О РАЗЛИЧИЯХ И СХОДСТВЕ

P>>Британский психоаналитик и групп-аналитик Малколм Пайнс в своей статье «Психоанализ, психодрама и групповая психотерапия: пасынки Вены» (Pines, 1987) сравнивает Фрейда и Морено с двумя антагонистическими мифологическими прототипами — Аполлоном (Фрейд, психоанализ) и Дионисом (Морено, психодрама). Согласно греческой мифологии Аполлон — бог расстояний (дистанции), пространства, объективности, иронии. Он точно пускает свои стрелы издалека. Аполлон символизирует знание, освобожденное от пут желания. Он — божество родовой аристократии… Дионис (Бахус, Вакх, Пан) — бог, связанный со стихийными силами земли, плодородием, виноделием. Это незаконнорожденное божество, борющееся за право войти в число олимпийских богов и повсеместное установление своего культа. В своей жажде изменений он несет в жизнь как изобилие креативной энергии, так и страшные разрушения… Аполлон стремится к упорядочению, единению внутри классических рамок. На противоположном полюсе стоит Дионис в окружении вакхической толпы, несущий катартическое освобождение от какого-либо подавления индивидуальности.

Итак, психоанализ и психодрама представляются как противоположные стили, и соблюдение равновесия и интеграция «аполлоновского» и «дионисийского» начал в психотерапии — задача далеко не ординарная.

Пол Холмс отмечает, что антагонизм Морено по отношению к Фрейду, который имел «как философскую, так и личную подоплеку», не только помешал ему использовать то ценное, что появилось в психоанализе после Фрейда, но и послужил препятствием к установлению полноценного диалога между психодрамой и психоанализом. Стиль же публикаций самого Морено отпугивал потенциальных читателей из других терапевтических школ (и в первую очередь — психоаналитической) своей хаотичностью, дезорганизованностью, а временами наивностью (Holmes, 1992).

Многие книги по психодраме передают рассказанный самим Морено анекдот о его коротком разговоре с Фрейдом в начале 20-х годов (или в 1912?) в Вене после одной из лекций основателя психоанализа о сновидениях. Фрейд якобы спрашивает Морено о том, чем он занимается. И тот отвечает: «Доктор Фрейд, я начинаю с того момента, на котором Вы останавливаетесь. Вы встречаете людей в искусственной обстановке своего кабинета. Я же встречаюсь с людьми на улице или у них дома, в их естественном окружении. Вы анализируете их сновидения. Я же стараюсь вдохновить их видеть эти сны снова. Вы анализируете их и разрываете на части. Я же позволяю им отыграть конфликтующие роли и помогаю снова собрать части воедино» (Moreno, 1989, р. 61). Как будто бы Фрейд заинтересован в привлечении Морено в стан своих сторонников (правда, кажется, у самого Фрейда вообще нет упоминаний ни о Якобе Морено, ни о психодраме), но молодой запальчивый Морено категорически отказывается принять сыновью позицию: «За исключением своего биологического отца я ни для кого не был способен стать «сыном»…

Даже будучи молодым, я был столь же неуступчив, как и Фрейд. Мы оба были отцами… Это было так, как будто неизвестный вождь африканского племени встретил короля Англии» (Moreno, 1989, р. 62).

Обратимся еще к некоторым высказываниям создателя психодрамы о психоанализе Фрейда (см. также Holmes, 1992).

«Я понял, что моя ссора не была… ссорой с фрейдовой психоаналитической системой. Это была ссора с его поведением как терапевтическогоАктера. Я не думал, что величайший целитель или терапевт мог бы выглядеть и действовать так… как Фрейд. Я представлял себе целителя как спонтанного, креативного протагониста в центре группы» (Moreno, 1989, р. 62). Морено настаивает на реальности и естественности взаимоотношений терапевта (как «актера» или даже «протагониста»?) и пациента, которые отсутствуют (но так ли это?), по его мнению, в психоанализе, где пациент оказывается: «…на кушетке в пассивном горизонтальном положении; аналитик располагается позади пациента так, чтобы оставаться невидимым и избегать взаимодействия (курсив мой — И. К.)… Трансферу пациента в отношении аналитика не позволяется расшириться и стать реальной двусторонней встречей… из-за этого сама жизнь изгоняется из приемной, а процесс лечения становится формой боксирования с тенью» (Moreno, 1967, р. 11).

Далее Морено критикует психоаналитиков за преувеличенный интерес к детерминирующим влияниям бессознательного прошлого. «Они упускают настоящий момент, в котором опыт локализует всю реальность…» (Moreno, 1977, р. 102).

Сам он больше заинтересован в понимании и разрешении проблем отношений «здесь-и-теперь», нежели в исследовании детского опыта (Williams, 1989).

В этой асимметричной полемике мы слышим только Морено, а Фрейд, как подобает психоаналитику, хранит молчание; что еще вовсе не означает полного отсутствия диалога между основанными ими психотерапевтическими традициями. Вырисовываются весьма своеобразные версии психоанализа и психодрамы:

версии психоанализа и психодрамы

Итак, перед нами две мореновские версии психоанализа и психодрамы, которые в известной мере улавливают специфику почерка каждого метода. Но, с моей точки зрения, сегодня обе версии, все еще разделяемые многими психотерапевтами неаналитической ориентации, уже можно рассматривать как своеобразные «культурные консервы» — клише, не отражающие полностью ни живой практики психоанализа (психоаналитической теории) и психодрамы в ее клиническом приложении, ни тех трансформаций, которые претерпели обе традиции со времен Фрейда и Морено. Попробуем чуть детальнее рассмотреть обозначенную выше дихотомию некоторых черт психодрамы и психоанализа.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
СОЕДИНЕННЫЙ МЕТОД СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ
СТЕПЕНЬ СХОДСТВА — РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ.
5. Диагностика сформированности умения выделять сходство и различие в предметах
ФАКТОР СХОДСТВА.
5.2.4. СХОДСТВО И ЗАБЫВАНИЕ
СХОДСТВО.
ОБНАРУЖЕНИЕ СХОДСТВА.
МЕТОД СХОДСТВА
9.5. Oтличия и сходство внутренних целей и внутренних причин
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Групповые различия
МНОГОМЕРНОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ
РАЗЛИЧИЯ ПО ТРЕВОЖНОСТИ.
РАЗЛИЧИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ
ТЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ.
О кросскультурных различиях
Добавить комментарий