структуры и динамики групп, коллективов, то каждый их участник получает в них свой статус в межличностных отношениях, в частности, статус лидера, отвергаемого, изолированного. Как было показано, тот или иной статус предполагает соответствующее ролевое поведение его носителя, формирование необходимых личностных особенностей.

В психологической практике определение внутригруппового межличностного статуса обычно осуществляется с помощью метода социометрии. Он основывается на положении, что наряду с формальной структурой, определенной нормативными, юридически узаконенными распоряжениями, в группе (коллективе) стихийно складывается неформальная структура, то есть система неофициальных отношений между ее членами. Процедура обследования заключается в ответе членов группы на вопросы о том, с кем из них каждый хотел бы работать и проводить досуг.

В простом варианте можно воспользоваться одним вопросом, сформулированном в положительной или отрицательной форме. Например: «Если бы Ваш коллектив переформировывался, то с кем из его состава Вы желаете оказаться в новом коллективе (не желаете оказаться). Можно разрешаться делать неограниченное количество выборов (непараметрический метод) или их какое-то фиксированное количество (параметрический метод), обычно ограниченное нижним пределом. Допускается анонимная форма опроса.

Положение человека в системе межличностных отношений определяется по величине индекса его социометрического статуса, который для i-го члена группы определяется по формуле:

где n — общее число лиц проходящих социометрическое обследование.

При учете только положительных или отрицательных выборов отдельно рассчитывается положительный или отрицательный социометрический статус. Социометрический статус отражает место человека в группе.

В результате сравнения индексов можно членов группы разделить на лидеров получивших наибольшее количество положительных выборов, отвергаемых наибольшим количеством отрицательных выборов, изолированных, индексы которых близки к нулю.

Кроме положения в неформальной структуре группы с помощью метода социометрии можно определить показатели эмоциональной экспансивности ее членов. Индекс эмоциональной экспансивности i-го члена группы рассчитывается по формуле:

По величине эмоциональней экспансивности, можно судить о

направленности человека на других, его потребности в контактах с другими, обнажении. Высокая эмоциональная экспансивность отвергаемых и изолированных членов группы отражает наличие противоречия в сфере межличностных отношений, возможность возникновения у них из-за этого конфликта. Но при определении индекса эмоциональной экспансивности следует иметь в виду, что это является корректным только при непараметрической форме социометрии.

Для наглядного отображения неформальной структуры группы часто используется социограмма с принятой символикой (рис.).

Рис. 9 Условная символика социограммы

Количество задаваемых вопросов (критериев) в ходе социометрии может быть расширено охватывать сферы деятельности отдыха развлечений. Например, часто используются вопросы типа: «С кем бы Вы хотели (не хотели) вместе дежурить?» «С кем бы вместе хотели (не хотели) быть посланым к командировку?», «С кем бы Вы предпочли провести (не проводить) вместе досуг?» и т.п.

Эти вопросы следует занести на специальные социометрические карточки, которые раздаются каждому участнику опроса для записи своих ответов. При опросе удобно пользоваться специально подготовленными списками коллективов, из состава которых делается выбор. Чтобы результаты социометрии имели достаточную достоверность, следует учитывать следующие рекомендации:

— проводить обследование в коллективе с опытом совместной деятельности, общения не менее нескольких месяцев;

— учитывать, что обоснованное мнение людей друг о друге формируется в коллективах, численно ограниченных пределами в 10-15 человек;

— необходимо обеспечить конфиденциальность результатов социометрии.

Знание неформальной структуры коллектива, ее соотношения с формальной структурой способствует решению задач психологического обеспечения совместной практической деятельности. Но, с другой стороны, произвольно устанавливая тот или иной межличностный статус для членов специально созданной группы, то есть их стимулируя проявления соответствующего их статусу ролевого поведения, можно способствовать появлению у членов такой группы новых склонностей личностных черт. Кроме того, в процессе группового общения, взаимодействия у их участников происходит принятие ценностей других, тех кто имеет общие проблемы и переживания. Важно, что процессы имеющие место в реальной искусственной социальной группе, протекают более концентрированно, а в успешно функционирующих группах происходящие с их участниками изменения распространяются на внешний мир.

В качестве примера таких искусственных групп, создаваемых с целью личностного формирования их участников можно привести так называемые группы встреч. Группы встреч, которые порой называют группами личностного роста, группами интенсивного общения, фокусируются не на групповом процессе или на процессе развития навыков межличностного взаимодействия. А на поиске каждым отдельнным участником группы своей аутичности. То есть умении жить в согласии с реальный течением жизни, открытости во взаимоотношениях с другими, преодолении отчужденности. Соответственно, в группу встреч добровольно объединяются люди, испытывающие затруднения в самореализации, и самопонимании.

Поэтому главная задача в организации работы групп заключается в предоставлении возможности для усвоения новых форм поведения, создании атмосферы безопасности, доверия, свободы выражения участниками групп межличностного интимных мыслей и чувств. Тем самым расширяется поле межличностного взаимодействия и устраняются препятствия на этом пути. Основными признаками групп встреч в результате становятся открытость и честность участников, их направленность на осознание самих себя, ответственность за свои поступки, внимание к чувствам и принцип «здесь и сейчас».

Группы встреч поощряют участников к раскрытию себя другим и таким образом дают им возможность устанавливать близкие контакты друг с другом. Осознание самого себя происходит, когда человек узнает свои сильные и слабые стороны, те образцы поведения, которые имеют саморазрушающий характер, а также то, как он воздействует на окружающих и как окружающие воздействуют на него самого. Ответственность участников групп встреч заключается в том, что они должны отвечать за поведение, которое они демонстрируют или от которого они отказываются в группах. Группы не должны защищать своих членов, а поощрять их к реализации собственных резервов и способностей к принятию решений. Провозглашая необходимость осознания и принятия чувственных переживаний и внутренних ощущений, группы встреч восстанавливают ценность эмоциональной выразительности как наиболее тонкой формы человеческих отношений, что достигается посредством интеллектуальной защищенности, которая ограничивает чувственные переживания, их осознание.

Принцип «здесь и сейчас» ориентирует участников групп на анализ сиюминутных чувственных переживаний. Для обеспечения достижения целей групп встреч их участникам могут предлагаться для выполнения некоторые задания. Например, задания «прорвись в круг», «одиночество», «доверие», «слушание» и др.

При выполнении упражнения «прорвись в круг» наименее включенному в группу участнику предлагается прорваться внутрь круга, созданного взявшимися за руки остальными членами группы.

Выполняя упражнение «одиночество», участник группы должен воскресить свои чувства, которые он испытывал, когда был более всего одинок, а затем поделиться этими переживаниями с другими.

Упражнение «доверие» предполагает разбиение группы на пары, в которых каждый из участников последовательно становится ведомым, одевая повязку на глаза и ведущим, перемещающим ведомого в пространстве. Затем они делятся друг с другом своими впечатлениями.

При выполнения упражнения «слушание» каждый участник группы садится в центр круга, образованного остальными ее участниками, и в течении десяти минут высказывается на тему «мужчина среди мужчин и среди женщин» или «женщина среди женщин и среди мужчин». После завершения каждого упражнения все участники группы проводят обсуждение, во время которого они могут обменяться своими ощущениями и чувствами.

Сравнивая содержание упражнений можно заметить, что в них моделируются определенные статусы человека в системе межличностных отношений, тем самым вызывая соответствующее ролевое поведение, расширяющее возможности человека для самовыражения. Также изменяется межличностный статус, когда он обычно ничем не примечательный, вдруг становится в центре внимания всей группы в ходе обсуждения.

В результате появляются новые впечатления, навыки, ценностные ориентации, то есть то что формирует личность.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
А.И. Янчий, Е.А. Андрейчик МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
3.3. Социально-психологический тренинг как средство коррекции
НАКОНЕЧНАЯ М.Н. ПОМОЩЬ ДРУГОМУ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. – РУКОПИСЬ.
ТЕМА 8. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Первова И.Л. ЗНАЧИМОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
ПЕРВИЦКАЯ А.А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОСЕЛЕНИЯ МИГРАНТОВ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК РЕЛЕВАНТНОЕ СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
ТЕМА 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
Стресcоустойчивость как условие формирования психологически здоровой личности
В ЦЕЛОМ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА:
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Козюлина Елена Олеговна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Добавить комментарий