Психологическое обновление через возврдщение к средоточию

Другой важный тип надличностных кризисов был описан калифорнийским психиатром и психоаналитиком юнгианского направлення Джоном Узйром Перри, назвавшим их «восстанавливающими движениями» (Реггу 1974, 1976). Из-за глубины и напряженности зтого вида духовно-психического кризиса ему, скорее всего, непременно будет поставлен диагноз серьезного психического заболевания, ибо переживання людей, вовлеченных в воссганавливающие движения настолько странны, сумасбродны и далеки от обыденной действительности, что кажется очевидним, будто работу их мозга обязательно должен был нарушить какой-то серьезный патологи ческий процесс. Вовлеченные в кризис, такого рода индивиды воспринимают собственную душу как поле исполинской битвы, где происходит сражение сил добра и зла, света и тьмы. Их поглощает тема смерти — ритуальних у би йств, жертвоприношений, мученичества и загробной жизни. Они заворожены вопросом противоположиости, особенно связанной с различием полов. Они переживают себя средоточием невероятных событий, имеющих вселенское значение и для грядущего мира важных необычайно. А их духовидческие состояния влекут их все дальше и дальше вспять, сквозь их собственную исгорию и сквозь всю исгорию человечесгва — к сотворению мира, к идеальному первоначальному райскому состоянию. И кажется, что в зтом движении они взыскуют исключительно совершенства, ибо пытаются исправить неправильно произошедшие в прошлом события.

После какого-то периода смятения и запутанносги, переживання сгановятся все более и более приятными и начинают посгепенно продвигаться к собсгвенному разрешению. И высшей своей точки движение подчас достигает в переживаний ПППППППППППП или «священной свадьбы», в которой индивид возносится до выдающегося положення, сгановясь подобным богам и переживая единение с не менее достойним су пругом. ЗТИМ показывается, что мужская и женская стороны личносги досгигают своего нового равновесия. Священное единение также может переживаться и как обьединение с отображением архетипической фигуры или же переноситься на идеализированную личносгь из собсгвенной жизни, которая в таком случае проявляется как кармическая супруга или душа-напарница.

В то же время могуг случаться переживання, вовлекающие в себя то, что исголковывается юнгианской психологией в качесгве символов, представляючих Самосгь, то єсть то надличносгное средоточие, которое отражает наше глубочайшее и насгоящее ест єство, и соотносится, НО все-таки не отождесгвляется во всей полноте, с индуисгским пониманием Атмана-Брахмана, Божественного Внутри. В духовидческих откровениях она появляется в виде сияния света неземной красоти, в виде драгоценных камней, жемчугов, сияющих самоцветов или каких-то иных похожих символических образов.

Примеры же подобного продвижения ОТ ТЯГОСГНЫХ и болезненных переживаний к открытию собсгвенной божесгвенносги можно найти в книгах Джона Перри (Реггу, 1953, 1974, 1976) или в нашей книге, посвященной духовним обосгрениям: «Неистовый поиск себя» (Сго^ апсі Сго^, 1990).

На зтой стадии движения подобные восхитительные переживання исголковываются как личное уподобление божеству, ритуальное вознесение к славе, которое возносит переживание самого себя на высочайшее положение, возможное для человека, или же до состояний превыше всяких уделов человеческих: величайшего вождя, спасителя мира и даже вселенского владыки. Зачастую зто соединяется с глубочайшим чувством духовного возрождения, приходящим на смену прежней поглощенносги смертью. И в мгновения подобного исполнения и воссоединения у нас обычно возникают видения какого-нибудь идеального образа — образа нового мира, где царят любовь и праведносгь, где все невзгоды и всякое зло преодолены окончательно. А по мере того, как сгихает сила зтого движения, личносгь начинает осознавать, что само поразительное собьггие было психологи ческим преображением, которое было ограничено внутренним миром и даже не предполагало никакого необходимого включення внешней дейсгвительносги.

Согласно Джону Перри, воссганавливающее движение толкает индивида к тому, что Юнг называл «индивидуацией», — к полному осущесгвлению и выражению собственных глубинных возможносгей. Одна сторона исследований Перри заслуживает особого упоминания, так как предьявляет нам, вероятно, самое убедительное свидетельсгво, опровергающее упрощенческое биологическое понимание психозов. Ибо ему удалось показать, что переживання, которые вовлечены в воссганавливающее движение, в точности совпадают с базовыми темами тех царсгвенных драматических постановок, которые в дни празднования нового года разыгрывались во многих древних культурах.

Во всех зтих культурах такие обрядовые постановки, восславлявшие наступление нового года, исполнялись в пери од возвращения того, что сам Перри называл «ветхим веком воплощенного мифа». В истории зтих культур то были века, когда, как считалось, правили воплощенные боги. Примеры таких царей-богов— египетские фараоны, перуанские инки, древнееврейские и хеттские цари, китайские или японские императоры (Реггу, 1966). Благоприятные возможносги самого восстанавливающего движения и его глубокая связь с архетипической символикой, а также с особыми периодами человеческой истории предсгавляют собою совершенно неопровержимые доводы против тех теорий, в которых зти переживання считаются хаотическими патологическими продуктами воспаленных мозгов.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Т. В. Бугайчук РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Рост и обновление
обновления и пробуждения в природе и осенний диссонанс сил – плодоношения и увядания.
Научение через наблюдение
ВНИМАНИЕ ЧЕРЕЗ БОЛЕЗНЬ
Метод коррекции через труд
НАУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПОДРАЖАНИЕ (IMITATIVE LEARNING)
ПОНИМАНИЕ И РАСПОЗНАВАНИЕ ЧЕРЕЗ СХЕМЫ И СКРИПТЫ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНУШАЕМОСТИ ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ ПАН-ТОМИМИКУ
ВОРОНОВА Л.В. ФЕНОМЕН ТЕРРОРИЗМА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТЕОРИИ З.ФРЕЙДА
МЕТОДИКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ПОДВИЖНОСТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИЛЬНОСТЬ
6.3.3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОНИКНОВЕНИЕ ТВЕРДЫХ ВЕЩЕСТВ ЧЕРЕЗ КОЖУ ЧЕЛОВЕКА
Романенко К. Р. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ИДЕНТИФИКАЦИЮ С ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЕМ
6.3.4. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОНИКНОВЕНИЕ ПАРОВ И ГАЗОВ ЧЕРЕЗ КОЖУ ЧЕЛОВЕКА
Шилко Р.С. ОЦЕНКА ВНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ ПОКАЗАТЕЛЬ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОГО ЗАПОМИНАНИЯ
КАТЕГОРИЯ СУБЪЕКТА ЖИЗНИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ С. Л. РУБИНШТЕЙНОМ ЧЕРЕЗ ПОНЯТИЕ «СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ».
Добавить комментарий