Психосемиозис концепта «дорога» в транскоммуникативном пространстве персональной мифологии

В проекте «Семиосфера-концептосфера» (2004) через тексты, написанные пассажирами железнодорожного транспорта, исследуется многозначность символических репрезентаций концепта «пространство — дорога» в персональной мифологии языковой личности. Психосемантический анализ семиотической организации ассоциативных полей текста, которые рассматриваются как «.смыслотворческие проявления транскоммуникабельности относительно и более сложных, и более простых миров» (Кабрин, 2005. С. 58), выявил различные смысловые концепты субъективных реальностей, которые, выступая в качестве транскоммуникативной матрицы, «организуют» принципы метакатегоризации индивидуального сознания личности пассажиров в ситуации поездки.

В социальной психологии семиотика малых групп и деловой коммуникации рассматривает социально-психологические роли как символические знаковые системы. Психосемиотика, отсылая к семиотике культурных концептов как хронотопов, в качестве одного из них выделяет концепт «путь-дорога». Этот коммуникативно «нагруженный» концепт семантически и экзистенциально наполнен транскоммуникациями, так как связан с важными или эксквизитными событиями жизни человека в специфическом пространстве и времени, когда, по наблюдению известного семиотика Ю.М. Лотмана (1996), сливаются географические (локальные), этические и психологические элементы в модели пространства и обыденное переплетено с духовным.

Тема железной дороги вошла в наш духовный мир, прежде всего, через творчество Андрея Платонова — самого метафизического русского писателя XX в. Железная дорога для него — не только средство достижения иной точки пространства, но и духовного перерождения, потребности обрести смысл жизни. Это — миропонимание и эсхатологические устремления народа. Дорога, путь в русской культуре — наиболее зримый и метафоричный символ связи и любви между людьми. Символичность значения дороги в культуре во многом определяется мощной пространственно-временной метафорой, представляющей в виде пути биографию человека, в которой фиксированы пространственные и временные константы коммуникативных ситуаций. Особенность коммуникативной ситуации встречи, знакомства, разговора в дороге М.М. Бахтиным (1986) рассматривается как «хронотоп дороги». Транскоммуникативный феномен Встречи (Вагонный попутчик), в которой не всегда объяснимая откровенность по отношению к незнакомому, характеризует специфику общения в дороге и неожиданные эффекты воздействия, обусловленные не только ее трансово-гипнотической спецификой (мелькание огней, стук колес, покачивание вагона и др.), но и вхождением в структуру хронотопа, что проявляется символическим смыслом понятия «дорога».

Целью этой работы стало выявление специфики реализации концепта «дорога» как одной из экзистенциальных категорий, важных для понимания внутренней картины мира пассажира в корпусе бытовых текстов самоописания и в ассоциациях пассажиров через определение места данного концепта в их картине мира. Предполагается, что смысловые образы и переживания дороги для пассажира, интегрированные в понятии хронотопа, отражают концепт «дорога» экзистенциалами его жизненной ситуации. Теоретико-методологическими основаниями такого предположения являются представления об интенциональности Э. Гуссерля (1994), идеи социальной и экзистенциально-феноменологической психологии об экзистенциальной коммуникации, психологии обыденного сознания в представлениях, суждениях, отношениях, интенциональности Ф. Брентано (2000), представления социальных психологов Л. Росса и Р. Нисбетта (1999) о связности повседневного социального опыта, смешении личностного и ситуативного в реальном мире, психологических механизмах ситуации в опыте повседневной жизни; А. Либина и С. Парилиса (1998) о феноменах повседневного сознания; о человеке как творце собственного внутреннего мира; о конституировании в языке мира человека и его убеждений, иных реальностей. В рамках языкового сознания, в частности темпоральной концепции языка, интенцио-нальность есть активное, волевое построение человеческим сознанием предметно-признаковой конфигурации, отражающей мир, на оси реального времени. Человек именно в интенциональном акте, опираясь на реальное время, «вычленяет» предмет через конфигурацию его признаков. В последнее время понятие концепта обнаруживается в психологии смысла, термин «концепт» становится синонимичным термину «смысл».

Осознанность интенции обусловливает существование в сознании человека универсальных концептов, т.е. «сгустков культуры», в виде которых культура представлена в ментальном мире человека. По О.И. Митрофановой (2006), выделение концепта как ментального образования, обогащенного социальным и культурным опытом личности, является закономерным в становлении антропоцентрической парадигмы психологии. Отечественную традицию в изучении концептов заложил С.А. Аскольдов (1928). Исследователь предлагает психологический подход к данному феномену, подчеркивая его субъективную природу: концепт — это «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода». В понимании концепта как заместителя понятия за Аскольдовым следует Д.С. Лихачёв в своей статье «Концептосфера русского языка» (1993). В современной когнитивной лингвистике концепт рассматривается как основная ячейка культуры в ментальном мире человека, как «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний. Изучение концептов тесно связано с изучением текстов, в которых эти концепты закреплены и вербализованы как отражение национальной культуры и сознания. С.Г. Воркачев (2003), характеризуя концепт как «зонтиковый термин», «покрывающий» предметные области нескольких научных направлений, указывает, что на очередном витке спирали, по которой движется в своем развитии гуманитарное знание, в ходе очередной «эпистемической революции» российская гуманитарная мысль столкнулась с необходимостью выработки нового термина для адекватного обозначения содержательной стороны языкового знака, который снял бы функциональную ограниченность традиционных значения и смысла и в котором бы органически слились логико-психологические и языковедческие категории.

Отраженное в словаре ядро понятия «дорога» — передвижение -всегда играло заметную роль в жизни русского этноса.

Русские — движущийся этнос с самосознанием оседлого. Испокон веков в жизни русских присутствовали странники, «калики перехожие», странствующие богомольцы, «нищеброды», коробейники, отходники-промысловики, охотники, беглые крестьяне и каторжники, разбойники, ямщики, уходившие в дальние извозы, переселенцы, отправлявшиеся искать, кому и где «на Руси жить хорошо», — весь тот российский люд, жизнь которого была связана с постоянными странствиями, передвижениями по путям-дорогам огромной страны. Вся совокупность понятий, образов, символов, связанных с идеей пути, языки культур, служащие для передачи этого концептуального комплекса, образуют «мифологему пути», неизменно и ощутимо присутствующую в русском коллективном национальном сознании.

Анализ текста-самоописания проводился по следующим критериям: классификации психического как субъективного, интенциональ-ного по Ф. Брентано (2000) (представление, суждение, эмоциональное отношение); по критериям анализа текста-рассказа Н.С. Розова (1981), которые отображают строение субъективного мира испытуемого (в данном случае через проработку темы путешествия), отношение пассажира со своим идеальным Я и всем миром. В представлении о самоописательных методиках наиболее значимой является бахтинская характеристика самоотчета-исповеди как формы словесной объективации жизни личности, имманентной нравственному сознанию. Согласно теории И.А. Стернина (2000), словарные дефиниции рассматриваются в качестве ядра концепта «дорога», а периферия представляется коннотативными, образными, оценочными характеристиками в ассоциативном эксперименте и в тексте. С психологической точки зрения семиотический анализ текста является процедурой феноменологического метода, частичной объективацией герменевтического подхода.

Выборку исследования составили пассажиры поезда «Томич», следующие маршрутом Томск-Москва-Томск в количестве 227 человек, и 23 проводника, также описавших свое отношение к дороге в смысловых и эмоционально-оценочных составляющих. Такими составляющими можно считать комплекс этнических традиций, обычаев и норм поведения, вещественных атрибутов и представлений, связанных с передвижением.

Это позволило выявить основные свойства концепта «дорога» в восприятии пассажиров: чувственная воспринимаемость: она наблюдаема, видима, осязаема, непрерывна и целостна, неоднородна, протяженна.

Далее была проведена классификация фразеологизмов по обобщенной схеме, сконструированной из прецедентного анализа Е.С. Ку-бряковой (1997), которая отмечает наличествующие в любой этнокуль-туре универсальные духовные характеристики, имеющие онтологические, гносеологические, харизматические и эсхатологические смыслы «обыденного сознания»; коммуникативные: микрогрупповые — в семье, между близкими друзьями, макрогрупповые — социальные, ролевые, статусные; национальные — этнические, цивилизационные, общечеловеческие; индивидуальные — эмоциональные, когнитивные; персональные.

Фразеологизмы, относящиеся к концепту «дорога» в текстах-самоописаниях пассажиров «Моя дорога», были разделены на ряд тематических групп, что позволило выявить наиболее существенные особенности реализации концепта «дорога» пассажирами. Концепты «правда», «истина», «надежда», «дух» — монофункциональны и находятся на периферии концептосферы пассажиров. Концепты бытийно-антропоцентрической группы, которые отражают реалию, многоаспектно осваиваемую человеком в процессе жизнедеятельности, занимают промежуточно-нейтральное положение. В экзистенциальное измерение концепт дороги переходил в случаях представленности в самоописании — третьего уровня — отношеннического, когда на описание проецировались экзистенциальные суждения. И, наоборот, дорога становится культовым символом для представителей молодежной субкультуры. Именно как символ свободы дорога популярна в молодежной среде.

Будучи многомерным ментальным образованием, концепт «дорога», как и всякий концепт, имеет три важнейших измерения — образное, понятийное и ценностное. Образная сторона концепта — это зрительные, слуховые, тактильные, воспринимаемые обонянием характеристики предметов, явлений, событий, отраженных в нашей памяти. Понятийная сторона концепта — это языковая фиксация концепта, его обозначение, описание, признаковая структура, сопоставительные характеристики данного концепта по отношению к тому или иному ряду концептов, которые никогда не существуют изолированно. Ценностная сторона концепта — важность этого психического образования для пассажира.

Проведенное исследование позволяет заключить, что дорога в поездке в целом воздействует на личность и выводит ее из привычного мира обыденных представлений, воздействует на сознание, миросозерцание. Путешествие становится для пассажира аналогом его духовного пути, предопределяет появление у пассажира моментов экзистенциальной коммуникации, когда он «припадает» к основным ценностям бытия. Семиотический подход через анализ ментальных концептов, выражающих интенциональность духовных исканий в проявлениях обыденного (знак-смысл-образ-символ), может быть ассимилирован в психологии в связи с необходимостью расширения межпредметных связей с другими гуманитарными дисциплинами. Образ и концепт дороги, пути, путешествия, эмоциональное отношение к ним являются составляющей переживания будущего события, являющегося целью путешествия. Роль проводника в переживании путешествия, во-первых, состоит в понимании «великой цели» путешествия для каждого отдельного пассажира, отражающаяся на выполнении проводником своих служебных обязанностей.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
10.15. Четвертый пояс персональной образовательной сети -система транскоммуникативных связей личности в пространстве университета
10.14. Третий пояс персональной образовательной сети - система транскоммуникативных связей личности в пространстве факультета
10.18. Седьмой рекреативный пояс персональной образовательной сети - транскоммуникативное пространство образовательных путешествий
10.16. Пятый пояс персональной образовательной сети -система транскоммуникативных связей личности в информационно-образовательном пространстве СМИ и Интернет
ГЛАВА 5. ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА КАК ПСИХОСЕМИОЗИС ЕГО СУБЪЕКТИВНЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ
10.9. Персональная образовательная траектория сотворения индивидуального транскоммуникативного мира
10.12. Первый имплицитный пояс персональной идентичности - система транскоммуникативных Я-интенций личности
10.17. Шестой креативный пояс персональной образовательной сети - транскоммуникативный полигон притязаний, испытаний и достижений личности
5.2. Текст как психосемиотическое пространство персонального мифа
10.11. Холархия поясов транскоммуникативного пространства профессионализации личности
10.10. Транскоммуникативная экзистенция личности, социума, культуры в образовательном пространстве
Транскоммуникативная ориентация базового коммуникативного пространства
1.2. Мифология.
Упражнение 52. Дорога Времени.
5.1. Текст как психосемиозис знаковых систем различных модальностей
Бегоян А.Н. ПОНЯТИЕ КОНЦЕПТА
ДОРОГА БЕЗ ВОЗВРАТА
Добавить комментарий