Путешествие в Нижние миры.

Путешествие в Нижние миры, из всех других путешествий, считается наиболее опасным по многим причинам, но также оно является и наиболее информативным. Это -путешествие в глубины собственного Я, в подсознание, туда, куда обычно не достает луч нашего обыденного внимания. Здесь нет морали и нравственности, здесь живут странные и чудовищные существа, мысли и переживания, здесь все, как в зазеркальном кошмаре из одной известной сказки. Однако, как и в сказках, здесь есть свой родник с живой водой и свое дерево с молодильными яблоками.

В наше время, для простого западного человека, бессознательное открывается ключами обыденных образов и символов, но также и древними рычагами метафор и архетипов. Что бы узнать свои «ключи доступа», вам необходима только практика.

Традиционно, проходов в нижний мир существует несколько, но все они, так или иначе, связаны с образами спуска куда-то вниз, под землю, хотя и не всегда. Спуск под землю или погружение под воду, в океан – ассоциируются с погружением внутрь себя, в свое собственное подсознание. В этом отношении, интересна карта психической реальности, предложенная С. Грофом (51). Гроф считает, что, при погружении вглубь себя, первыми слоями являются слои человеческой памяти (а особенно, травмирующие эпизоды прошлого), живущие в теле человека и влияющие на его поведение в настоящем. Затем идет сам процесс рождения, который делится у Грофа на 4 стадии. Каждая из стадий (в зависимости от того, как она пройдена), по-своему определяет всю дальнейшую человеческую жизнь. Ниже этого уровня лежат слои коллективного человеческого бессознательного (К.Г. Юнг), архетипы, мифы и зона непознаваемого. При вхождении в ИСС (измененные состоянии сознания), человек последовательно проходит слои: телесного дискомфорта, воспоминаний из собственного прошлого, переживает фазы рождения и т.д. По Грофу, в этой структуре есть место и «прошлым жизням» и «другим мирам» — все это находится где-то между мифами и непознаваемой зоной. Нужно оговориться, что в данном случае, нам достаточно только обобщенного взгляда на модель. В некотором роде, сама эта схема одинакова для всех людей, вне зависимости от места рождения и культуры. Однако образы, в виде которых подсознание предстает нашему вниманию, могут быть очень разными и далеко не всегда можно догадаться о том, что это такое и с чем связанно. Да и не нужно. Можно просто работать с тем, что появляется.

Для похода в Нижние миры, шаманы пользуются образами тропы, норы, реки и т.п. Для путешествий используют: норы, днища оврагов или пересохшие русла рек, дупла, корни деревьев, пещеры, пороги и др. В современном мире появились и свои традиционные места: подземные переходы, подвалы, коммуникации, метро, люки, лифты, туннели, в некоторых случаях, как показывает опыт, к таким местам можно отнести стройки и заброшенные дома. Подобные образы дают возможность структурировать увиденое в понятные и связные конструкции. Это метафора путешествия, пути. На пути встречаются те или иные сущности, объекты, происходят всяческие события. Все это лишь способ организации опыта и переживаний того, что в принципе не желает быть узнанным. Для шамана не важно, что он видит на самом деле – важно действовать процессуально и активно и, в конце концов, получить ощутимый результат своих действий. Результат этот выражается в помощи больному или получении важной информации, обретении уверенности в своих силах, решении проблемы и т.д.

В некоторых традициях нижний мир населяют тотемные существа (32, 39, 41, 174, 194). Это мир, в котором живут наши тотемы, — говорят шаманы. Еще там находятся души умерших, предки шаманов, различные силы, духи и пр (4, 188, 241). Путешествуя по мирам, вы откроете для себя истину о многогранности космоса, о множественности и разнообразии его миров. Важно помнить, что, как правило, существа, которые не являются нашими тотемами, бывают не очень дружелюбны по отношению к человеку. Враждебность нижних миров и существ их населяющих, основана скорее не на реальной опасности, а на том, что правила обитания в этих мирах отличаются от привычных нам. Обитатели Низа не испытывают свойственных нам социально культурных влияний, их жизнь протекает под воздействием совершенно других правил, начиная с того, что время для них обладает другими свойствами. Они могут путешествовать по времени, как вперед, так и назад, в отличие от нашего прямого направления в одну сторону. Некоторые авторы описывают такие их качества, как пристрастие к поеданию наших эмоций. Некоторые трактуют их, как откровенно Адские. Если вы приглядитесь к буддистской картографии, вы поймете, что все, что ниже мира человека, так или иначе, представляет собой какие-нибудь ужасы. Это не совсем верно, точнее не охватывает всего объема Нижних миров. Есть и вполне «приличные» миры, где все спокойно и гладко, даже очень интересно. Но все равно опасно. Таковы, к примеру, миры эльфов, гномов и прочих малых народцев. Эти миры полны всевозможными ловушками, временными сдвигами и др. В обычной жизни, это может выражаться тем, что путешественник, побывавший, скажем, в мире эльфов, как бы «теряется», придя в обычное состояние сознания. Создается впечатление, что он не совсем вернулся, что какая-то часть его внимания не здесь. Тогда говорят о захвате внимания этими сущностями. В результате, на поиск потерянных частей души этого «клиента», должен отправиться более опытный шаман (если такой, конечно, имеется поблизости). Таких историй много, ведь отправиться в путешествие в Нижние миры может каждый, лучше всего об этом знают заведующие отделениями пограничных состояний в психиатрических клиниках.

Мир шамана далеко не прост. Однако если действовать осторожно и с умом, отслеживая свои состояния, и должным образом завершая путешествия, ничего подобного не произойдет. Исследуя внутренний мир с соблюдением всех предосторожностей, люди обретают психологическую устойчивость и цельность, лучше понимают себя и свое место в мире, в обществе, в котором они живут. Общеизвестен тот факт, что многие шаманы стали шаманами только потому, что во время своей инициации, преодолели свои слабости и болезни (зачастую – психическую дисфункцию или даже клиническое заболевание). Научно вполне доказано и общепринято представление о шамане, как о полноценном и здоровом человеке (241).

Если вспомнить буддистскую, а особенно скандинавскую картографию, можно заметить, что деление на нижний и средний, а также на средний и верхний, несколько условно. Иногда Нижний мир описывается как пограничный или область, через которую надо пройти, чтобы попасть в другие миры (11). Но чаще нижний мир подразделяется на отличающиеся друг от друга зоны, что и воспринимается как идея различных миров (4). В своей практике, мы столкнулись с явлением «перехода» из зоны в зоны или из мира в мир. Обычно это какие-либо мосты, двери или преграды, которые необходимо преодолеть. За преградой иногда открывается настолько иное пространство, что удобнее всего назвать его, все-таки, другим миром.

В некоторых мирах живут существа, для которых наши эмоции служат пищей. Причем, только те эмоции, которые соответствуют энергетическим характеристикам их мира. Если это миры раздражения, значит, проходя через эти миры, мы можем испытать раздражение или гнев, который будут стремиться вызвать гневные сущности. Если мы посетим миры сладострастия, то встречи с суккубами или инкубами нам не избежать.

Наши сильные эмоции, такие как страх, любовь, гнев, для существ Нижних миров настолько привлекательны, что они готовы их воспринимать постоянно. Из-за чего они провоцируют нас на все большее и большее их проявление, что и представляет угрозу для людей. К примеру, если это страх, то они начнут показывать нам «самое ужасное», что смогут найти в нашем сознании. Они могут просто опустошить нас настолько, что мы умрем, но стоит нам перестать проявлять нужные им эмоции, как они тут же перестают обращать на нас внимание. Они уходят искать себе другую «жертву». Поэтому, путешествуя в нижний мир, шаман должен оставаться спокойным, несмотря ни на что.

Если же шаман хочет позвать кого-нибудь из жителей нижнего мира — ему просто необходимо проявить ту эмоцию, которая привлечет необходимого ему духа. Причем, чем ярче будет эмоция, тем больше шансов призвать кого-нибудь сильного и стоящего.

Для человека с европейским складом ума, нижние миры вполне могут приобрести очертания библейского Ада. Если вы столкнетесь с чертями и орущими на сковородах грешниками, вы откроете в себе христианство. Помимо всего сказанного, к нижним мирам приписывают обитанилища душ умерших и демонов. Сейчас уже трудно сказать, почему так получилось, возможно, сказывается влияние современных религий, но так или иначе, мертвые и демоны «переехали» в нижний мир.

Практически везде (но не обязательно), путешествие в Нижний мир начинается с входа в землю, который может иметь вид пещеры, норы, дупла или родника и продолжается по туннелю. Некоторые уподобляют его шахте или норе, уходящей вглубь земли. Возле входа в нору, вы встречаетесь со «стражем порога». Это может быть насекомое, животное, Дед или какая-то другая сущность, охраняющая вход. Интересно, что представления о «страже порога» существуют в большинстве мифов, описывающих подобные путешествия. Так, к примеру, в мифе о схождении в Ад, все герои сталкиваются с гигантским псом Цербером, охраняющим вход. Если вы не видите никого поблизости, обязательно его отыщите. Вам необходимо договориться со стражем. Обычно это легко сделать. Просто попросите его помочь вам в вашем путешествии. Если страж даст свое согласие, он будет охранять и защищать вас во время всего путешествия, а так же поможет вам мгновенно вернуться из любой точки обратно к входу. Это своеобразная «резинка», вытягивающая вас из любого состояния.

Договорившись со стражем, двигайтесь вглубь. На этом этапе, обычно, все сталкиваются с неким препятствием — дверью или преградой, закрывающей отверстие вниз. Нужно эту преграду как-то преодолеть: обогнуть, открыть, просочиться в виде ящерицы и т.д. и т.п. После того, как вы преодолели преграду, вы оказываетесь на мосту или в туннеле. Пройдите по мосту, и вы – в Нижнем мире. Дальше двигайтесь туда, куда вам нужно, здесь все индивидуально. Впервые попадая в нижние миры, рекомендуется ничего не брать и ни с кем не общаться без необходимости, если у вас нет особой задачи, к примеру, поиска животного Силы. Просто спокойно осмотритесь, исследуйте пространство и составьте карту. Если у вас уже есть духи-помощники, тотемы или животные Силы, обязательно всегда берите их с собой в ваши путешествия по нижним мирам.

Прежде чем начать путешествие, вы должны очистить свой разум от всего, отказаться от самоконтроля и начать свое путешествие без всяких ожиданий, не представляя заранее ничего, что вы намерены обнаружить. В деле настройки на путешествие вам поможет бубен или погремушка, трещотка или даже просто барабанная дробь, записанная на магнитофон. Барабанный бой используется шаманами на протяжении всего путешествия. Шаманы камлают и путешествуют при помощи бубна, но это не обязательно, ведь путешествовать можно и в полной тишине, особенно ночью, в темноте. Тем не менее, звуки бубна помогают образам и видениям формироваться в вашем мозгу. Фокусировка при помощи бубна вызывает представление о движении, которое помогает начать путешествие, а во время путешествия способствует получению информации. Однако если вы не хотите, чтобы вас услышали, вы можете прослушивать запись звуков бубна через наушники. Вы можете сами сделать такую запись или заказать ее в магазине. Вы даже можете барабанить пальцами по коробке, обшитой тканью. Помните, что шаманы прагматики: они используют все, что «работает». Если вы научились хорошо концентрироваться, вы сможете, подобно некоторым шаманам, отправляться в путешествие и без помощи бубна.

Надо понимать, что путешествие в нижние миры, это путешествие вглубь себя самого, туда, где живут скрытые и подавленные желания, травмы, фобии и фрустрации. Если вы не желаете знать горькую, но полезную правду о себе любимом, не ходите вниз, путешествие может не получиться. Наиболее правильная стратегия в путешествии заключается в разумной открытости любым переживаниям, даже самым ужасным или стыдным. Если вы не открыты для всего, что повстречается вам во время путешествия, вы просто теряете время. Если вы привыкли лгать себе, вам придется смириться с мыслью, что правда часто неприятна. Однако без правды не бывает силы. Осознав проблемные зоны, мы уже наполовину освобождаемся от их влияния и становимся сильнее, а значит радостнее и энергичнее. В этом и заключается принцип шаманской «охоты», так хорошо описанный у К. Кастанеды. Согласно учению Дона Хуана, шаман – это охотник. Без устали, днем и ночью, он выслеживает свою добычу, а когда находит ее – разбирается с ней по-быстрому. Жертвой шамана являются его привычки, слабости и ложные представления о реальности. Выследить их бывает необычайно сложно, здесь нужны уловки и навыки настоящего охотника.

Иногда во время путешествия вы можете получить Дар. Обычно это перья, драгоценные камни, книги. Вы можете принять этот дар или не принять, решать вам. На самом деле, эти дары не всегда полезны и не всегда приятны. После того, как вы станете опытнее, составите свою карту и освоитесь в путешествиях, вы можете поэкспериментировать с дарами. Часто, во время путешествия, «разумная» часть мозга, так называемый «Ум» встревает со своими комментариями и советами. Постарайтесь как можно меньше думать этой частью мозга, отключите ее. Просто отметьте, пришедшую вам в голову мысль, проигнорируйте ее, и путешествуйте дальше.

В некотором смысле, шаманское путешествие можно сравнить с мелодией или песней. На самом деле, шаманы часто поют, во время камлания. В таких песнях смысл слов не всегда понятен, а иногда его просто нет или это язык, на котором шаман общается со своими духами-помощниками, и его не интересует, понимают ли окружающие их беседу или нет. Главное, что с помощью таких песен шаман входит в состояние, позволяющее ему камлать и общаться со своими помощниками.

Шаманскую песню можно условно разделить на несколько частей:

1. Подготовка или настройка на нужное состояние.

2. Путешествие (в этой части шаман преодолевает сам путь в иной мир). Первые две части могут объединяться.

3. Нахождение в другом мире.

4. Возращение назад.

5. Выход из состояния и завершение камлания.

Один момент в путешествии (или песне) особенно важен. Что-то подобное делают гипнотизеры, когда говорят пациенту, что сейчас трижды щелкнут пальцами, и пациент вернется. В шаманских мелодиях таким «щелчком к возращению» является «стоп-тайм». Обычно (по М. Харнеру (219)) — это три отдельных, громких удара в бубен, которые воспринимаются как момент, когда пора возвращаться в этот мир.

Ко всему вышесказанному, надо добавить, что камлание и путешествия – процесс не обязательно индивидуальный. Для этого часто собирается компания. Шаман камлает, а остальные присутствуют. Иногда помогают бить в бубны, трещотки, маракасят, держат ритм или подпевают ему.

Майкл Харнер убежден, что монотонные ритмы бубна, звучащие во время шаманского сеанса, активизируют те области мозга, которые связаны с творческим мышлением, а также стимулируют ритмичное биение сердца. Известно, что основная частота ударов бубна, на которой происходит собственно само шаманское путешествие (200-220 ударов в минуту) – это нормальная частота биения сердца плода в утробе матери. Входя в ритмы еще нерожденного ребенка, мы возвращаемся в состояние гармонии со средой и связи с бытием, подобно той удивительной связи, какой обладают мать и ее ребенок. Физиологически, эти ритмы настроены на возврат во времена Изначальные, когда конфликт между миром и человеком еще не оформился в сознании последнего и человек пребывал в блаженном неведении, в так называемом, Изначальном состоянии сознания – не делимого на Добро и Зло (241). Эти времена еще называют Райскими.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
7.1. Путешествие в нижние миры
4.8. Путешествие в Верхние миры.
7.4. Путешествие в Верхние Миры
Миры демонов и других существ.
Верхние и нижние границы представлений об элитарности
11.2.5. "Верхние" и "нижние" границы представлений об элитарности
4.9. Средние миры, иные реальности.
Иные миры.
Путешествие в присутствие
ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ.
Шаманские путешествия за Силой.
Миры Ярости (Небеса Вырожденного Сознания, Асуры).
Глава 4. Психотехнологии шаманских путешествий.
7.2. Путешествие за Силой Животного
МИРЫ. ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИИ
ПУТЕШЕСТВИЕ КАК МЕТАФОРА.
4.10. Несколько примеров шаманских путешествий.
10.18. Седьмой рекреативный пояс персональной образовательной сети - транскоммуникативное пространство образовательных путешествий
Упражнение 42.
Добавить комментарий