ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.

В наиболее широком значении психосемантика — это область современной психологии, изучающая генезис, структуру и функционирование индивидуальной системы значений, опосредующей протекание познавательных, эмоциональных, смысловых и других процессов в психике субъекта. В более узком значении психосемантика — это совокупность эмпирических методов, которые направлены на моделирование категориальной структуры и раскрытие субъективного содержания базовых значений индивидуального сознания. В результате применения психосемантического метода строится субъективное семантическое пространство, которое рассматривается как операциональный аналог (модель) системы значений индивидуального или группового сознания. В современной отечественной психологии данный подход представлен в двух вариантах: экспериментальная психосемантика [98; 99; 100; 131] и психология субъективной семантики [7; 8].

Несмотря на солидную методическую оснащенность психосемантического подхода, в нем не решен ряд капитальных теоретических проблем. Психосемантический подход создавался и развивался как метод анализа системы значений сознания, а не смысловой сферы личности, поэтому правомерность его использования для эмпирического анализа смысла жизни и смысловых структур личности вообще требует специальной аргументации. При обсуждении возможностей и ограничений данного подхода в изучении смысла жизни в первую очередь «всплывает» проблема соотношения понятий «смысловая структура личности» из смыслового подхода, «коннотативное значение» из экспериментальной психосемантики и «смысл», «субъективная семантика» из психологии субъективной семантики. Фактически это вопрос о том, влияют ли личностно- смысловые образования на генезис, строение и функционирование системы значений, и если да, то можно ли судить о смысловой сфере личности и, в частности, о смысле жизни по содержательным и структурно-функциональным особенностям категориальной структуры индивидуального сознания.

Предметом методов экспериментальной психосемантики выступают коннотативные значения — «значения, в которых отражение и отношение слиты, значения, личностные смыслы которых и чувственная ткань которых содержатся в нерасчлененном единстве» [100, c.79]. Эти методы позволяют измерять «не значение как знание об объекте, а коннотативное значение, связанное с личностными смыслами, социальными установками, стереотипами и другими эмоционально насыщенными, слабо структурированными и малоосознаваемыми формами обобщения» [100, с.55]. Поскольку «коннотативные значения» в экспериментальной семантике составляют эмоциональную сторону восприятия и осознания объекта, их можно сопоставить с «эмоциональными или невербализованными смыслами», по В.К.Вилюнасу , которые на «языке» эмоциональных феноменов сигнализируют субъекту о личностной значимости объекта. Основоположник психологии субъективной семантики Е.Ю.Артемьева определяет смысл как «след взаимодействия с объектом, явлением, ситуацией в виде отношения к ним» [7, с. 11]. Она специально предупреждает о несовпадении «семантического смысла» с «личностным смыслом» в трактовке А.Н.Леонтьева. Смысл объекта — это превращенная форма или след деятельности с объектом в индивидуальном сознании, а система таких смыслов, порожденная в истории индивидуальной деятельности, — это субъективная семантика [7, с.29]. Поскольку в «смыслах» и «субъективных семантиках» объекта по Ю.А.Артемьевой фиксируются свойства объекта, существенные с точки зрения индивидуальной деятельности субъекта, их можно соотнести с «операциональными смыслами» по О.К.Тихомирову и с «предметными значениями» по В.П.Зинченко и С.Д.Смирнову , отражающими свойства и функции объекта, которые он приобретает в контексте индивидуальной деятельности в конкретной ситуации.

Таким образом, коннотативные значения и субъективные семантики являются формами представленности смысловых структур личности в индивидуальном сознании. Это своего рода «проекции» глубинных личностно-смысловых образований на категориальное содержание и структуру индивидуальной картины мира. Можно утверждать, что коннотативные значения и субъективные семантики составляют «лежащую на поверхности сознания» феноменологию личностных смыслов. Отсюда логически напрашивается вывод о том, что психосемантические методы позволяют реконструировать категориальную структуру индивидуального сознания, опосредующую переживание субъектом жизни и понимание ее смысла. Индивидуализированная, субъективная система значений и категорий, которыми испытуемый пользуется для оценки собственной жизни и описания внутренних переживаний по ее поводу, является диагностическим индикатором смысловых структур личности в феноменологическом аспекте.

К сожалению, возможности психосемантического подхода в современных исследованиях смысла жизни практически не задействованы. В этой связи поделимся личным опытом разработки и использования психосемантических методов в целях эмпирического анализа смысла жизни.

Материалом, используемым в психосемантике для воссоздания феноменологического комплекса переживаний смысла жизни и кризиса бессмысленности, могут служить оценочные прилагательные, которые характеризуют те или иные аспекты жизни. Этот вербальный материал целиком заимствуется из обыденного языка и, по сути, представляет собой тот «алфавит», на базе которого осуществляется осознание жизни как осмысленной либо бессмысленной, вербализация эмоциональных переживаний по поводу жизни, трансформация эмоционального смысла жизни в его рациональное понимание. Сообразно с этим методы психосемантического исследования смысла жизни могут конструироваться в опоре на тезаурус прилагательных обыденного языка, обозначающих свойства и характеристики процесса жизни. Важно подчеркнуть, что такие прилагательные, слагающие категориальную структуру обыденного сознания, являются не только средствами осознания и рефлексии, но и средствами осмысления и оценивания жизни. Другими словами, они служат не только для констатации объективных свойств и характеристик индивидуального жизненного пути, но также для формирования и выражения пристрастного смыслового отношения к нему. Именно на этом построена авторская методика «Психобиографический семантический дифференциал», предназначенная для изучения психической феноменологии осмысленной и бессмысленной жизни.

Смысл жизни в рамках психосемантического подхода можно также исследовать посредством выявления категориальных структур индивидуального сознания, опосредующих восприятие отдельных жизненных событий или поступков, имеющих биографическую значимость и судьбоносный характер. Список таких событий или поступков может быть типовым, а может формироваться самим испытуемым по ходу обследования. Испытуемый оценивает по пятибалльной шкале меру связанности каждого события или поступка с определенными ценностями, перечень которых задается экспериментатором. Такая методика относится к категории репертуарных решеток с заданными конструктами, в роли которых выступают ценности-источники смысла жизни. Еще одна из апробированных нами возможностей психосемантического изучения смысла жизни — это прямое шкалирование испытуемым ряда утверждений, выражающих различные мнения о содержании смысла жизни. Испытуемый должен указывать степень своего согласия с каждым из утверждений. Приписывая различные ценности жизненным событиям, выражая согласие-несогласие с суждениями о смысле жизни, он обнаруживает собственное понимание смысла жизни.

В заключение следует охарактеризовать психосемантический подход с точки зрения тех критериев, которые были введены выше для обобщенного описания методических подходов к эмпирическому изучению смысла жизни. Ориентация на анализ смысла жизни в феноменологической плоскости и на испытуемого как носителя информации позволяет отнести психосемантику к группе субъективных подходов. В.Ф.Петренко подчеркивает, что «в психосемантике каждому человеку ставится в соответствие пространство смыслов, некий микрокосм, образованный облаком их позиций, и, прочитывая эту «нотную» запись личностных смыслов другого человека, исследователь дешифрует, реконструирует сознание респондента» [99, с.20]. По параметру «каузальность — интенциональ- ность» психосемантический подход является интенциональным, т.к. располагает возможностями описания «смысловых полей», объединяющих разного рода события, поступки, суждения на основе близости их личностных смыслов в сознании и в структуре жизненного мира испытуемого. В этой связи В.Ф.Петренко замечает, что «психосемантический подход реализует парадигму «субъектного» подхода к пониманию другого. Содержательная интерпретация выделяемых структур необходимо требует увидеть мир «глазами испытуемого», почувствовать его способы осмысления мира» [100, с.99]. По параметру «номотетичность — идеографичность» психосемантический подход явно тяготеет к полюсу «номотетичность», потому что растворяет индивидуальные особенности переживания личностью смысла жизни в групповых инвариантах. Технология обработки данных в психосемантическом подходе «отчасти нивелирует «привкус» личностного смысла, выделяя аспекты, инвариантные для всей группы испытуемых» [100, с.49]. По параметру «количественный — качественный» психосемантика является ярким образцом количественного подхода, базирующегося на мощных методах статистики. По признаку «монологичность — диалогич- ность» психосемантический подход относится к монологическим, поскольку в нем не столь важен контакт испытуемого с исследователем, сколько со стимульным материалом и методом. Наконец, психосемантику можно считать недирективным подходом ввиду того, что испытуемому предоставляется полная свобода в проявлении своей активности и высказывании своего мнения, а иногда и в организации исследовательской процедуры.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
ПРОЕКТИВНЫЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Бублик М.М. ПРЕИМУЩЕСТВА ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ДЕЗИНТЕГРИРОВАННЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ НЕОПТИМАЛЬНОГО СМЫСЛА ЖИЗНИ.
КАУЗОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СТИЛЯ ЖИЗНИ.
КАУЗОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СТИЛЯ ЖИЗНИ.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ И СТАНОВЛЕНИЕМ СУБЪЕКТА ЖИЗНИ
Доценко Е.Л. ОБЩЕНИЕ С ПОЗИЦИИ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
КОЗЛОВ Д.Д. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ КАК СИСТЕМА: ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
НЕЛЮБИНА А.С. СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ ПРИ СЕРДЕЧНО–СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ С ПОЗИЦИИ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Добавить комментарий